1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,9%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,9%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,2%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    49,0%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,8%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,1%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,0%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,3%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    7,0%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,7%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,6%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,5%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    42,7%
  19. Aureal Vortex

    31,8%
  20. DB waveblaster и другие

    7,3%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    unp, HotChip, AndyFox и 16 другим нравится это.
  2.  
  3. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Предполагаю, что у Ямахи звук будет чище. За неимением лучшего я бы выбрал её.
     
    Чапай нравится это.
  4. Tigoro AI General

    Tigoro

    Регистрация:
    4 фев 2010
    Сообщения:
    3.078
    Не совсем корректно, но не хочу плодить темы :) Как известно, Windows ME включает в себя эмулятор SB. В нем есть поддержка цифрового звука, есть поддержка General MIDI и довольно своеобразная реализация поддержки OPLx, на слух - кривой вывод через банк General MIDI (могу и ошибаться). Живьем WinME я практически не застал - как и у многих тогда, единственное железо было с глюками (либо далеко не очень совместимое) и WinME нормально работала только до установки драйверов, либо требуемого набора программ (нормальную работу увидел уже только в эмуляторе). Вопрос, при эмуляции Adlib в WinMe есть действительно перенаправление вывода на порты GM или это мне так показалось?
     
  5. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    на самом деле всё это работает совсем не так или не совсем так.

    Разумеется следующим номером будет вопрос, что за звуковую карту вы использовали ?
     
    Последнее редактирование: 3 фев 2016
    Goblinit нравится это.
  6. Tigoro AI General

    Tigoro

    Регистрация:
    4 фев 2010
    Сообщения:
    3.078
    @Bato-San, т.е. все же эмуляция шла с выводом на виртуальные порты Adlib, но с "кривым" банком?

    По поводу аппаратной карты (под Windows ME) - тогда - возможно ESS688 или Yamaha OPL3SAx. Позднее, SBlive! + wdm KX System driver; и выводом midi - Roland Sound Canvas из directx. Соответственно, в окне DOS был доступен только SB 2.0 и специфическое перевирание Adlib музыки, если запустить что-то вроде Eye of Beholder или иное (в ряде случаев звучало гораздо круче, но не правильно). Под виртуалкой не помню как работает, надо будет посмотреть.
     
    Последнее редактирование: 4 фев 2016
  7. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Tigoro, не шла там никуда эмуляция. Вообще. ESS688 так пела. И то не по своей воле видать. Ибо ямаха даёт нормальный звук -для неё OPL родной.
    Другое дело, что надо всё настраивать по человечески.

    Вот если бы ты назвал AC'97... и то не всякий ! Ну или там гуся или ещё какую то левую экзотику.
     
    Последнее редактирование: 4 фев 2016
  8. Tigoro AI General

    Tigoro

    Регистрация:
    4 фев 2010
    Сообщения:
    3.078
    Я не помню. По тому времени - для WinME - у меня было что-то из этих карт, либо - либо. Вполне вероятно вообще ничего не работало и система подыхая вешалась после установки аудиодрайверов, какие были на доступных дисках для Win9х. Под 98, естественно, никаких проблем не было.

    Вариант WinMe + SBLive! + wdm драйвер без эмулятора SB от креатив можно попробовать проверить, как под DOS будет петь.
     
    Последнее редактирование: 4 фев 2016
  9. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    оооох... не под дос, а в консоли. К тому же не путай PCI с ISA. Ибо у PCI добавляются свои специфические радости. И радости эти зависят уже не только от аудиокарты.
    Впрочем лайв даёт разный несколько результат по качеству с vxd и wdm.

    Однако я не уловил, почему используется именно WinMe и так нажимается на её использование, хотя много адекватнее использовать 98SE.
     
  10. Tigoro AI General

    Tigoro

    Регистрация:
    4 фев 2010
    Сообщения:
    3.078
    @Bato-San, вопрос все же был про эмуляцию SB в windows me, при запуске dos програм под ней :-) Поскольку найти про это не получается, гугл уходит от темы.
     
  11. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    просто, это в корне не верно называет эмуляцией. Эмуляция, это уже в DosBox.
    правильно тут говорить о совместимости со стандартом Soundblaster - карт не от creative, а слово эмуляция вводить в заблуждение всех включая тебя самого.
    Если коротко, то эмуляции SoundBlaster в самой windows ME как и в других системах нет.
    Далее можно говорить, что Sound Blaster Pro была совместима с Sound Blaster и AdLib, но не как не эмуляция !
    Мысль надеюсь донес.

    P.S. и да, WinMe тут не при делах.
     
    Последнее редактирование: 4 фев 2016
  12. Tigoro AI General

    Tigoro

    Регистрация:
    4 фев 2010
    Сообщения:
    3.078
    Хорошо, уговорили :-) доберусь до нее в следующий раз, вернусь к вопросу.
    --- добавлено 4 фев 2016, предыдущее сообщение размещено: 4 фев 2016 ---
    Собственно, я про этот момент спрашивал "Windows 98SE and ME has its own generic SoundBlaster emulation WDM driver that can be used by any WDM sound driver that makes reference to it (SBEMU.SYS, if I recall correctly). The major problem here is that it emulates an SoundBlaster Pro, wich means 8-bit sound only. VXDs drivers, on the other hand, have to implement this manually. An easy way to spot this is to install both Win98se and WinME in a machine with a SB16 board. Windows 98 ships with a VXD driver which implements SB16 sound emulation for DOS boxes, Windows ME ships with a WDM one, so you'll only get 8-bit sound."
     
  13. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
  14. Tigoro AI General

    Tigoro

    Регистрация:
    4 фев 2010
    Сообщения:
    3.078
    А то!... :-)
     
  15. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Tigoro, фокус в том, что ко всему что я выше сказал - надо ещё писать огромный трактат на предмет того, как всё это работает на самом деле послойно. Насколько я понимаю, тебя интересует вопрос, почему некоторые DOS-игры в упор не видят звуковуху под виндовс ?
     
  16. Tigoro AI General

    Tigoro

    Регистрация:
    4 фев 2010
    Сообщения:
    3.078
    Все проще. В ситуации, как ты ее назвал - "тихий ужос", я словил дикую (для меня) разницу звучания в одних и тех же играх, когда звучала музыка OPL2\OPL3 - в сравнении с запуском этих же игр, на этом же железе, но под чистым DOS. Доберусь до WinME - попробую записать\показать. В ряде случаев звучало довольно интересно (но не правильно), напоминало несостроенный оркестр на базе именно wavetable, а не fm-синтеза. В играх же с поддержкой General MIDI (вывод на 330 порт) все было замечательно.
     
    Последнее редактирование: 4 фев 2016
  17. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Типа как через SBOS на UltraSound?
    И тогда, раз уж зашла речь, возможно ли как-то в ДОСБоксе запустить SBOS и MEGAEM с виртуальным UltraSound'ом?
     
  18. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    Последнее редактирование: 4 фев 2016
  19. Tigoro AI General

    Tigoro

    Регистрация:
    4 фев 2010
    Сообщения:
    3.078
    Не слышал :) Но возможно. Нужно запись эмуляции отснять, будет понятна разница (м/у FM и то что WinMe выводила).
     
  20. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    За ЧВО спасибо, почитаю, а вот что мешает точно не помню, но помню что была проблема с запуском (да и на реальном железе были разные проблемы с этим, приходилось с бубном плясать).

    Ну, тот же SBOS так и делал эмулируя FM-синтез на своей "вейвтейбле", звучало весьма специфично, местами интересно, а где-то ужасно.
     
    Tigoro нравится это.
  21. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Я тут больше скажу, я попробовал найти SBEMU.SYS и вот не как.
    Может конечно я хреново ищу ?
    Те явно человек с msfn перепутал теплое с мягким ? (да он и сам пишет, что вроде как так)
    В общем я сомневаюсь, что это правильно называть эмуляцией.
     
  22. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @tuliss, эта... ты тоже уже не туда полез. Всё не так просто. Чел с msfn конечно фигню написал в меру своего недопонимания сути происходящего, но в этом и правда трудно разобраться даже с исходниками на руках. Потому что оно сильно оригинально да витиевато замыслено и исполнено. Хстати у ME действительно есть какая то ошибка, но какая конкретно вспомнить затруднительно. Однако она притащена из 2000, если не ошибаюсь.
     

    Вложения:

    • SBEMUL.zip
      Размер файла:
      15,6 КБ
      Просмотров:
      51
    tuliss нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление