1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    Эти solo-1 частенько попадаются как встройка, в том числе на ноутах. Имеется на моем Thinkpad с P-II-400. Под WinMe дрова встали без поддержки SB, но дрова для Win98 ситуацию исправили и в real-dos-mode все работает, за исключением Monke'y Island - ошибка деления на ноль, которой в Win98 на этом же ноуте вроде как не было. Впрочем, с этой ошибкой встречался и ранее под 98-м на других конфигурациях.
     
  4. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.451
    ИМХО, тут всё определится качеством непосредственно карт. Если карта собрана как звукозатычка, то толку расценивать её плюсы и минусы, выкинешь же, не выдержав фона в колонках. :)
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  5. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Уже всё расписали. Добавить можно лишь то, что оригинальный SB Pro попробуй найди и купи. А ESS совместима с SB Pro лучше, а не хуже, чем карты SB16/AWE.
     
    MAN-biker и nop нравится это.
  6. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    статистически (по кол-ву адекватно работающих игр) лучше?
     
  7. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.451
    Ну, Hocus Pocus, который не понимает в переменной BLASTER новые значения, использующиеся AWE32/64. Приходится запускать игру из батника, правящего переменную на время игры в обычный вид.
     
  8. Gamecollector

    Gamecollector

    Регистрация:
    23 сен 2016
    Сообщения:
    2.410
    А при чём тут SB, если проблема - в рукижопых погромистах игры?
     
    MAN-biker нравится это.
  9. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.451
    Я ж не против, если кто приведёт другие примеры проблем, случившихся при использовании SB16 и более поздних кривативов. Это лишь то, с чем я сам сталкивался.
     
    compart нравится это.
  10. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Скатываетесь к вопросу, который был обсосан триста раз здесь. Дело не в переменной. Игры с поддержкой SB16 вообще не нуждаются в этой переменной. Поэтому у меня переменная SET BLASTER всегда настроена под SB Pro. И в качестве "SB Pro" стоит отдельная карта, в качестве "SB16" - отдельная.
     
    MAN-biker и Колючий нравится это.
  11. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Вообще-то без виндовых дров это тоже работает. Нужна дос-игра с нативной поддержкой ess-карт. Я тут как-то уже заморачивался.
    Больше скажу, на 1868 можно запросто сравнивать звучание fm OPL3 и ESS esfm, поскольку первый картой хоть и эмулируется, но достаточно точно. Более того, разница столь существенна, что я даже в винде на этом синте пробовал музыку слушать, до того звучание отличается.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  12. AlexDC Рябь на море Дирака

    AlexDC

    Регистрация:
    30 мар 2009
    Сообщения:
    1.620
    Я так понял что вкусовщина


    Ээ так она в ДОСе работает как SB Pro или нет?
     
    Последнее редактирование: 25 авг 2017
    nop и Thomas Wolfe нравится это.
  13. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.451
    В DOS играх при перезагрузке в DOS из Win98SE у меня 1869 настраивалась и работала как совместимая с SBPro2 карта.
    Различия между 1868 и 1869 не существенны.
     
    nop, AlexDC и Thomas Wolfe нравится это.
  14. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Ещё как работает! Как основную карту под DOS-игры лучше использовать ESS/Crystal или подобный SB-клон. SB16 - это придаток для того меньшинства игр, которые его реально поддерживают. Я подхожу именно с такой философией, потому что SB16 в качестве единственного саунд бластера меня не устраивает. Батники не нужны, просто рассадить обе карты на разные ресурсы. SET BLASTER=A220 I5/7 D1 T4, что будет соответствовать "SB Pro". Играм с поддержкой SB16 эта переменная на фиг не нужна, ресурсы SB16 логичнее сделать 240-5/9-0-5. Не поленитесь почитать мой обзор, там всё давно описано.
    --- добавлено 25 авг 2017, предыдущее сообщение размещено: 25 авг 2017 ---
    А если настроить всё правильно в автозагрузке, то и через винду не надо будет лезть (в Москву через Пхеньян), сразу в DOS7 всё прекрасно настраивается и работает.
     
    AlexDC и Thomas Wolfe нравится это.
  15. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.451
    DOS игры на той ретросистеме были дополнением, основной целью была Win98SE и игры её периода. Я просто говорю о своём положительном опыте с поздними ESS ISA, а не о том, как следует делать.
    --- добавлено 25 авг 2017, предыдущее сообщение размещено: 25 авг 2017 ---
    ЗЫ. Можно линк на обзор? На форуме от тебя по этой тематике только несколько постов нашёл.
     
    Goblinit нравится это.
  16. Teron Lifeslayer Malkavian

    Teron Lifeslayer

    Регистрация:
    14 ноя 2004
    Сообщения:
    7.603
    Они хуже карт Yamaha YMF718/YMF719 и Aztech Washington, ибо не имеют OPL3.
     
  17. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.451
    OPL3 есть и у вибры 2860 и у AWE32 2760. Как у них в плане работы как SB Pro? У меня на руках только 2860 сейчас, от проверки на тестовом стенде впечатления хорошие, но гонял я её мало для адекватной оценки.
     
  18. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Речь про SB wave effects, а не про ADLib. И потом, допустим, ESS как SBpro хуже Ямахи, только каким образом это опровергает то, что ESS как SBpro лучше, чем SB16? Где логика?
    --- добавлено 25 авг 2017, предыдущее сообщение размещено: 25 авг 2017 ---
    Вот цитата оттуда:
     
    AlexDC и Колючий нравится это.
  19. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.451
    Спасибо. Но мне и сам обзор глянуть интересно ж.
    --- добавлено 25 авг 2017, предыдущее сообщение размещено: 25 авг 2017 ---
    А, хотя, по фразе уже выцепил. :)
    [Обзор] - DOS-S/PDIF
     
    Goblinit нравится это.
  20. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Камрады подскажите предлагают DB50XG оригинал в упаковке слегка потертой со склада по ходу неюзанная просят 50 евро, цена норм? На сколько полезность сей дочерки ну и могу ли я ее прикрутить к тому что у меня есть, а это Тартл Бич Трупез +, Авки 64 голд и обычная, Аурел вортекс 3 даймонд мх300, SB32, покупать по цене вертолета аву32 не охота
     
  21. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    @dante1, нормальная цена даже для голой. А для коробочной (если это подразумевается под упаковкой), то вообще хорошая. Но есть нюанс - DB50XG, даже точно новая, внешне выглядит не шибко новой - лак на текстолите матовый, тусклый, как будто лежала где-то годы, пыль собирала.
    Звук шикарный, сочный. Дочка одна из тех, что можно по пальцам одной руки пересчитать, которые петуха не дают нигде, при условии что MIDI файл сам по себе не кривой. Насчёт тропеза - не знаю. На MX300 её повесить можно, но, насколько помню, вроде, в DOS карта не играет General MIDI. А под виндой можно и без дочки обойтись - софтсинтом S-YXG50 или его версиями. Насчёт SB32 - зависит от модели (их было несколько), есть ли на ней WT разъём под дочку.
     
    Последнее редактирование: 5 сен 2017
    Thomas Wolfe нравится это.
  22. polo7

    polo7

    Регистрация:
    28 апр 2013
    Сообщения:
    3
    @dante1, еще одной нету? тоже взял бы.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление