1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,9%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,4%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,8%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,6%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,0%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,0%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,3%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,7%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,7%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,5%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,5%
  20. DB waveblaster и другие

    7,3%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Колючий, ну кто его знает, всё может быть. Лично у меня подобные случаи были. Я часто вспоминаю, как купил в 2012 г. AGP Voodoo5 за 150 руб., и где-то в 2013 г. PCI Voodoo4 за 500 руб.
    --- добавлено 27 сен 2017, предыдущее сообщение размещено: 27 сен 2017 ---
    Вступаем в область ИМХО. На мой взгляд, сравнивать просто кощунственно. Ямаха, Роланд, Корг, Алезис и им подобные - непререкаемые авторитеты в мире WT.
    1) YMF7x4 - ДА, но только в Windows.
    2) YMF71x - НЕТ и ещё раз НЕТ! У этих чипов нету WT, есть только FM OPL3.
     
    Goblinit нравится это.
  4. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    А чего только в Windows из за того что PCI?, дак кажись и под ISA есть на этом чипе
     
  5. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Из-за того, что в этот исторический промежуток разработчики уже относились к DOS, как конченные ублюдки.
    Нет.
     
  6. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @dante1, C инструментами по умолчанию AWE звучат заведомо хуже Ямахи. С хорошими саундфонтами отдельные музычки будут звучать более детально, но все равно "в среднем" звук из Ямахи/Роланда будет создавать меньше сюрпризов и будет ближе к тому, что задумал автор. Стандарт XG содержит "фишки", которых AWE заведомо не поддержит(но и в играх они не особор использовались, а вот отдельные MIDI-файлы без них звучат плохо).
    Есть, тем не менее, игры, специально поддерживающие AWE и саундфонты. Eradicator, Toshinden, Final Fantasy 7(но она и XG вроде тоже поддерживает)..
     
  7. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @nop, ты всё очень точно описал, но неужели не видно, что человек абсолютно плавает в этом вопросе? Такие пространные описания только размазывают его представление и создают кашу, ровным счётом не предоставляя ничего. То, что ты объяснил на пальцах, нужно прежде всего услышать! Иначе информации будет 0. Поэтому, пока он сам всё не послушал, надо сказать проще и внятнее. А проще и внятнее - в 99% AWE сольёт Ямахе позорно. И ни в коем случае не брать в голову избавляться от DB50XG, потом будешь локти кусать.
    --- добавлено 27 сен 2017, предыдущее сообщение размещено: 27 сен 2017 ---
    И да, игра не может поддерживать саундфонты, она может поддерживать просто AWE. Саундфонты грузятся произвольно, и только в среде Windows. И именно по вышеупомянутой мной причине:
    И примеры есть тому ещё: Live/Audigy, Vortex - у них также функциональность под DOS обрезана.
     
  8. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    А как тогда Пляжная Черепашка плюсик против DB50XG?)))
     
  9. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Ну конечно, достойнее, чем Овца (AWE), но всё равно как по мне, так до Ямахи не дотягивает.
    AWE
    ICS (Tropez Plus)
    Yamaha
    По-моему, комментарии излишни.
    --- добавлено 27 сен 2017, предыдущее сообщение размещено: 27 сен 2017 ---
    В чём вообще проблема?! Я понимаю, когда решается вопрос о покупке. Но ведь это всё есть у тебя в наличии! Вот и ставь всё! Прикольно и даже круто иметь несколько вейвтэйблов в системе. Черепаха будет и за SB Pro, и за ICS WT, овца будет за SB 16 и за EMU WT, Ямаху можно придумать как туда пристроить. Чего там думать-то???
    --- добавлено 27 сен 2017 ---
    Вот тебе рабочая гипотеза:
    1) Черепаха. Адреса 220/7/1/330. Sound Blaster Pro, WT ICS
    2) Овца. Адреса 240/5/0/5/640, FM и MPU-401 отключить. Sound Blaster 16, WT AWE (EMU)
    3) PCI Vortex2. Поставить DB50XG, запустить в DOS на левые адреса типа 260/10/3, адрес MPU-401 равен 300. Как саунд бластер эту карту не использовать, только Ямаха по адресу 300.
    И в винде хорошо, A3D имеем! Ну чем не прелесть?
     
    Последнее редактирование: 27 сен 2017
  10. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Спасибо за дельный совет.
    Но это только на плате intel 440BX где есть 3 ISA, а можно ограничиться одним ISA в котором например будет AWE64, а дочерка на Vortexе? Тобишь Sound Blaster Pro, WT ICS перекинуть на АВУ64
     
  11. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.716
    У этих чипов тоже есть программный WT синтез в винде. Так что, нормально они миди играют, если из винды игры запускать.
     
  12. R4kk00n Benched arcade playa

    R4kk00n

    Модератор

    Регистрация:
    28 мар 2005
    Сообщения:
    9.282
    Да можно бы и покомментировать. На мой вкус всё звучит от "несбалансированно и странно" до "совсем криво". Я не представляю себе в таком виде мастеренную и выпущенную на CD (например) музыку. AWE среди них звучит наименее удачно, наверное, хотя вот тот "электрический" сэмпл на Ямахе как-то совсем выбивается, - он точно подразумевался таким? Вообще, известно на чём Бобби Принс писал эти треки? Чтобы представлять как они у него в голове звучали.

    Хотя на CD оно вышло вот в таком виде:

    Ямаха ближе всего к этому, хотя ударные звучат не совсем так
     
  13. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.876
    @R4kk00n, на Роланде изначально писался: Music

    Кстати, а есть примеры, когда саундтрек сочинялся и ориентировался на Ямаху, и звучит на ней соответственно... "интереснее", чем на SC-55? Уверен, что такие были.
     
  14. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.417
    ISA это 71х. А 724/754 и т.д. уже PCI.
     
  15. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Доброе утро, Toshinden и Eradicator - досовские игры, загружающие саундфонты, которые легко найти среди файлов игры.
    С FF7 то же самое, но под Windows. С ней лежат саундфонты в которых есть даже сэмплы вокала для One-Winged Angel.
    --- добавлено 27 сен 2017, предыдущее сообщение размещено: 27 сен 2017 ---
    @Revolter, Большинство игр с MIDI-музыкой писалось сначала на MT-32 потом на Sound Canvas. CD-audio в Warcraft II идентично звучанию мидишек из него же на Roland Sound Canvas.
    Хотя вот Duke3D на XG звучит даже, пожалуй, интереснее, так что насчет него у меня сомнения..
    --- добавлено 27 сен 2017 ---
    Ну, AWE таки играет загружаемыми сэмплами, что загрузил, то получил. Но саундфонты по умолчанию там довольно унылые, да.
    --- добавлено 27 сен 2017 ---
    Линейный выход одной карточки вполне можно перекинуть на разъем cd-audio другой карточки.
     
    Последнее редактирование: 27 сен 2017
  16. R4kk00n Benched arcade playa

    R4kk00n

    Модератор

    Регистрация:
    28 мар 2005
    Сообщения:
    9.282
    @nop, у меня было ощущение, что во все перечисленные карты можно загружать банки инструментов (в разных форматах). Проблема в том, что эти банки не распространялись с игрой
     
  17. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Не знал, спасибо. Но это факт ради факта, не правило, а исключение. Так же, как FF7 поддерживает XG в гордом одиночестве.
    Нет, он не то хотел сказать. Он хотел сказать, что SB Pro пусть играет AWE64, т.к. ISA слот всего один.
    @dante1, можно, конечно. Только удивляться не надо, если AWE где-то в старых играх будет играть не все звуки. С одним ISA слотом я бы выбрал Черепаху на Кристале, а не Овцу. Вообще, уже сто раз пережевали одну тему: ISA не имеет адресных линий для слотов, логика ISA не учитывает кол-во слотов, ни в одной материнской плате BIOS не сечёт кол-во ISA слотов. На любой матери можно расширить ISA до 4, до 7, до 20 слотов. Минус только один - морочиться с кейсом. Остальное - сплошные плюсы, ставь столько плат, сколько душе угодно, точнее насколько IO/IRQ/DMA ресурсов хватит.
     
  18. Arucard

    Arucard

    Регистрация:
    4 апр 2008
    Сообщения:
    9
    Добрый вечер!
    Сегодня получил Roland MT-32 и хотел поделится результатами своих экспериментов.
    Если не ошибаюсь здесь писали, что MPU-401 на AWE32 (SoftMPU разумеется) вместе с DAC не работает, однако Sierra идет без проблем. Может другие игры имелись ввиду? А так вообще получилась рабочая конфигурация с двумя WT. По сравнению с AWE32 игры Sierra зазвучали по-новому...
     
  19. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Об этом писал я. У меня на трёх матерях один и тот же результат был. На всех моих SB16/AWE картах от Креатив зависали игры, если я устанавливал проигрывание SFX и LA одновременно. Ни на одном моём клоне SB такой проблемы нет.
     
  20. Arucard

    Arucard

    Регистрация:
    4 апр 2008
    Сообщения:
    9
    LANRUS и Goblinit нравится это.
  21. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Значит, наши результаты разнятся. С загрузкой SoftMPU вместе с ASWEUTIL.COM у меня никаких проблем не было. MT-32 работает, но только если не использовать WAVE или FM на картах SB16/AWE. Проверено на 7th Guest, 11th Hour, Mortal Kombat.

    Mortal Kombat работает при выборе звука Roland. При выборе Sound Blaster + Roland или ADLib + Roland зависает.
    7th Guest и 11th Hour работают нормально при выборе Sound Blaster и General MIDI, при выборе Sound Blaster и Roland MT-32 зависают.
    Загрузка или НЕзагрузка SoftMPU при этом не имеет значения, поведение одинаково!!
     
  22. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.417
    Это уже обсуждали?
    МТ-32 и т.д. в варианте для бедных, имеющее возможность работать с реальным ретрокомпом через миди порт.
     
    TheMadLynx и Thomas Wolfe нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление