1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,4%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,3%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,5%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,8%
  19. Aureal Vortex

    31,2%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    ахха все нашел

    SBEmul System Driver
    The SBEmul system driver (Sbemul.sys) provides Sound Blaster emulation for MS-DOS applications. The SBEmul driver is a client of the SysAudio system driver. To render and capture content, the SysAudio driver uses the preferred wave and MIDI devices (as set in the Multimedia property pages in Control Panel).

    Sound Blaster emulation is supported only in Windows 98/Me.

    Written by Jeff Taylor and Joseph Ballantyne
     
    Последнее редактирование: 5 фев 2016
  4. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @tuliss, а теперь засунь в систему Adlib и заставь его изображать SBPro... :rofl:

    Ну собсно сыр-бор именно из-за этого и происходит. Ибо мало кто понимает, когда эта самая "эмуляция" есть, а когда её нет.

    Однако на самом деле это WDM-CSA Filter.
     
    Последнее редактирование: 5 фев 2016
  5. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Ну там есть определенные условия, для этой работы. (подержка WDMA) Честно говоря все ссылки уже закрыл :)
    Но в общем целом понятно, почему оно так криво работало в dos сессиях :)

    https://msdn.microsoft.com/ru-ru/library/ff537039(v=vs.85).aspx
     
    Последнее редактирование: 5 фев 2016
  6. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    Криво это то что впаяли в NT линейку позже. По сравнению с этим ужосом - очень прямо. Хотя казусы то есть. Например версия DSP.
     
    Tigoro нравится это.
  7. Tigoro AI General

    Tigoro

    Регистрация:
    4 фев 2010
    Сообщения:
    3.143
    хех, тракерсы еще рулят... ладно, не буду вызванивать чтоб хост выключили окончательно, а то по нынешнем временам скоро так единственным живым сайтом останутся по теме....
     
  8. Antr00plasm

    Antr00plasm

    Регистрация:
    6 окт 2009
    Сообщения:
    1.758
    Люди, сорри если уже где-то писали, но перерывать 108 страниц сложновато. Реально ли заставить работать SB Audigy в DOS играх под win 98. Драйвера для DOS ставил, файл CTSYN.INI , как написано в статье, написал. При загрузке Win 98 пишет что SB 16 emulation инициализирована. Однако, когда пробуешь в setup (в качестве тестовой игры скачал Duke 3d) настроить звук/музыку пишет Sound Blaster not responding on selected port/could not detect FM chip соответственно прерывания задавал разные и прерывания эмулируемой SB 16 и физическое прерывание SBA (которое он пишет при иниц-ии). В общем задолбался уже с этим Audigy, но все же хочется попробовать настроить. Если кто сталкивался с подобной настройкой (насколько понимаю она подходит и для SB live и пр) буду признателен за помощь.
     
  9. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Mikrygin, для проверки стоит использовать сетап от warcraft II.
     
  10. Antr00plasm

    Antr00plasm

    Регистрация:
    6 окт 2009
    Сообщения:
    1.758
    Попробую конечно, хотя звука то явно нет (в любых Вин играх проблем нет). Читал на иностранных форумах, что проблема вроде как частая (на разных чипсетах, на моем тестовом KT600) и зависит от поддержки материнкой\чипсетом non maskable interrupt. Хотя Ямаховская звуковуха на этой плате работает в DOS без проблем. Кстати на этом же компе, при настройке 3dfx Voodoo пришлось отключить в Биос PCI post write иначе при запуске игр на экране появлялись цветные квадраты вместо изображения. Короче либо материнка не поддерживает толком, либо в BIOS что-то надо вручную задавать.
    --- добавлено 12 мар 2016, предыдущее сообщение размещено: 12 мар 2016 ---
    Если с этой материнкой ничего не выйдет потом попробую эту карту ради интереса на P2 350 на i440bx, хотя на этой материнке есть isa и я могу в неё воткнуть настоящий isaшный SB
    --- добавлено 12 мар 2016 ---
    Блин, что-то вообще ничего не понимаю. Попробовал, в Win XP звук/музыка в Дюке есть, что же под 98ым не так то?
     
  11. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    конкретно под виндовс ? Или в дос ? Если под виндовс - там не должно быть досовских дров с эмулятором, но должны быть виндовые.
    Под досом - наоборот.

    Ну в общем делай как тут написано.
     
  12. Antr00plasm

    Antr00plasm

    Регистрация:
    6 окт 2009
    Сообщения:
    1.758
    Bato-San, слушай под win98 в Warcraft 2 музыка есть (General Midi), звуков нет , в Duke 3d, Doom 1, 2 нет ни того не другого. Запускаю под Win 98 прямо из Windows. Кстати по этой статье и делал - файл ctsyn.ini От туда же прописал, ибо в комплекте c дровами , что на диске его не было. Удивительно что под XP, звук то определяется в этих же играх, правда с характерными для XP глюками. Может драйвера под 98 Винду кривые просто, начинаю так думать, кстати в этой же статье , насколько я понял, написано что со звуком в Dos Играх, запускаемых под win проблем быть не должно.

    То есть, имеешь в виду - удалить DOS drivers, что я ставил с диска карты? Но, я так полагаю, что раз в XP звук есть, то и в 98 его получить можно. В общем вечером продолжу мучения. Кстати, в Дюке главная тема, на этой карте звучит просто офигенно (под XP), наверное даже лучше чем на Ямахе, хотя на ней тоже отличный синтезатор.
     
  13. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    да.
    Не знаю что там у аудиджи, но лайв то работает. Хотя может канешна и чипсет делает чорное дело.
     
  14. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Блин, ну вообще аудиджи - это эму8к, это совсем другой чип, с чего бы он обязан работать на старых системах с дровами от лайв?
     
  15. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Goblinit, У него свои есть. Статью почитай внимательно.
     
  16. Antr00plasm

    Antr00plasm

    Регистрация:
    6 окт 2009
    Сообщения:
    1.758
    Кстати, мой косяк, что не написал, но в XP устанавливаю WDM дрова, в 98 есть выбор VXD\WDM установщик вроде как рекомендует ставить VXD, попробовать WDM что-ли, ведь в XP то все норм с ними. Все-таки склоняюсь, что это косяк кривых креативовских дров. В обще будем пробовать.

    З.Ы. Оригинального диска ессно не сохранилось, поэтому скачал образ OEM диска Audigy c Никса (так на всякий случай пишу)
    --- добавлено 12 мар 2016, предыдущее сообщение размещено: 12 мар 2016 ---
    Кстати пробовал скачивать драйвера с офф сайта, после запуска, установщик говорит "could not detect any creative hardware"
     
  17. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    Пользуйтесь только оригинальным Crivativ, берегитесь подделок ! :D

    Вот и беда то - нигде нет комплектных дисков от лайва и аудиги. Везде валяются какие то некомплектные, то досдрайверов нет, то виндовые через попу.
     
  18. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Напиши точную ревизию карты или фото. Я помню, например, что у в семействе augidy была низкопрофильная карта собранная совсем на другом чипе, дрова под нее были совсем отдельные.
     
    Goblinit, MAN-biker и Bato-San нравится это.
  19. Tigoro AI General

    Tigoro

    Регистрация:
    4 фев 2010
    Сообщения:
    3.143
    На драйверах в вогонзах какие-то из образов были похожи на мои три оригинальные от sb live! gold (которая с модификацией unreal в комплекте)
     
  20. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Tigoro, ты лучше образы сними и положи на яндекс-диск. Вообще наверное надо сделать отдельную тему и отдельный диск что бы собирать образ дровишек для аудиокарт. А то вогонсы это хорошо, но не то. Надо образ диска и идентификацию звуковухи с которой в комплекте шло.
     
    MAN-biker нравится это.
  21. Antr00plasm

    Antr00plasm

    Регистрация:
    6 окт 2009
    Сообщения:
    1.758
    Пишу, что вижу на плате SD0230 , 322a2328e еще только серийный номер есть
    --- добавлено 12 мар 2016, предыдущее сообщение размещено: 12 мар 2016 ---
    На чипе кстати Audigy написано тоже
    --- добавлено 12 мар 2016 ---
    (010225 на всякий, ибо слова rev--- на плате вроде нет)
     
  22. Tigoro AI General

    Tigoro

    Регистрация:
    4 фев 2010
    Сообщения:
    3.143
    В том-то и беда :) Эти диски с переездами улетели в помойку лет 10 назад, не думал что на ITX соберу совместимое с DOS\win9x. Карта-то и сейчас под linux\win10 полноценно работает.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление