1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,9%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,9%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,2%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    49,0%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,8%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,1%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,0%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,3%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    7,0%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,7%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,6%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,5%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    42,7%
  19. Aureal Vortex

    31,8%
  20. DB waveblaster и другие

    7,3%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    unp, HotChip, AndyFox и 16 другим нравится это.
  2.  
  3. Antr00plasm

    Antr00plasm

    Регистрация:
    6 окт 2009
    Сообщения:
    1.745
    Нашел раздачу на Рутракере, качаю все образы, буду искать по номеру карты
     
  4. Antr00plasm

    Antr00plasm

    Регистрация:
    6 окт 2009
    Сообщения:
    1.745
    В общем настроил все. Хоть и гемор еще тот, но могу с уверенностью заявить - SB Audigy под DOS\ в DOS играх работает. Звук отличный. Главное как я понял это иметь оригинальный cd, подходящий к вашей ревизии.

    З.Ы. Ну и Креативовские дрова это ппц просто )
     
  5. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Ну вот, кто-то ещё для себя Америку открыл. Это радует :)
     
    tuliss нравится это.
  6. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Поэтому, если тебе говорят, что сейчас настроить систему сложно. Можешь смело ему смеятся в лицо ! Если еще учитовать, сколько барохла было у людей, то настройка сводилось к шаманским танцам и пляском. Еще и интернета был мало доступен :)
     
  7. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Слушайте, ну донесите наконец кто-нибудь до @easy_john, чтобы он поправил это в шапке, чтобы никто снова древними вопросами не задавался. Если об этом говорю я, он принципиально не сделает! Наверное, даже будет доказывать, что дважды два - пять, только чтобы со мной не согласиться. Я уже раз в прошлом или позапрошлом году просил ему передать то же самое: исправить SB Live! (Audigy1?) на SB Live!, Audigy1, Audigy2 и без всяких вопросов. Для Audigy2 нужен неофициальный патч.
     
  8. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    попроси модеров/админов , не вижу проблем.
     
  9. Antr00plasm

    Antr00plasm

    Регистрация:
    6 окт 2009
    Сообщения:
    1.745
    Блин, что-то не могу допереть что нужно выбрать в разделе MIDI out в мультимедиа\панели управления в win98. Есть Emu10kx sw synth, MS gs Wavetable sw synth, midi out, mp 401 - когда выбираешь последние две midi не проигрываются (нет звука) в первых двух звук есть. Что правильнее выбрать?
     
  10. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Аппаратный синтез Лайва. Поддерживаются загружаемые банки SF2.
    Программный синтез от Мелкософт. Звучит идентично на всех звуковиках.
    И не должно быть звука! Но миди проигрывается. Через внешний выход. Для получения звука требуется подключить внешний модуль.
    Вопрос из разряда "на чём поехать по грибы, на велосипеде или на авто". На чём хочется, на том и поехать.
     
    Goblinit нравится это.
  11. Antr00plasm

    Antr00plasm

    Регистрация:
    6 окт 2009
    Сообщения:
    1.745
    Ну я понял уже Лайвовский лучше вроде. Кстати , если доп банки загрузить - то звук в миди можно еще улучшить?
     
  12. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    В MIDI нет понятия "лучше", есть только субъективное "нравится". Каждый синтезатор синтезирует по-своему, единой шкалы, позволяющей объективно оценить качество тут нет.
     
    norztf, Newbilius и MAN-biker нравится это.
  13. Antr00plasm

    Antr00plasm

    Регистрация:
    6 окт 2009
    Сообщения:
    1.745
    Понял тебя)
     
  14. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @Goblinit, Не совсем согласен.
    Надо понимать, что: говорим "General MIDI" - подразумеваем Roland или Yamaha", Говорим "GM-GS" - подразумеваем Roland.
    Говорим "Roland MT-32" - подразумеваем _именно_ Roland MT-32 и 100% - совместимые Роландовские карточки(CM-32/64 итд), либо его полный софтварный эмулятор". Всяческая эмуляция MT-32 в AWE итд - курам насмех. И даже на других роландовских устройствах многие игры для MT-32 будут звучать неверно.
    В общем, если только игрушка не имеет специфическую поддержку Gravis Ultrasound или AWE32 (немало игр на самом деле), хорошо звучащий General MIDI не на карточках от Roland и Yamaha - миф :)
    --- добавлено 22 мар 2016, предыдущее сообщение размещено: 22 мар 2016 ---
    Можно, кое-что станет звучать чище и приятнее, но следует помнить, что де-факто MIDI-музыка сводилась на вышеупомянутых карточках и, несмотря на возможность повысить качество звучания отдельных инструментов, запороть звук неверным балансом громкостей и тембров - проще простого.
     
    Последнее редактирование: 22 мар 2016
    MAN-biker нравится это.
  15. Antr00plasm

    Antr00plasm

    Регистрация:
    6 окт 2009
    Сообщения:
    1.745
    Да вот я и сам тоже хочу сравнить Ямаху с СБ - в одном компе установил ямаху, в другом СБ. Ибо у Ямахи, говорят, лучший синтезатор - интересно сравнить будет. Но субъективно СБ, как минимум , громче при одном и том же установленном уровне на колонках и в винде, хотя запас конечно большой.
     
  16. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Открою секрет: громкость регулируется ползунками и реальными ручками. Можно сделать и так, чтобы "СБ" был тише ямахи. Второй секрет: музыка на СБ - это FM OPL, т.е. тоже ямаха, либо её эмуляция. И сравнивать звуки уровня Yamaha FM и Yamaha GM некорректно. В 999 случаях из 1000 FM проиграет.
     
    MAN-biker и Bato-San нравится это.
  17. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @LANRUS, А тут непонятно, что за SB, и что за Ямаха. Когда я писал про ямаху и GM - имел ввиду карточки с поддержкой GM/GS/XG вейвтейбла, и внешние ямаховские синтезаторы, подключенные по MIDI (например, я успешно воспроизводил через MIDI интерфейс думовскую музыку на древнем Yamaha PSR-510)
    Сравнивать напрямую FM и GM, имхо, некорректно. Бывают игры, в которых FM сделан классный, а GM - так себе. Или нет GM, а есть вместо него только поддержка MT-32, который на вейтейбл-GM-картах часто звучит ужасно.
    --- добавлено 22 мар 2016, предыдущее сообщение размещено: 22 мар 2016 ---
    И, что характерно, более громкий звук кажется более качественным :D
     
    Последнее редактирование: 8 апр 2016
  18. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.368
    http://vk.com/fagear_tech?w=wall-94485973_14071/all

    Кому интересны реплики SSI-2001.
     
    Последнее редактирование: 24 апр 2016
  19. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    естественный вопрос возникает - нахрена оно без главного чипа то ? Или это по методу "щас купят думая что дёшево, а потом придётся докупать остальное" ?
     
  20. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.368
    Если оно кому надо - найдут и поставят. Оригинальных карточек светилось что-то около десятка. Это о их редкости.
     
  21. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Может быть у тебя есть этот чип или ты можешь найти дешевле ?
    В любом случаи у него этих чипов уже нет.
     
  22. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    SID достаточно регулярно можно найти на ебае, правда есть шанс купить со спаленными фильтрами (очень легко от статики выгорают), тогда звучание может заметно отличаться.
    Плюс можно достать из своего личного commodore64, поиграть на PC и поставить обратно.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление