1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,9%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,9%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,2%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    49,0%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,8%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,1%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,0%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,3%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    7,0%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,7%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,6%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,5%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    42,7%
  19. Aureal Vortex

    31,8%
  20. DB waveblaster и другие

    7,3%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    unp, HotChip, AndyFox и 16 другим нравится это.
  2.  
  3. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.277
    Случайно приобрёл для старого ПК звуковую карту на микросхеме "ESS AudioDrive 1868F" (за 1 долл.).
    Звук "Adlib / Sound Blaster" в играх работает отлично, но не могу найти документацию на подобный набор разъёмов и переключателей.

    1.jpg

    Что за три разъёма на 4 штырька? Какой из них должен выполнять функцию воспроизведения музыки с CD-ROM? А разъём "волновая таблица" - для какой-то дочерней платы?
    И что за "3D Sound", как он должен себя проявлять? Вроде бы никакого доп. процессора типа QX2130 на плате не видно, хотя драйвер установился без проблем и 3dsound.exe в Autoexec.bat прописал.
     
  4. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.670
    @Uka, 2 по 4 штырька справа -- это аудио-CD вход для двух стандартов: Sony и Panasonic. "3D" в картах того времени обычно подразумевает расширение стереобазы с одновременным усилением басов и высоких частот -- строго на любителя. На разъем Wavetable вешаются дочерние карточки для более качественного воспроизведения General MIDI (GM) формата музыки. Без этого в среде Win будет доступна только софтовая эмуляция, а в досе GM не будет доступен вообще. Ну или придется через порт джойстика внешний синтезатор подключать. Примеры таких карточек: Dreamblaster X1, Yamaha DB50XG, Creative Waveblaster и так далее -- сотни их. 4 штырька слева не известно для чего, но вероятнее всего вход для модема.
     
    Последнее редактирование: 10 июл 2017
    MAN-biker и Uka нравится это.
  5. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.277
    На документации к другим платам 1868F похожий разъём J6 обозначен как "4 pin Internal Connector for SPEAKER OUT". Пробовал подключать туда динамик от корпуса - ничего не звучит. Может, нужно соединять его с разъёмом "Speaker" на материнской плате, чтобы звук вместо динамика шёл через карту? Но для этого нужен кабель.
    --- добавлено 10 июл 2017, предыдущее сообщение размещено: 10 июл 2017 ---
    А где какой? :) Есть "SGGS" и "GSGS". Ну, когда поставлю CD-ROM, попробую (хотя он у меня Mitsumi).
     
  6. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.670
    Если это разъем для спикера, то именно так -- звук с материнской платы будет выводится через обычные колонки.
    G -- это земля. Нужно посмотреть на разъем на самом сидироме -- выходы там тоже подписаны и земля обозначена. По взаимному расположению будет понятно, что куда подключается.
     

    Вложения:

    Goblinit, MAN-biker и Uka нравится это.
  7. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.368
    Современные приводы все в центре 2 земли имеют и по краям левый и правый каналы.
    По самой карточке - простая затычка, но на неплохом чипе. Хорошая совместимость с SBProII и мало проблем в играх под DOS. Звучание, естественно, немного отличается. Мне ямаховские 71х в этом плане нравятся больше. По качеству звука - зависит от экземпляра (про шумность и помехи).
     
    Последнее редактирование: 10 июл 2017
  8. Рыжий Тигра Сам себе «пират»

    Рыжий Тигра

    Регистрация:
    3 май 2012
    Сообщения:
    1.823
    И-мен-но. А в микшерной программе, соответственно, должна быть ручка настройки его уровня. Качество оч' даж' не ахти, но зато все звуки в одной паре наушников, что удобно.
     
  9. zw_Gunslinger

    zw_Gunslinger

    Регистрация:
    13 сен 2013
    Сообщения:
    9
    Добрый день. Как подключить оптический привод к звуковой карте (ESS ES1868F)? В некоторых играх есть AudioCD-музыка, она идет с выхода на передней панели сидюка, а надо с выхода звуковухи. Я, конечно, пробовал соединять внутренний выход CD с тем, что мне показалось входом аудиокарты, но без эффекта. Звук с сидирома идет исправно, проверил, подключив к новой карточке. Подскажите, как решить проблему. Может, нужно какой-то драйвер запустить или джампер переставить?
    --- добавлено 11 июл 2017, предыдущее сообщение размещено: 11 июл 2017 ---
    Только сейчас заметил, что сверху обсуждают похожую карточку. Вот что интересно - тот разъем, куда я пробовал подключать сидиром, подписан как "Sony". А TheMadLynx сверху утверждает, что Sony - это GSGS, в то время как у меня с CD идет, очевидно, SGGS.
    --- добавлено 11 июл 2017 ---
    Придется паять, похоже.
     

    Вложения:

    • P7110080.JPG
      P7110080.JPG
      Размер файла:
      1,5 МБ
      Просмотров:
      492
  10. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Так звук-то всё равно будет, только каналы в противофазе.
     
    MAN-biker нравится это.
  11. zw_Gunslinger

    zw_Gunslinger

    Регистрация:
    13 сен 2013
    Сообщения:
    9
    Звука нет, в этом проблема.
     
  12. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    В микшере громкость может быть выставлена в ноль по умолчанию.
     
    MAN-biker нравится это.
  13. zw_Gunslinger

    zw_Gunslinger

    Регистрация:
    13 сен 2013
    Сообщения:
    9
    А где в досе микшер?
     
  14. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Для каждой карты свой, идёт вместе с драйверами.
     
    MAN-biker нравится это.
  15. zw_Gunslinger

    zw_Gunslinger

    Регистрация:
    13 сен 2013
    Сообщения:
    9
    Спасибо за совет, нашел, скачал, запустил, работает. Я сам как-то не додумался драйвер поискать, привык, что звук прямо в играх настраивается. Если кому надо, архив во вложении.
     

    Вложения:

    • 1868dos.ZIP
      Размер файла:
      50,3 КБ
      Просмотров:
      52
    MAN-biker нравится это.
  16. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.277
    @zw_Gunslinger, а какой разъём был рабочий, "Sony", SGGS?
    А по громкости - да, у ESS1868 громкость каналов "CD" и "Midi" по умолчанию выставлена на "0".
     
    MAN-biker нравится это.
  17. zw_Gunslinger

    zw_Gunslinger

    Регистрация:
    13 сен 2013
    Сообщения:
    9
    У меня там только один разъем подходящий, правый верхний на моем фото, где подключен провод. Он подписан "Sony", насчет распиновки SGGS не уверен.
     
  18. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.670
    @zw_Gunslinger, SGGS это и есть распиновка SONY, я зря картинку что ли прикрепил?
     
  19. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.368
    У многих шнурков, что можно сейчас найти, 3 провода, один на 2 земли и два сигнала по бокам. Ты уверен, что такой будет в противофазе, а не коротить один канал на землю? :)
     
    MAN-biker нравится это.
  20. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
  21. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Перепиновать можно всегда без пайки - выдернул иголки и переткнул как нужно, перед этим проверив.
    И еще мне казалось, что стандартов было 3. Или я с вариантами CD-ROM интерфейсов путаю (PANASONIC/SONY/MITSUMI)?
     
  22. Gamecollector

    Gamecollector

    Регистрация:
    23 сен 2016
    Сообщения:
    2.410
    Было 3 варианта разъёмов со стороны звуковой карты. Такой же как со стороны CD, под вилку Molex 70066G (чаще всего Molex 70553).
    А вот как официально обзывался белый разъём на 3 или 4 контакта (шаг контактов 2 мм), использовавшийся, в частности, Creative - не нашёл пока что.

    Короче, поискал и посмотрел где у Molex 70553 официально 1-й контакт. Судя по документации - если смотреть на контакты, и защёлка сверху, то 1-й контакт - справа.
    Значит раскладка MPC - LGGR. Просто на иллюстрации выше она вверх ногами нарисована.

    Примеры этого самого белого разъёма: на 3 контакта - GUS MAX, на 4 - практически любой SB16/AWE.
     
    Последнее редактирование: 14 июл 2017
    MAN-biker нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление