1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,9%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,4%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,8%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,6%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,0%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,0%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,3%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,7%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,7%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,5%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,5%
  20. DB waveblaster и другие

    7,3%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.417
    Видел его. Но брать весь ситемник ради реально нужного одного только матрокса...
    Да и так рублей на 70 посылок в почтовом отделении уже лежит, всё не как не успеваю после работы забрать.
     
  4. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    На 70 тыр что ль? Я за всю жизнь на железо столько денег не потратил.

    Надо торопиться, как бы назад эти сволочи не отправили.
     
  5. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    А что в этом Millennium II особенного? Как и в AWE32 Value в общем-то.
     
  6. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    это чуть больше 2000 р.
    --- добавлено 11 окт 2017, предыдущее сообщение размещено: 11 окт 2017 ---
    @MisterGrim, Скромно, но нормально, за такие-то деньги.
     
  7. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    А, ну да. Белоруссия.
     
  8. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    @nop, ну не знаю. Ничего вообще раритетного.
    Ах да. Matrox на PCI — это как бы не брендовый какой десктоп типа Dell, где и AGP-то нет.
     
  9. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    А типа на современном core I7 + кокой нибудь GTX1060 поиграть нельзя
     
  10. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.716
    Сам по себе синтезатор звучит хорошо, так что вопрос больше к конкретному саундфонту, который используется. Из замеченного лично: на родных Dream CleanWave в Grabbag (Duke Nukem 3D) инструмент Tubular Rings звучит тише, чем в эмулируемом роланде или креативовском X-Fi. Других особенностей не заметил. Но ведь и не во все игры я с ним переиграл. Из интернетов слышал, что Dreamblaster в Sam&Max звучит странно, но сам я не проверял. Надо брать игры, которые вам важны и проверять именно их. Для меня, например, одно только звучание в Raptor: Call of the Shadows "окупило" все затраченные средства.
    Предельно субъективная тема. Я предпочитаю звук роландавских синтезаторов всем прочим (ямахам, коргам и т.п.) и я привык именно к такому озвучиванию GM. Поэтому использую только родные банки от Dream -- они основаны на оригинальных роландавских. GUD для Dreamblaster и всякое прочее-другое .sf2, что можно подгрузить в мой креатив, или в программные Fluidsynth, или в Bassmidi звучат уныло. Исключение: родной зашитый банк Creative X-Fi, который обеспечивает отличную ясность и гармонию звучания любых испробованных мною игр еще лучше чем Dreamblaster, но он маленького размера (не больше 2 Мб на слух), поэтому итоговое качество звучания все-таки за Dreamblaster.
    По каким-то неведомым причинам товарищи из Serdaco распаивают элементы на дочерних картах на противоположной стороне платы относительно расположения разъема для подключения. В снаряженном состоянии электрические элементы дримбластера торчат наружу и, соответственно, ближайший верхний слот над звуковой картой лучше оставлять пустым, иначе дримбластер своими деталями упирается в соседнюю установленную плату. Я свой по этому поводу заклеил сверху изолентой. Второй нюанс: баланс громкости с остальным звуком. Без буста хотя бы +12 Дб в пресете звучать будет слишком тихо. Можно попробовать выкручивать поближе к нулю все позиции в микшере звуковухи, кроме wavetable, но проще прошить усиление в сам дримбластер.
     
    Goblinit и Revolter нравится это.
  11. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Я, когда активно коллекционировал дочки, для себя тоже слушал их на определённом количестве игр более дотошно, нежели на других. В том числе на мидишках из Раптора. Понимаю, субъективно всё, вкусовщина, но чрезмерные гитарные рифы и запилы рапторовского саундтрека надоедали очень быстро на всём, кроме банального авешечного EMU8000.
    Не совсем так. До 95-го года примерно Dream втихую, без лицензии "основывала" банки на роландовских инструментах, за что привлекалась японцами к суду, после чего всё это убрала из банков, и банки под маркой Cleanwave уже ничего роландовского не содержат. Другой вопрос, что Dream, возможно как раз в силу этих исторических событий, стремится более всего походить на роланд, и это ей действительно удаётся. В банках не на мегабайт, конечно, а от 4-х mb хотя бы.
    Тут дилемма всегда. Вспомнить ту же TB Rio. Она смотрит элементами на плату, но они на ней такие все неудачно выпирающие, что я не помню ни одной карты, на которую она нормально вставала, в итоге просто лежала в коллекции, почти не играла. Понятно, на какой-то своей родной TB'шной карте-"хостинге", она стояла бы нормально. Но сути не меняет. А есть дочки, которые в принципе таких проблем не создают, вся элементная база максимально "плоская", те же SCB-55 и DB50XG примеры таких дочек. И Korg AG-x серия тоже.
     
    Goblinit, nop, Revolter и ещё 1-му нравится это.
  12. Metallian1988

    Metallian1988

    Регистрация:
    2 сен 2017
    Сообщения:
    70
    Ну матрокс поскольку, а вот мать на слот 1, третьепень и АВЕ32 для наших краёв редкость. АВЕ я ищу на олайнеровской барахолке уже месяца полтора, на ay.by тоже голяк-голяком. А с авито стрёмно свзяываться - наложкой народ неохотно отправляет, а предоплата это слишком рисково.
     
  13. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Ан нет, тут я не прав. Суд был, но по итогу, видимо, договорились, и уже по лицензии, а не пиратски, роландовский материал всё так же в банках присутствует.
    Atmel and Crystal Semiconductor Settle Copyright Lawsuit with Roland Corp. U.S. | EE Times
     
    Goblinit и TheMadLynx нравится это.
  14. Morzhatina

    Morzhatina

    Регистрация:
    9 май 2017
    Сообщения:
    129
    @Metallian1988, Offtop

    А я постоянно мониторю Авито, благо доступ есть с работы тоже. Так я смог урвать рядом с домом первый пень 200MMX сборки 97-го года, в копусе FullATX, на ATX'овой матери SuperMicro + RAGEII на 4 метра и AWE32 Value. Пара винтов на 4 и 14 гигов ну и остального по мелочи.
    Но самое ценное во всём этом, это наличие коробки со всей документацией и родными драйверами. Даже чеки сохранились - 6 500 000 не деноминированных рублей.:lol:
     
    Metallian1988 нравится это.
  15. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @Metallian1988, Я свои AWE уже даже из америки тянул. Кроме первого, ct3990, купленного здесь в 90-х по объявлению.
    Просто реальная стоимость слотовых мамок и тому подобного настолько низка, что людям проще выкинуть, чем устраивать аукцион.
     
  16. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.417
    Offtop
    Беспроблемно - уже нет.
     
  17. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Offtop
    Какие там проблемы?, проблемы только в играх где была совместимость w98, и то далеко не все
     
  18. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Ну вот, опять двадцать пять. Каждый разговаривает на своём языке. Опять же, смотря что считать проблемой.
    Если человеку нравится запускать все старые игры на Win10, пусть так и поступает. Всё равно никто никому ничего не докажет.
     
  19. Metallian1988

    Metallian1988

    Регистрация:
    2 сен 2017
    Сообщения:
    70
    Ну вот, это SB 16 оказалась, а не AWE. Огроменная плата, 94 год выпуска (блин, мне было 6 лет, и я играл на спектруме с кассетником и на клоне атари)). Да вот диспетчер устройств ее не видит - она не PnP я так понимаю, нужно просто поставить дрова и расставить перемычки? Или это труп? Тут без ста грамм не разберешься.
     

    Вложения:

    Morzhatina и nop нравится это.
  20. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    Да, конечно, просто ставьте дрова (не pnp)

    p.s. отличная плата. Такие люблю более тех же awe. Очень душевная.
     
    Metallian1988 нравится это.
  21. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    А что, все огроменные платы обязаны быть AWE? Да, она не PnP. Почему сразу труп??? Перемычки, скорее всего, расставлены корректно. Нужно поставить дрова. Тоже мне, бином Ньютона. Я ставил без ста грамм, всё нормально.
     
    Metallian1988 нравится это.
  22. Metallian1988

    Metallian1988

    Регистрация:
    2 сен 2017
    Сообщения:
    70
    Да просто я её высматривал на фотках системника (фоточки маленькие были, а продавец даже не знал что внутри - компьютер забрал за долги пару лет назад) и сверял с фотками в интернете - похожа была на awe 32 value.

    Оффтоп: системник полностью рабочий оказался, и по документам я установил бывшего владельца - председателя белорусского шляхетства (мелкпоместные дворяне). Винт форматнуть рука не поднялась - буду завтра искать хозяина инфы :)
     
    Последнее редактирование: 12 окт 2017
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление