1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,9%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,9%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,2%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    49,0%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,8%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,1%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,0%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,3%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    7,0%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,7%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,6%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,5%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    42,7%
  19. Aureal Vortex

    31,8%
  20. DB waveblaster и другие

    7,3%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    unp, HotChip, AndyFox и 16 другим нравится это.
  2.  
  3. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    похуже наверное если проц слабый и не мог выжать софтово, для мощных процов думаю не акутальная проблема
     
  4. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Эмм.. Я бы не стал так утверждать. Не нужна ведь какая-то особая поддержка со стороны операционной системы. Играешь мидишник для XG - имеешь поддержку XG. Хардварного, не софтового, конечно.
    --- добавлено 6 июл 2016, предыдущее сообщение размещено: 6 июл 2016 ---
    Были разные версии софтового синтезатора от Ямахи. Похуже-побыстрее и получше-помедленнее.
    --- добавлено 6 июл 2016 ---
    Никакие карты кроме 100%-совместимых роландовских (MT-32, MT-100, LAPC-I, CM-32L, CM-64.. https://en.wikipedia.org/wiki/Roland_MT-32#MT-32_compatible_models) не воспроизводят корректно музыку для MT32. Даже роландовские же Sound Canvas не подходят. Возможно, являются совместимыми некоторые роландовские синтезаторы (D-10/110/5/20, E-10/20/30).
    --- добавлено 6 июл 2016 ---
    @VladimIr V Y, Эх, ностальгия..
     
  5. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Хардварно можно накрутить и в DOS, если это внешний модуль, ручками, хоть XG, хоть TG300, хоть GM2. В винде можно накрутить через родной редактор. И не нужна поддержка со стороны плеера/игры/чего-то там ещё. А ОСь тут ну вообще никаким боком! Только вот ни одна досовская игра от этого не станет поддерживать XG. Более того, в игре при окончании текущего трека и начале следующего все эффекты XG, которые вы накрутили, аннулируются, и вновь остаётся один GM.
    --- добавлено 7 июл 2016, предыдущее сообщение размещено: 7 июл 2016 ---
    Я читал, что не полностью. Причина, вероятно, в том, что в то время не было задано столь жёстких спецификаций, как позднее на GM, ставшим достоянием не только Роланд.
     
  6. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Там могут быть разные прошивки и, как минимум, разные пресеты реверберации. Возможно, в MT-32 специально залили более ущербные. Раньше продавался мод, это исправляющий. А архитектура одна. ROM с сэмплами даже скорее всего тот же. На Vintagesynth.com вижу комментарий "А я использовал D-10 вместо MT-32"
    Пример того, как может звучать D-20 (а, значит, и MT-32):

    --- добавлено 7 июл 2016, предыдущее сообщение размещено: 7 июл 2016 ---
    Можно переключать треки стрелками вправо-влево. Баги еще остались.
     

    Вложения:

    Последнее редактирование: 7 июл 2016
  7. GxSxAx

    GxSxAx

    Регистрация:
    3 янв 2015
    Сообщения:
    149
    Разница большая - не тратится время процессора на работу со звуком.

    А можно в Win 7 64 поменять виндовый эмулятор Роланда на синтезатор Audigy 2?
    А то я нашёл только: About software MIDI synth.
     
  8. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Если с софтсинтом справлялся уже pentium133 в фоне, успевая гонять еще и игру, которая его использовала, как думаете, сколько долей процента софтсинт займет на современном i5?
     
  9. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @GxSxAx, Похоже, ключиками в реестре. :facepalm: http://pcaudiohelp.com/how-to-change-the-default-midi-device-in-vista-and-window-7/
    update:
    вот у этой софтины вроде бы есть выбор выхода по умолчанию.
    http://coolsoft.altervista.org/en/virtualmidisynth
    ещё:
    http://sierrahelp.com/Utilities/SoundUtilities/PutzlowitschsVistaMIDI_Mapper.html
    http://www.benryves.com/products/vistamidi

    и ещё. Пишут, что для аппаратного MIDI может понадобиться установить драйверы для XP.
    --- добавлено 21 июл 2016, предыдущее сообщение размещено: 21 июл 2016 ---
    Вынужден поправить. Синтезаторы, эмулирующие аналоговые процессы или физические модели звукообразования и сейчас могут сожрать весь процессор. Софт-синтезаторы 90-х, о которых вы говорите, звучали не так уж и хорошо по современным меркам. Да и не нужно далеко ходить - посмотрите, сколько жрут достаточно качественные эмуляторы трехканального SID.
     
    Последнее редактирование: 21 июл 2016
  10. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Ну, что за ерунда ? Можно пример качественно эмулятора, который жрет процессор ?
     
  11. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Совремныые - да. Я имел ввиду софтсинты тех лет.
    Эмулятору сида приходится еще эмулировать половину c64 для работы, так что пример не совсем корректный.
     
  12. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Вроде как SID на остальную часть компа никак не завязан. Просто точная эмуляция вообще чего бы то ни было требует значительных ресурсов (посмотреть на тот же higan). А не-перфекционистам и так норм.
     
  13. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    "As Great Hierophant already mentioned, SID files are C64 binary code. The player has to create a virtual C64 environment for that binary code to work. Thus, some open source C64 emulator can be taken, extra parts (like SID emulation) thrown out of it, and interaction with SSI-2001 added." (q) http://www.vogons.org/viewtopic.php?f=46&t=27045&start=220#p404284
     
  14. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    А, ну я думал, речь именно об эмуляции чипа.
    Но даже и в этом случае, эмуляция самого C64 должна есть мизер.
     
  15. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    "Yes, I am working on time sync that would allow it to work on CPUs faster than 500 Mhz, but I can't do anything for slower ones (apart from writing it from scratch with another C64 emulator)." (ц)
     
  16. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Помнится мне, ещё на первопнях C64 эмулировался (и это целиком, с изображением и прочим)…
     
  17. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @MisterGrim, @easy_john, Плееры C64 завязаны на эмуляцию C64, но не все SID-файлы требуют эмуляции _всего_ C64 (это указано в заголовке). А процессор там всего 1 МГц, по отдельности спокойно эмулируется и на слабом 486 со всей нужной точностью. Поэтому эмуляция C64 занимает мизерную долю времени, если написана не кривыми руками. К сожалению, в sidplayw/resid-fp это не так, но даже там большая часть работы совершается именно при эмуляции самого SID.
    Почему? Ну, например, потому что волны генерируются в каналах цифровым способом, с частотой семплирования ~ 1 МГц. Причем каждый канал генерирует параллельно несколкьо волн, которые могут быть смешаны через AND. далее полуаналоговые огибающие и аналоговый фильтр, где не такая уж и простая модель используется.
    --- добавлено 21 июл 2016, предыдущее сообщение размещено: 21 июл 2016 ---
    Если вы про плеер для SSI-2001, то им уже достаточно давно занимаюсь я, и требования снижены примерно до 200-300 MHz. Там да, кривоватый эмулятор C64 является проблемой, работая раз в 5-10 хуже оптимального.
     
    Последнее редактирование: 21 июл 2016
  18. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Да, я про него.
     
  19. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    @easy_john, Возможно я задам глупый вопрос, и вроде он даже уже обсуждался, но...
    А когда вообще закончилась эпоха MIDI в играх? Т.е. когда примерно произошел переход в заранее записанные саундтреки? Вроде даже был момент, когда СД-Аудио было на носителе, но при этом при отсутствии диска игра воспроизводила МИДИ музыку.
    Т.е. когда все звуки и музыка стала играть у всех одинаково?
    99-2000? или раньше?
    --- добавлено 3 дек 2016, предыдущее сообщение размещено: 3 дек 2016 ---
    И второй вопрос. С точки зрения эмуляции SoundBlaster, что предпочтительней SB Live! SB0060 или Vortex2 (Diamond MX300 или TurtleBeach MontegoII)?
    Т.е. перефразируя немного вопрос, что из этих двух звуковушек, при отсутствии слота ISA, предпочтительней для установки в ретро-ПК?
     
  20. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.368
    Думаю, лайв. SB16 он воспроизводит довольно качественно. Весьма приятный WT синтез.
    Вортекс же: во-первых, эмулирует SBProII; во-вторых, я сомневаюсь что там есть что-то кроме кривого FM синтеза. Хотя могу ошибаться, в руках вотрексы не держал.
     
    Vardok нравится это.
  21. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    1. Точной даты нет, я бы сказал что примерно рубеж в 95-97 годах. Для меня поворотной точкой стал diablo 1, хотя и через год после него были HoMM2, где были cd-треки+миди.
    2. Для меня - однозначно Live.
     
    MAN-biker и Vardok нравится это.
  22. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    а как же те же Final Fantasy 7/8 ? Тоже миди.
    Не думаю, что он умер, создавался для профи и пользуются им профи. Остальное - мода и насущная необходимость.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление