1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,4%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,3%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,5%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,8%
  19. Aureal Vortex

    31,2%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Я вижу только 64кб. Это ж HMA, но не UMB.
     
  4. TechnoWizard

    TechnoWizard

    Регистрация:
    8 июл 2013
    Сообщения:
    121
    --- добавлено 11 янв 2016, предыдущее сообщение размещено: 11 янв 2016 ---
    Рассматривал такой вариант, но пишут, что sbeinit с ним не совсем дружит.

    Увы, это всё что есть свободного на данной материнке( Я то-же думал по началу, что маловато и я сделал что-то не так, но после запуска теста(umbchk.exe) идущего в комплекте с UMBPCI.SYS, понял, что там просто всё забито толи кусками BIOS самой материнки, толи BIOS'ами встроенных в материнку устройств...
     
  5. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Однако…
     
  6. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Надо разные версии пробовать,но в цедлм все работает и работает он намного лучше чем emm386, который MS в итоге забросил.
    qemm работает вплоть до win me.
     
  7. TechnoWizard

    TechnoWizard

    Регистрация:
    8 июл 2013
    Сообщения:
    121
    @tuliss, попробую, хотя на этой материнке больше памяти не получить. Это в принципе самый худший случай, когда UMB забит полностью. Ради интереса попробую освободить память по максимуму, благо там еще есть где развернуться без потери функционала.
     
  8. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    В qemm была утилита, типа memmaker - но которая работала более одекватна. LOADHI.SYS мог загружать в пслд версиях до 32 устройств за раз.
    Память не ограничивалась 64 метрами итд в общем много чего интересного, при этом неплохая совместимость относителньо emm386.
    Есть да же сжатия памяти :) MagnaRAM - сейчас в linux переодически используется в виде zram. Был приятно удивлен, что технология не забыта :)
     
  9. TechnoWizard

    TechnoWizard

    Регистрация:
    8 июл 2013
    Сообщения:
    121
    Увы S_Font, русификатор который не имеет резидентной части вообще у мена не пошел, зато после установки keyrus с ключами /INTEFACE=OFF /8x8=OFF /8x14=OFF /8x16=ON /128 и загрузки Norton Commander в верхнюю память у меня получилось следующее:

    584Кб с драйвером на LAN
    IMG_20160111_163207.jpg IMG_20160111_163227.jpg

    614Кб без драйвера на LAN
    IMG_20160111_163322.jpg IMG_20160111_163331.jpg
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2016
  10. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Нету smartdrv.

    ЗЫ зачем нужен резидентный sbinit? Креативовые карты родными утилитами инитятся без резидентов.

    Мои стартап конфиги с менюшкой и кучей звуковых (заремленные) тут:
    ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/soft/_ONFIG.SYS
    ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/soft/_UTOEXEC.BAT
    (размер свободной памяти в config.sys у вас будет другой, это я по своей машине пробивал).
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2016
    Newbilius и TechnoWizard нравится это.
  11. TechnoWizard

    TechnoWizard

    Регистрация:
    8 июл 2013
    Сообщения:
    121
    @easy_john, спасибо, поковыряюсь.
     
  12. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @TechnoWizard, ну супер. Буду ковырять у себя, а то мне что-то больше, чем 557кб, не удавалось выдавить на моём i865. Хотя я и не занимался пока вплотную. В идеале хочу сделать три варианта загрузки, HIMEMonly, EMM, QEMM.
    У меня, если память не изменяет, тоже. А материнка какая?
     
  13. TechnoWizard

    TechnoWizard

    Регистрация:
    8 июл 2013
    Сообщения:
    121
    @LANRUS, Gigabyte 8IPE1000-G/L
     
  14. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    О, это прекрасная серия! Сам долго на такой сидел, звук в DOS извлекал из Audigy2. На мой взгляд, эта плата от Гигабайт в нескольких незатейливых ревизиях намного качественней пафосных Асусов P4x800 в богатой комплектации. А какие операционки на ней стоят сейчас, помимо 98/DOS? Какой проц установлен? Почему нет желания параллельно с Лайвом использовать Вортекс2? Тут тебе и A3D, и разъём для миди-дочки!
     
  15. TechnoWizard

    TechnoWizard

    Регистрация:
    8 июл 2013
    Сообщения:
    121
    @LANRUS, процессор Pentium 4 на 3ГГц. Кроме ДОС/WIN98SE пока ничего больше ничего не стоит. Насчет вортекса была мысль, но тут нелегкий выбор: или поставить еще одну Voodoo 2 и включить SLI или Vortex2. Хоть GeForce 7600GT и довольно тонкая, но всё равно не дает использовать первый PCI слот, еще три заняты Voodoo 2, SBLive! и 3Com'овской сетевой. Остался последний слот... Сейчас тестирую систему в плане совместимости, с win98 и dos играми и у меня в BIOS отключено фактически всё лишнее вплоть до USB2.0 портов. Дальше попробую использовать вместо 3Com встроенную сетевую и если система не потеряет в стабильности, то тогда однозначно Vortex2 буду ставить.
     
  16. Tigoro AI General

    Tigoro

    Регистрация:
    4 фев 2010
    Сообщения:
    3.143
    Помучил Sb Live! на новых м\б платах, под дос, услышал только миди. Пишут что в ряде случаев при проблемах с nmi еще адлиб работать может, либо только чисто аудиотракт. Если работу midi еще можно понять, то остальное, при условии что не совместимо юелеза, а намтройки прааильгые, а не наоборот, звучит оригтнально.
     
  17. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    На сколько новые матери? Больше, чем P4?
    PS что-то с написанием слов. тяжело читать.
     
  18. Tigoro AI General

    Tigoro

    Регистрация:
    4 фев 2010
    Сообщения:
    3.143
    С телефона пишу :-[ конечно больше, последние новинки наверное для 775 сокета и amd3+, те 2009-2013г выпуска. Nmi естественно в нормальном виде нет. Удивило что миди хоть было.
     
  19. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Всё верно, так и должно быть. DDMA не поддерживается. Читаем внимательно первый пост темы, там всё сказано. Ошибка лишь в том, что топовая карта Audigy2, а не Live.
    --- добавлено 15 янв 2016, предыдущее сообщение размещено: 15 янв 2016 ---
    Я так понимаю, что "миди" - это GM? Ну так открою страшную тайну: "адлиб" - это тоже миди. И в случае с Live успешное проигрывание GM и FM - это масло масленое, потому что то и другое выполняется на эмуляторе ADLib.
     
  20. Tigoro AI General

    Tigoro

    Регистрация:
    4 фев 2010
    Сообщения:
    3.143
    @LANRUS, страшной тайны в этом нет. Особенно интересно это выглядело в некоторых дос играх по WinMe, принудительный вывод OPLx музыки через GM банк (на слух это было вроде бы так, под системным эмулятором SB Pro). Интересно что у меня при работающей поддержке GM - fm не захотело работать, точнее якобы играло, но звука нет (трекеры), громкость якобы была. Аналогично успешно определялся sb 16 программами, но либо звука не было, либо все останавливалось при попытке озвучки. Отсюда не совсем понятно за счет чего у некоторых все же был звук, при этом Adlib и GM не работало (на каком то форуме попалось). Да, активатор sterr ничего не дал, разумеется, хотя сообщал что nmi поддержка полностью перенаправляется :-)
     
    Последнее редактирование: 15 янв 2016
  21. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Теперь путаница. Так мы толкуем о сеансе DOS из-под Линолеума, или мы толкуем о "чистом-конкретном" DOS? Под виндами поведение может меняться, в т.ч. программная эмуляция SB16 с двумя каналами DMA будет всегда, на любом чипсете, на котором удалось поднять Win9X! А в чистом конкретном досе нет, требуется аппаратная поддержка DMA со стороны южного моста и реализация этой возможности в биосе конкретной материнки.
     
  22. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    А у каких конкретно, интересно.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление