1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,4%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,3%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,5%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,8%
  19. Aureal Vortex

    31,2%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.463
    Спасибо, не мог найти сам эту страничку с записями классики на разном железе.
     
  4. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    У меня почти готово еще штук десять звуковух туда добавить, записи уже нарезаны, осталось только спаковать и странички сгенерировать.
     
    Колючий нравится это.
  5. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.751
    @Uka,
    Это ФМ синтез. Можно уверенно полагать, что первый обычный, а второй -- расширенный 20-голосый.
    Это, предположительно, софтовая эмуляция General MIDI через драйвер конкретного производителя звуковой карты. Предположительно, потому что подобная эмуляция есть в драйверах Yamaha и Aureal, а у ESS я просто не знаю, как она точно называется.
     
    Последнее редактирование: 10 авг 2017
    Uka нравится это.
  6. AlexDC Рябь на море Дирака

    AlexDC

    Регистрация:
    30 мар 2009
    Сообщения:
    1.620
    Вот кстати что я нашёл.
    ai.gyazo.com_4379f3d173f73fcaca525a27cda013af.png
     
    MAN-biker нравится это.
  7. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Ну и что? Это открытие Америки. Совместимы все Ямахи, Энсоники, ну и сами Кривативы до Live. У Live/Audigy уже всё чисто софтово.
     
  8. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.443
    @AlexDC, очень интересно! А что это за плата, пробовали подключать?
     
  9. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Очень интересно! А что за compatibility issues? У меня итак всё работало вроде на аудижи.
     
    MAN-biker нравится это.
  10. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.751
    На многих асусах есть такой разъем и, что характерно, он почти никогда не распаян. Потому что на платах с SB-LINK итак обычно нет проблем со звуком досе от PCI звуковой карты. А там где проблемы есть, такого разъема уже нет.
     
  11. AlexDC Рябь на море Дирака

    AlexDC

    Регистрация:
    30 мар 2009
    Сообщения:
    1.620
    У меня конкретно этой платы нет. У меня есть AOpen AP5T, а это мануал от AOpen AP5TC. Мне там нужно было подключение фронтпанели, ибо мануала родного я не нашёл(а корпус АТ для 486 с турбо и дисплеем). На моих Creative SB Live SB100 и SB220 нет такого разьёма, как и на Audigy 1 ES. А туда я вообще воткнул SoundBlaster Vibra 16 XV ISA.
     
  12. Teron Lifeslayer Malkavian

    Teron Lifeslayer

    Регистрация:
    14 ноя 2004
    Сообщения:
    7.603
    Там проблемы у PCI карты обычно в чистом DOS, под Win98 их нет.
     
    MAN-biker нравится это.
  13. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Разумеется, на live, как и на audigy, уже нет такого разъёма, я же сказал выше, что начиная с live у креативов чисто софтовая реализация. На всех ревизиях.

    К сожалению, sb-link присутствует обычно на платах с isa, где sb-link нах не нужна, а на подавляющем большинстве плат без isa шина sb-link отсутствует, где она очень нужна. Некоторые курьёзы в истории очень жестоки, как злые насмешки. Последняя плата с sb-link – интеловская i850.
     
    MAN-biker нравится это.
  14. AlexDC Рябь на море Дирака

    AlexDC

    Регистрация:
    30 мар 2009
    Сообщения:
    1.620
    Лучше подскажите, какая карта лучше в P1MMX-200: Упомянутый Sound Blaster Vibra 16 VX ISA, ESS AudioDrive SST-1868 ISA, Creative Live! 5.1 PCI. Мог бы вытащить из 486 конечно AWE64 ISA, но это слишком очевидное решение, а Media Vision PAS16 я так и не смог починить: силовые кондёры делают пыщь при первом же включении, заменённые на другие опять делают пыщь электролитом, а я в собсно микроэлектронике слабо разбираюсь, и вряд ли найду неисправность сам.
     
  15. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Вопрос лишён смысловой нагрузки. Это всё равно что спросить: какие диски лучше для моей ВАЗ-2110, литые или штампованные? Что тебе нравится, то и лучше. И почему же именно AWE64 очевидное решение? Не вижу в нём ничего очевидного, у той же ESS есть свои не менее очевидные прелести. Единственное - Live тяжеловата для первопня в среде Windows, а в среде DOS её использовать, когда есть в наличии ISA, чистейшее извращение.
     
    MAN-biker нравится это.
  16. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    Ничего себе, формулировка. Имея в виду:
    Раз не очевидно последнее, значит, и выше тоже есть смысл. Ну и далее по тексту.
     
  17. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.463
    ИМХО, пробовать и вибру и ESS и смотреть, какая будет меньше шуметь и в целом больше понравится.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  18. AlexDC Рябь на море Дирака

    AlexDC

    Регистрация:
    30 мар 2009
    Сообщения:
    1.620
    А какие? Я ж не в курсе.
    Плюс, игры которые в ДОС видел - нигде не нашёл поддержки ESS, а вот SoundBlaster поддерживается в том или ином виде везде.
     
  19. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Прелестей каких-то особенных у ESS-ок я тоже не знаю (по сравнению с оригинальными "саундбластерами"), а на счет поддержки в играх, ты же понимаешь, что это и есть самый что ни на есть "обычный саундбластер" Pro (кажется).
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  20. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    Поддерживаю @AlexDC, тоже интересно узнать об изюминках карт, в том числе ESS, из первых рук ;)
     
  21. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.751
    Мне известны следующие особенности ISA звуковых карт на чипах ES18xx:
    1. Абсолютная совместимость с Sound Blaster Pro (new);
    2. Качество фм-синтеза в режиме совместимости не уступает OPL3-чипам ямахи (на вкус и цвет, да), а через виндовые драйвера поддерживается расширенный фм-синтез (больше голосов и операторов на канал), но примеры применения последнего в играх мне неизвестны. Стоит отметить, что проигрывание GM-файлов через этот синтезатор может быть как восхитительным, так и отвратительным;
    3. Сами карты простые, недорогие и весьма распространенные;
    4. В отличие от большинства саундбластеров, нормально работает вывод MIDI на дочернюю карту в режиме MPU-401.

    Вот пример для прослушивания:
     
    Последнее редактирование: 23 авг 2017
    MAN-biker, AlexDC, Thomas Wolfe и ещё 1-му нравится это.
  22. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.443
    Осмелюсь предположить, что PCI-вариант лучше всё же использовать не в DOS, а в Windows.
    А первые две - если они обе в наличии, то вполне можно и сравнить в наиболее любимых играх и/или приложениях!
    Vibra 16 я не слышал, а своей ESS 1868 очень даже доволен, вполне рекомендую.
     
    AlexDC и Thomas Wolfe нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление