1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,2%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,1%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,8%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,5%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,8%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,7%
  19. Aureal Vortex

    31,1%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Bowhunter

    Bowhunter

    Регистрация:
    12 сен 2013
    Сообщения:
    10
    народ подскажите, есть ли разница в звучании между Roland SCC-1 и SCB-55 применительно к играм?
     
  4. Metallian1988

    Metallian1988

    Регистрация:
    2 сен 2017
    Сообщения:
    70
    Поставил в свою сборку SB-клон ESS1868, настроил это дело для работы в режиме MS-DOS. Все работает, все супер, но вот качество воспроизводимой midi-музыки в Duke Nukem 3d просто убило (general midi на порту 330 молчит, а музыка идет через sound blaster). На карте есть коннектор wavetable - я так понимаю это для как раз для библиотеки нормальных миди инструментов?Стоит ли заморачиваться поиском этой платы, или лучше звук посерьезнее (awe32, например?
     
  5. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    Смотря, что вам больше нравится (как по особенностям звука, так и по эстетике железок). В общем и целом, проще всего взять AWE64 value, все на хорошем среднем уровне - и они не редкость.

    p.s. и да, дочки для wavetable-коннектора найти много сложнее и они не менее "серьезны". По тому, как на чем звучит Duke, - послушайте на youtube - там полно записей
     
    Последнее редактирование: 11 сен 2017
    Metallian1988 нравится это.
  6. Metallian1988

    Metallian1988

    Регистрация:
    2 сен 2017
    Сообщения:
    70
    Послушал AWE64 на ютубе - да, вот что-то такое и хотелось бы услышать. Однозначно надо искать эту модель.

    А тогда ещё вопрос - как поключить ISA-звуковую карту к IDE-шному CD-ROM'у? Или в физическом подключении нет необходимости? Я хочу поиграть в Redneck Rampage с CD-аудио. Карточка моя выглядит вот так

    app.userapi.com_c639326_v639326898_4781c_T6qHIi5hWMc.jpg
     
    Последнее редактирование: 11 сен 2017
  7. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    a2.bp.blogspot.com__Swcrkeoi11c_TMpgFRsw50I_AAAAAAAAAKM_nBLa7_Kj_Ng_s1600_CD_ROM_Audio.jpg
     
    Goblinit и Thomas Wolfe нравится это.
  8. Metallian1988

    Metallian1988

    Регистрация:
    2 сен 2017
    Сообщения:
    70
    Да вот нет таких коннекторов на моей ESS-ке, и IDE-интерфеса тоже нет (фото приложил) - есть только 3шт. четырехпиновых GSGS, SGGS и ещё один (вроде j6 маркировка). А вот в PCI Tutle Beach есть такого вида, но она у меня под Windows настроена.
     
  9. R4kk00n Benched arcade playa

    R4kk00n

    Модератор

    Регистрация:
    28 мар 2005
    Сообщения:
    9.317
    @Metallian1988, тут это где-то обсуждалось с месяц назад. Тебе нужен разъём SGGS, либо GSGS (для более других приводов)
     
    Metallian1988 нравится это.
  10. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.576
    @Metallian1988, у меня точно такая же - мы как раз тут недавно эти разъёмы обсуждали, да.
     
    Metallian1988 нравится это.
  11. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Не верю, что нет миди в Дюке. Через что выводите (MPU-401, Adlib...)? И какие варианты там есть?
     
  12. Metallian1988

    Metallian1988

    Регистрация:
    2 сен 2017
    Сообщения:
    70
    Музыка через Sound blaster идет, потому что как я понял в ESS синтезатор решен программно. Ну а с 330 порта на вышеобозначенных выриантах тишина, хотя порт не конфликтует. Ну и в ESSVOL громкость синта выставлена нормальная. Может 330-ый заиграет когда будет дочка на wavetable?

    ЗЫ Спасибо за подсказки с сидюком - вчера все сделал за 15 минут. Осталось в досе драйвер прописать.
     
    Последнее редактирование: 12 сен 2017
  13. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Да, ESS эмулирует такие стандартные вещи как OPL-3 или Adlib. Но оно работает. У меня точно такая же карта. Поковыряйте другие игры, возмжно, дело именно в конкретном Дюке - его я как раз не пробовал, потому не уверен. Но во многих других у меня миди был и не через бластер - это точно.Ещё бывают игры со звуком от Miles Sound System - вот там есть прямая поддержка ESS, там можно слышать его уникальный аппаратный синт (без дочки)
     
  14. Metallian1988

    Metallian1988

    Регистрация:
    2 сен 2017
    Сообщения:
    70
    Разрываюсь я между ESS 1868 и Turtle beach Vortex в качестве звуковой карты для DOS-игр. В принципе синты там звучат одинаково паршиво, а до покупки какой-нибудь AWE64 хотелось бы избавиться от постоянного переключения штекера, но вот ведь засада:
    В Vortex есть вполне себе эмуляция SB Pro, которая прописывает в autoexec драйвер asp4dos и setblaster с irq 5 и dma 1, и оно работает в режиме msdos, но буквально минуты 4, а потом звук пропадает. При повторной попытке запустить игру выдает ошибку о конфликте прерывания или дма канала. Второй совершенно необъяснимый косяк - отсутствие звука при воспроизведении cd audio внутриигровым плеером (в redneck rampage). Привод подключен к звуковухе, драйвер привода загружен в досе, диск начинает крутиться, а вот звука нет. В Windows звук есть. Подобная проблема была в ESS, но она решилась регулировкой громкости CD в досе через утилиту ESSVOL, а вот как поменять громкость cd для Vortex - ума не приложу. Может вто нибудь из владельцев карт Vortex сталкивался с этими проблемами?
     
  15. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    @Metallian1988, по первому вопросу хорошо бы сообщить модель матери, а по второму ОС и модель привода, а также - проблема с cd audio с ESS отсутствовала на этой же системе при прочих равных или как? Это может помочь в решении.
     
    Последнее редактирование: 18 сен 2017
  16. Metallian1988

    Metallian1988

    Регистрация:
    2 сен 2017
    Сообщения:
    70
    Материнская плата GA-7IXE4 (rev. 1.0) | Motherboard | GIGABYTE + Duron 800 мгц. Звуковая плата стоит в 3-ем PCI сверху. Операционная система Win 98SE. Для чистоты эксперимента отключал в диспетчере дрова ESSки. CD-привод фирмы BTC - модель не вспомню, но он работает на стадартных драйверах.

    По поводу второго вопроса - звук CD-аудио на ESS шел при равных условиях - эмуляция SB на Vortex была отключена, и в досе она не загружалась. Кабель Cd-аудио был подключен к ESS, и в утилите ESSVOL было установлено значение громкости (по дефолту там ноль).
     
  17. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Может, этот микшер поможет?
     

    Вложения:

    • vortmix.zip
      Размер файла:
      17,8 КБ
      Просмотров:
      33
  18. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    @Metallian1988, вот ничего не понятно.
    В итоге:
    Звук с CD по кабелю на ESS есть всегда? И в DOS и в Windows? Windows какая? 98SE?
    Звук с CD по кабелю на Vortex где-нибудь есть? Кабель CD-Audio используется тот же?
    Привод используется один и тот же?
    Из ваших объяснений выше не получается понять, в чём может быть причина - в микшере используемой в данный момент карты или приводе, который может просто не уметь гонять аналоговое аудио, разъём при этом у него чисто бутафорский (такие были), а в винде он CD-Audio гонит в цифре по шлейфу.
     
  19. Metallian1988

    Metallian1988

    Регистрация:
    2 сен 2017
    Сообщения:
    70
    Звук CD в ESS есть в Windows и в DOS, звук CD Vortex есть только в Windows, в досе крутится диск и читаются треки, но тишина. Да, Windows 98 SE - я написал об этом выше. Привод тот же, кабель тот же, так что дело скорее всего в досовом микшере - попробую вечерком предложенный MisterGrim.

    И всё-таки, почему исчезает звук через пару минут игры и начинается конфликт в dos - карта перестаёт определяться. В autoexec первой строкой LH C:\WINDOWS\ASP4dos.com, потом SET BLASTER=A220 I5 D1 T4 . Напрмиер в Duke 3d выставляю Irq 5 и DMA 1 и 5 - запускаю игру, звук есть. Спустя пару минут он исчезает. Выхожу из игры и запускаю снова - Playback failed, possibly due to an invalid or conflicting IRQ.
     
  20. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    @Metallian1988, в Duke3D это только в качестве примера или только в нём и проверяли?
    Если только в нём - есть патч конкретно для дюка и для довольно специфичных внутриигровых случаев, но вдруг в этом дело?
    http://legacy.3drealms.com/stuff/dnsoundread.txt
    ftp://ftp.3drealms.com/patches/dnsndfx.exe
    Да, насчёт SB Live!, обратите внимание, в redme написано - mostly, а не only.
    Если вообще пропадает, может, напишут что-нибудь, знакомые с чипсетом вашей материнки? Может известная проблема и есть какой-нибудь workaround типа PCI Latency Patch для VIA. Я с AMD старше K6 дел не имел никогда.
     
    Последнее редактирование: 18 сен 2017
    Metallian1988 нравится это.
  21. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    @Metallian1988, на всякий случай, - в bios пар-ный и посл-ный порты отключали? Если нет, то отключите, возможно, будет эффект. Это только предположение, поскольку, как и usb, могут висеть на означенных irq

    p.s. вообще, для ess есть довольно странная особенность (возможно, актуально не всегда) - irq привязан к "основному" драйверу, а порты (220 и т.д.) с dma - к драйверу, эмулирующему sb. Возможно, отсюда тоже свои "приколы".
     
    Последнее редактирование: 18 сен 2017
    Goblinit и Metallian1988 нравится это.
  22. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.819
    ESS 1868, в отличие от вортекса, не эмулирует SB Pro -- она с ним просто совместима. Если обе карты стоят в материнке одновременно (именно так понимать слова про переключение штекера?), то эмуляция вортекса конфликтует с ресурсами "настоящего" SB Pro. Проверьте карты установленными по отдельности. И если все работает, тогда займитесь разведением их ресурсов. У вортекса будет IRQ для PCI и отдельно IRQ для эмуляции SB Pro (а также порты ввода-вывода и каналы DMA). У ES1868 тоже есть свои IRQ, I/O и DMA. У всех они должны быть разные и ни с чем другим не пересекаться. Или, хотя бы, нужно отключить эмуляцию SB на вортексе.
     
    Последнее редактирование: 18 сен 2017
    Goblinit, nop, Thomas Wolfe и ещё 1-му нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление