1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,4%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,3%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,5%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,8%
  19. Aureal Vortex

    31,2%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Tigoro, фокус в том, что надо перебросить SB, midi, adlib - на реальный ковокс, используя то что было доступно до 2000 года. Притом из досовской же версии Дум 2 желательно.
     
  4. Tigoro AI General

    Tigoro

    Регистрация:
    4 фев 2010
    Сообщения:
    3.143
    Ну, если брать "мутанта" Sound Master II (внутренний ковокс с аппаратным opl2 на борту), то проблем не будет :)
    Remus 1997 года был, естественно без поддержки миди.
     
  5. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Tigoro, если бы так всё просто... ковокс должен быть "спаян на коленке"...
     
  6. Tigoro AI General

    Tigoro

    Регистрация:
    4 фев 2010
    Сообщения:
    3.143
    Это понятно. Вообще (по той истории) тут два варианта, либо над парнем пошутили каким-то образом (если считать что в doom была музыка, какая? может трекерный модуль фоном с мелодией из дума, максимально упрощенное), либо внешний модуль какой-то использовался еще, а не только ковокс (опять же, какой, на коленках их все паяли, образно говоря). Например что-то вроде того о чем здесь говорят - http://vb4.zx-pk.ru/showthread.php?t=22935
     
  7. Newbilius Программуль

    Newbilius

    Регистрация:
    24 авг 2007
    Сообщения:
    4.602
    @Tigoro remus, увы, так же не поддерживает менеджеры памяти. Да ещё и опробованные игрушки (Wolf3D например) не видели в результате звуковуху, в отличии от Virtual Sound Blaster.
     
  8. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    1. Накойхрен ты вообще грузишь всякие емм? хаймем и все. все работает. дос 6.22, хотя думаю любой другой сойдет.
    2. дум ниразу не пробовал, а вот вольф3д работал через vsb отлично.
    в общем, ковоксер и всб давали мне звук на 90% игр на обычный резисторный ковокс в начале 90-ых.
     
    Bato-San нравится это.
  9. Newbilius Программуль

    Newbilius

    Регистрация:
    24 авг 2007
    Сообщения:
    4.602
    1) Оперативки для всяких Commander Keen 4 или Hocus Pocus не хватало :-( Но дело как всегда оказалось в том, что я посмотрел не туда и тупанул с настройками в config.sys/autoexec.bat (кто-бы сомневался), и не смотря на использование команд DEVICEHIGH и LH, мои SMARTDRV, MSCDEX, CTMOUSE и прочее оказывались в основной памяти, а mem рапортует о 63 мегабайтах XMS и 0 байт Upper Memory. В общем, ориентируясь на вот эту тему сделал адекватней, теперь памяти хватает.

    2) Wolf3D действительно через vsb работает почти отлично (почему то звук открываемых дверей обрывается раньше, чем нужно). Так же как и Prince of Persia, Hocus Pocus... А вот в Dune 2 и Commander Keen 4 почему то тишина, хотя у того же Антиквара встречал упоминание, что мол, в Dune 2 работало. Причем игрушки звуковушку то находят, но вот звука - нет.

    Ну и QEMM хотя бы гипотетически позволил бы запустить Doom/Duke Nukem 3D и прочее, что работает в защищенном режиме
     
  10. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Таким старым играм нужна исключительно convertional память. Отключай все, кроме хаймема и будет отлично работать.
    Точнее сделай конфиг с менюшкой, когда надо много базовой памяти - один пункт, когда не надо - все остальные смартдрайвы, драйвера мышек, русификаторы и прочее барахло.
    Да, есть такое.
    В этих я не пробовал. Возможно что и никак.
     
    Newbilius нравится это.
  11. Newbilius Программуль

    Newbilius

    Регистрация:
    24 авг 2007
    Сообщения:
    4.602
    Во, нашел упоминание про Dune 2) Надо будет у автора спросить, вдруг годы спустя он таки помнит какие-то нюансы.

    А идея с менюшкой правильная, пожалуй так и сделаю.
     
  12. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Эта идея не просто правильная, она азбучная! Если хочется, чтобы всё работало без головной боли.
     
  13. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Автор пишет современные мемуары про то, что было в 1992 году, а память она такая штука, не совсеем надежная, больше ассоциативная.
    Впрочем, надо будет попробовать самому, может и заработает.
     
    Newbilius нравится это.
  14. Newbilius Программуль

    Newbilius

    Регистрация:
    24 авг 2007
    Сообщения:
    4.602
    Так то оно так, но некоторые азбучные истины из головы вылетают, когда ими не пользуешься :-(
     
  15. TechnoWizard

    TechnoWizard

    Регистрация:
    8 июл 2013
    Сообщения:
    121
    Ну не всё так сурово, нужно грузить драйвер верхней памяти и грузить всё туда. Правда на относительно современной системе(аля P4) её поменьше ~63Kb, на машине P1-P2 чуть более 100Kb. Стандартные драйвера можно поменять на более компактные аналоги(у меня например драйвер CD-ROM весит всего 2кб, против стандартных 25-30Kb). Итого на P4 в чистом DOS свободно 567Кб, при том, что у меня загружено всё мне необходимое: драйвер CD-ROM, мышь, драйвер SBLive!, русификатор с дискеты Win98(который тоже можно заменить на нечто более компактное и выиграть еще 5-6 Кб) и даже драйвер на сетевую 3Com весом в 30Кб(меньше не нашел) + запущен Norton Commander кушающий ~5Кб.
     
  16. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Я помню некоторые игры, типа первой Kyrandia, которым надо 590-600 свободной convertional.
    Так что у меня все равно есть пункт меню без всех драйверов, раз в несколько месяцев да и пригождается.
    Ну а для комфортной работы - да, можно или тюнить все под loadhigh, или какой-нить qemm натравить.
     
    Bato-San нравится это.
  17. TechnoWizard

    TechnoWizard

    Регистрация:
    8 июл 2013
    Сообщения:
    121
    Первую не пробовал, вторая грузится нормально на 567Кб, а если из моей конфигурации убрать сеть, которая в DOS далеко не всем нужна, то как раз 600Кб и выйдет.
     
  18. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @TechnoWizard, если не сложно, был бы рад увидеть содержимое autoexec/config и версии резидентов, позволяющих освободить 600k conventional memory. Спасибо!
     
  19. TechnoWizard

    TechnoWizard

    Регистрация:
    8 июл 2013
    Сообщения:
    121
    Без проблем.
    За основу взята обычная дискета от Win98SE. Системные файлы перенесены на отдельный первичный раздел через format c: /s. Дальше всё добавлял ручками.

    autoexec.bat

    config.sys

    ptsatapi.sys - CD-ROM драйвер весом 2кб, отлично работает. Недостаток один - не понимает мультисессию.
    mscdex.exe - заменен на SHSUCD v3.3
    ctmouse.exe - маленький драйвер мышки из FreeDOS (2.1 Beta 4)
    3c90xpd.com -пакетный драйвер 3Com сетевой, v5.2.6. Весит 30Кб, меньшего по размеру найти не удалось, с ним выходит 567Кб, без него 597Кб, если и этого мало, можно просто выйти из Norton Commander перед запуском игры или заменить чем-нибудь полегче вроде волкова.
    Всё остальное стандартное, с дискеты Win98SE. Разве что EMM386.EXE лучше заменить на UMBPCI.SYS, всё от того-же FreeDOS, если не нужно заводить драйвер на SBLive!, который требует именно EMM386 и ничего больше.

    Так-же прилагаю скрины работы mem /c/p (сразу извиняюсь за качество, снимал на телефон)
    С драйвером 3Com
    IMG_20160111_101356.jpg IMG_20160111_101407.jpg

    Без оного
    IMG_20160111_101503.jpg IMG_20160111_101514.jpg
     
  20. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    А чего UMB не используются?
     
  21. TechnoWizard

    TechnoWizard

    Регистрация:
    8 июл 2013
    Сообщения:
    121
    @MisterGrim, отчего-же не используется ? Всё что можно в верхней памяти и расположено.
     
  22. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Я бы смотрел в сторону qemm.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление