1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,2%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,1%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,8%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,5%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,8%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,7%
  19. Aureal Vortex

    31,1%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Metallian1988

    Metallian1988

    Регистрация:
    2 сен 2017
    Сообщения:
    70
    MisterGrim, дело действительно было в микшере - в дефолтных настройках CD стоял на 1, а Master на 25. Правда каждый раз приходилось вводить в командной строке c:\>vortmix [ control cd [20] ] . В autoexec.bat это дело прописать у меня не получилось.

    Suchender, я сразу не обратил внимания, что у Vortex в 3-ем PCI-слоте и видеокарты в AGP одинаковый IRQ 11. Переставил звуковуху на слот них - развёл их (видео перешло на 9), но прерывание стало совпадать с IRQ USB-контроллера AMD. Вот тогда воспользовался вашим советом - отключил в биосе параллельный и последовательные порты.

    И звук заработал как надо - в Redeck Rampage заиграли треки, перестал пропадать звук... но только в играх на движке Build и в Doom, где можно назначить ресурсы. Решил я протестить NFS SE - закатал образ на болванку, установил (при установке я выбирал SB Pro) и загрузился в DOS-режиме - ролики со звуком, музыка в меню - красота. Начинается гонка, буквально минуту жужжит движок, а потом тишина (самое забавное, что музыки в самой гонке уже не было). При попытке запустить тест звука - тоже тишина.

    Вот так меня постигло полнейшее разочарование в PCI-ной звуковухе в MS-DOS, и дело наверное как в том, о чём написал TheMadLynx - эмуляция SB Pro. Например у меня не получилось отредактировть параметр SET BLASTER в Autoexec - при каждой загрузке он возвращается в свой привычный вид = A220 I5 D1 T4 . В ESS все параметры меняются и настраиваются, и там удобный микшер с интерфейсом для msdos, который запоминает все настройки. Посему пришёл к выводу, что моя изначальная затея с поиском материнки с ISA-слотами под socket 370 или 462 была правильной - в старых играх в DOS-режиме ESS 1868 которая хоть и не отличается супер звучанием, но очень и очень совместима и стабильна, а в windows 98 se моя "черепашка" vortex с 3d-звуком. Эмуляцию SB-Pro отключаю и забываю как страшный сон.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  4. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Ну вот, свершилось чудо! Ещё один юзер открыл Америку про звук PCI в DOS и прозрел. Правильно вообще говорят, что самый ценный опыт - свой, пока сам шишек не набьёшь, толку не будет.
    --- добавлено 19 сен 2017, предыдущее сообщение размещено: 19 сен 2017 ---
    Я уже упоминал, может, даже не один раз, про Live! и поздние игры. Но сообщения теряются в куче других, и никто, как правило, ключевые моменты никуда не выносит и не упорядочивает. Отсюда и разрастание тем с одними и теми же набившими оскомину вопросами типа текущего вопроса @Metallian1988 с одной и той же периодичностью.
    Так вот, про Live! и конец 90-х: по моим наблюдениям можно на 99,999% утверждать, что игры с поддержкой SB16 отлично работают с SB Live/Audigy. Единственное найденное исключение - Duke Nukem, но и оно лечится патчем.
    Говорят, что очень хороши Ямахи 7х4, гораздо стабильнее, чем Vortex. Но у них проблема в том, что нельзя поменять схему 220-5-1, если кому-то это принципиально. Зато Ямахи умеют работать на чипсетах без поддержки DDMA, у них в драйвере какая-то своя эмуляция. Когда время будет, попробую сам на чипсетах ICH7 и nForce2/3. Может быть, в следующей жизни. Работа затянула, времени почти ни на что не оставляет.
     
  5. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Имеется купленная недавно Yamaha DB50XG, но нет пока на что ее цеплять окроме Dimond MX300. В идеале найти Awe32 полно-размерную но цены на них сейчас под 100$. Нашел человека который продает за 400 рублей Sound Blaster VIBRA 16 (CT2950) и (CT2959). Можно смело брать и чем эта связка будет уступать DB50XG + Awe32, или лучше таки лезть вон из кожи и искать аву. Так же этот человек уже продал CT2230, чем он лучше за CT2950 что его шустрее загребли. В данный момент у него есть CT2950 и CT2770 что из этого выбрать?
     
  6. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Live хочет EMS. После чего о 99,999% говорить просто смешно.
     
  7. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.819
    @dante1, загляните сначала сюда Hanging note bug - Vogons Wiki Оно вам надо? AWE32, сугубо с моей точки зрения, ничем не лучше SB16 или, тем более, AWE64. Единственное что ее отличает, так это возможность втыкать планки с симами (или я что-то упустил?). Смысла в которых нету, если использовать Wavetable сторонний синтезатор (у вас это ямаха, например). Я бы рекомендовал при наличии дочерней карты синтеза брать Yamaha ymf71x или ESS 18xx. Если очень хочется исашный креатив, то AWE64 и подключать к ней дочернюю карту через провод в гейм-порт.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  8. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    как раз имею AWE64 Gold есть и SB32 но в нем как и AWE64 нет гребенки под дочерку( А где взять такой кабель что бы подключить через миди порт?
     
  9. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Я бы тоже порекомендовал, но цены.
     
  10. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Прежде чем так безапелляционно заявлять, сначала неплохо бы ещё раз перечитать повнимательнее моё сообщение. Потом, Live хочет не EMS, а EMM386, а это разные понятия. А EMM386 не переносят как раз таки старые игры. Я говорю об использовании Live как SB16 и исключительно как SB16. Игры с поддержкой SB16 вполне себе безболезненно относятся к EMM386.
     
  11. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Фактически, это одно. Использование VCPI со всеми вытекающими.
     
  12. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @MisterGrim, это не имеет значения для свежих DOS-игр. Любая SB16-совместимая игра пойдёт на SB Live с EMM386. Конечно, если рассматривать Live/Audigy как единственную звуковую под DOS, это никуда не годится. В качестве "SB Pro" в пару к ней необходимо какой-либо ISA звук, и меню загрузки с вариантом без EMM386+SB16.
     
  13. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.819
    @dante1, актуальное решение на сегодня CHiLL and Phil Adapter
    Или развести и спаять самому: там нет ни одной радиодетали, на плате два коннектора и между ними однослойная разводка. А кабель тоже можно спаять, посмотрев на распиновку соответствующих разъемов.
     
    Последнее редактирование: 19 сен 2017
  14. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @dante1, любая AWE ничем не лучше и не хуже SB16 в отношении совместимости. Более того, всякая AWE сутью своей является SB16. Отличие в довеске синтезатора EMU8k, больше ни в чём принципиальных отличий нет. Выбирать надо ту, какая чище звучит, если принципиально хочется иметь звук от Creative. А вообще, если стандарт SB16 не критичен, найти хорошую плату на ESS с гребёнкой под дочку и в ус не дуть. Совместимость SB/SBpro отличная!
     
    Thomas Wolfe и Revolter нравится это.
  15. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    В моём списке есть несвежие.
     
  16. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    В моём тоже! И Live для них не годится! Я же сказал в самом начале: использование Live как SB16. Кто пытается использовать Live как SB/SBpro для старых игр - тот извращенец. Для старых игр в паре с Лайвой всегда должен быть ISA бластер клон SB из числа ESS/Crystal/OPTi или кому что нравится. Причём Live реально будет требоваться очень редко, в тех игрушках, в которых реально слышишь прелести звучания стандарта SB16 по сравнению с SB Pro.
    --- добавлено 19 сен 2017, предыдущее сообщение размещено: 19 сен 2017 ---
    Примеры: Mortal Kombat 3, Shattered Steel. В них звучание 16-битного звука в стерео реально слышно и очень красиво, после него не хочется переходить на SB/SBpro.
     
  17. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Куда я этот замечательный клон впихну?
    Нет, у меня по факту есть замечательная MS-6163, куда я теоретически даже Tualatin могу вставить.
    А по факту² — для старого есть пока лишь P4, на стандартном чипсете.
     
  18. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Куда? Ну ясен пень, только в ISA слот. А по фактам, у кого что имеется, это уже совсем другая история. Древний игровой DOS без ISA всё равно, что брачная ночь без невесты.
     
  19. Metallian1988

    Metallian1988

    Регистрация:
    2 сен 2017
    Сообщения:
    70
    У меня изначально было подозрение, что со звуком не всё ладно будет, и я первым делом при постройке ретро-сборки искал материнку с ISA под PIII или Athlon/Duron, обязательно под ATX питание (корпус и бп уже были) и с USB, да вот цены на барахолках не очень обрадовали (особенно под Slot1), но в один прекрасный день я наткнулся на GIGABYTE GA-7IXE4 в рабочем состоянии за смешные 2 бел рубля (меньше доллара), за столько же мне отдали Duron 800 с кулером и плашку SDRAM - в результате покупка ESS-ки 1868 вышла даже чуть дороже этого добра )).

    Я ещё подумываю о приобретении дочерней карты для midi - очень вот эта штучка заинтересовала, хотя цена довольно кусачая, но звук понравился

     
    Последнее редактирование: 19 сен 2017
  20. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.586
    ЕМНИП, уже другая версия у них продаётся.
     
  21. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Да интиресная вещица, играет так же как и оригинал Yamaha DB50XG, а по размерам компактнее и легче. Интиресно чем первая ревизия отличаеться от второй, стоимость почти вдвое больше. Для себя решил покупать переходник предложенный TheMadLynx, и подключать через миди порт к AWE64 Gold, думаю это оптимальный вариант
     
    Последнее редактирование: 20 сен 2017
  22. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Как этот кусог г... с DB50XG сравнивать поворачивается язык? И как на тот предложенный адаптер сажать полноразмерную дочку, коей и является DB50XG? Как эта стрёмная инсталляция должна выглядеть и, самое главное, как она будет гарантировать, что дочка под собственным весом не перекособочится, соскочив частично с разъёма и не закоротит чего-нибудь или не свалится вообще? Совершенно бредовая идея.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление