1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,9%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,9%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,2%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    49,0%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,8%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,1%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,0%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,3%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    7,0%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,7%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,6%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,5%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    42,7%
  19. Aureal Vortex

    31,8%
  20. DB waveblaster и другие

    7,3%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    unp, HotChip, AndyFox и 16 другим нравится это.
  2.  
  3. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    Дело в том, что creative называет DSP не то, что все остальные. В первых бластерах им был, если не ошибаюсь, программируемый контроллер intel 8051. Он занимется воспроизведением/записью цифрового звука и работой с миди по интерфейсу SBMIDI. Почитать про него можно в Sound Blaster Series Hardware Programming Guide.
    При работе с миди по интерфейсу mpu401 порты dsp напрямую не участвуют, но я думаю что таки dsp этим занимается. Да и сам факт, что воспроизведение цифрового звука вызывает глюки передачи миди-данных говорит в пользу этого. Ну и то, что одинаковые модели карт, но разной версией dsp могут иметь/не иметь глюк с висящими нотами тоже вроде о том же говорит.
    Цитата:
    Chapter 2
    Introduction to DSP Programming
    This chapter discusses the essentials for programming the Creative Digital Sound Processor (DSP). The DSP chip handles digitized sound I/O and MIDI operations...
     
    Последнее редактирование: 2 июл 2013
    easy_john нравится это.
  4. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
  5. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Vardok, с тебя тест на зависающие ноты!
     
  6. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Geryon, ок)) Думаю в воскр. или на неделе управлюсь. Завтра не могу - попойка группой по поводу защиты дипломов. Дядьки мы все уже немаленькие, поэтому, думаю к воскресенью оклемаюсь)))

    ---------- Сообщение добавлено в 03:05 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 02:59 ----------

    Вот так?
     
  7. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Да, так. Только SFX должен с той же карты играть.
     
    Vardok нравится это.
  8. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    Собрал тестовою конфигурацию для сравнения CQM (AWE32 CT3990)и OPL3 (неопознанный Aztech). Звук от CQM идет в левый стереоканал, от OPL3 - в правый. После записи левый канал инвертируется в редакторе (почему-то звуковушки играют фм в противофазе) и можно сравнивать звук и его графическое представление.
    Кстати за счет разницы в звуке получается отличный стереоэффект для моно-музыки.
     
    Последнее редактирование: 5 июл 2013
    Vardok и Goblinit нравится это.
  9. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Вот в чем дело. Я то всегда все sfx отключал, что бы запись делать.
     
  10. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    А насколько оправдано использования готовых миди-мелодий для оценки звучания различных звуковых карт под Вин98? Ну чтоб игру каждый раз не запускать и не настраивать сетап. Воткнул карту, настроил IRQ, установил дрова, запустил какую-нибудь миди-мелодию через ВинАмп например, полсушал, и далее тот же процесс повторяется со след.картой. Будут они играть именно то что умеют, или из-за винды будут делать это искаженно?
     
  11. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Vardok, ну только качество воспроизведения MIDI и будет оценено, без оценки всего прочего, не менее важного - PCM тракт, реализация FM и внешних MIDI и GAMEPORT интерфейсов (если предусмотрены), безглючность дров под поддерживаемые ОСи, совместимость с другими одновременно присутствующими и работающими в системе звуковыми картами - как на уровне железа, так и на уровне существующих драйверов, возможность отключать неиспользуемые функции карты, высвобождая дефицитные ресурсы.
     
    Vardok нравится это.
  12. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    В общем, мурыжил я ее мурыжил, но так и не смог заставить работать. Причем другая не PnP карта (та самая Protac) установилась без проблем. В биосе выставил прерывание, согласно перемычке на карте, в винде вручную произвел поиск устройств, нашлась карта "Sound Blaster или совместимая", и все - звук есть. Миди играет (довольно специфичное звучание), звуки в винде тоже проигрываются.
    А вот аналогичные действия с Aztech ни к чему не привели. Правда меня насторожило вот что - на карте можно выбрать пермычками лишь 12 или 15 прерывания, а в винде для ручной настройки доступны только 3,5,7,10. Плюс есть выбор адресов в кол-ве четырех штук. Может в биосе еще чего не настроил?

    ---------- Сообщение добавлено в 21:05 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 19:24 ----------

    И еще один вопрос, касательно звуковых.
    AWE64 и ESS11869F, ставлю их поочереди в P2B-B, Вин98 их нормально определяет, ставит дрова, музыка играет. Причем субъективно, в некоторых миди-треках ЕСС звучит гораздо круче АВЕ64. При попытки установки их одновременно, комп при включении пишет, что, мол, обе ПнП карты определены, и дальше висит. Может что-то нужно сделать в биосе? Или одновременная работа ПнП карт невозможна?
     
  13. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Зависит от того, что хочется получить. Но 100% идентичный - скорее всего нет.
    Например ты загрузишь больший банк, чем можно было в досе, или так ты никогда не узнаешь о каких-нибудь глюках внутреннего плеера игры. Например, что в crusader на gus музыка играет только моно (хотя там не миди), а на всех остальных стерео. Или если игра не поддерживает на твоей карте миди вообще, а ты ее просто выдернул и проиграл.

    ---------- Сообщение добавлено в 00:04 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 00:02 ----------

    Возможна работа. Тебе просто ресурсов не хватило. Если обе карты хотят именно irq5 то дальше ничего не пойдет.
     
    Goblinit и Vardok нравится это.
  14. TBAPb MIA

    TBAPb

    Хелпер

    Регистрация:
    26 сен 2005
    Сообщения:
    1.976
    Отрубить PnP и джамперами выставить
     
  15. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    И давно ты видел awe64 с джамперами?
     
  16. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Т.е., хотите сказать, если миди, то всегда (8бит, 22КГц?) моно?


    Ну почему, в винде можно попробовать настроить одну карту на irq7 (отключив lpt1), потом вставить вторую. Вопрос, будет ли карта работать на irq7.

    ---------- Сообщение добавлено в 09:24 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 09:21 ----------

    Если винда через поиск оборудования карту не видит совсем, то карта - труп. Для верности можно попробовать дос-драйверами в досе запустить её (у ацтеков есть утилита диагноз).
     
    Vardok нравится это.
  17. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Вы не внимательно читали то, что я написал.И там не миди.
    Ну, в этом то весь и вопрос. Надо разводить на разные ресурсы, и не факт, что это получится.
    По этому комбинация разных звуовух в одной машине - это всегда была интересная и непростая задачка.

    Полная ерунда. Винда не видит очень много каких карт вообще, пока вручную дрова не поставишь.
     
    Geryon и Vardok нравится это.
  18. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Так комп же висит еще даже до возможности войти в биос. Если я винде выставлю прерывания, то как это поможет?
     
  19. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Кстати, диагноз то же видит карту, если ей хватило ресурсов и она готова работать. А если она вдруг стала на уже занятый irq ее и диагноз не увидит.
     
    Vardok нравится это.
  20. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Это был просто вопрос. Миди - это моно-звук?

    ---------- Сообщение добавлено в 10:51 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 10:49 ----------

    Так так и надо было говорить :) То есть, с двумя заведомо рабочими картами комп вообще не включается? Если джамперов на картах нет, это не исправить никак.
     
    Vardok нравится это.
  21. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    вынимай все, вставляй по одной и настраивай вручную, что бы не пересекались. Не факт, что это вообще возможно для двух конкретных карт.

    ---------- Сообщение добавлено в 10:59 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 10:51 ----------

    Миди - это формат описания звучания инструментов.
    В этом формате есть разделение на каналы, так что на нем можно описать и моно мелодию и стерео.
    Да, т.к. opl3, который мог играть стерео, появился очень давно (конец восьмидесятых), то в почти всех играх с того момента используется стерео миди музыка.
    Плюс в вейвтейбл картах бывали как моно семплы инструментов, так и стерео, например в utopia sound font для gus pnp был банк стерео инструментов. Правда занимал он около 40 мегабайт, а памяти на гусе было 8, так что пользовались им не часто.
     
    Vardok и Goblinit нравится это.
  22. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    Не так.
    Она видит все устройства, которые PnP и PCI.
    Другое дело, что она не знает что это за устройства, если их коды не включены в inf файлы стандартной поставки винды. А потому и не пытается быть умнее пользователя. Ибо, в редких случаях, когда это случается - пользователь покроет её матом.

    Vardok, если комп зависает не выдав на экран POST - значит проблема уже не в IRQ или ресурсах.
     
    Последнее редактирование: 7 июл 2013
    Vardok нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление