1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,9%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,4%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,8%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,6%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,0%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,0%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,3%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,7%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,7%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,5%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,5%
  20. DB waveblaster и другие

    7,3%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @Metallian1988, Просто запусти что угодно под досом, зачем драйвера?
     
  4. Metallian1988

    Metallian1988

    Регистрация:
    2 сен 2017
    Сообщения:
    70
    Чистого доса пока нет - линолеум стоит на тестовом харде. Надо будет отключить эмуляцию в Vortex, да попробовать под 98-ой виндой запустить в досмоде. Ну и дрова поставить. На винте от ситсемника вообще хр стояла, но там была полная тишина.
     
  5. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Сразу вспомнил, как мне достался ПК из местного уголовного розыска (ох, сколько я узнал).
     
    дядя Лёша и Metallian1988 нравится это.
  6. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.417
    Offtop
    Форматируй винт, это польские шпиёны! :)
     
    Последнее редактирование: 12 окт 2017
    Metallian1988 нравится это.
  7. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Такой номер не всегда срабатывает. Зависит от материнки, от возможностей её биоса. Да, на некоторых при правильных настройках и при правильном назначении Legacy требуемым ресурсам (совпадающим с настройкой джамперов на самой звуковухе) срабатывает. Иногда. 100% этот номер проходит не с SB16, а с SBpro и всякими клонами (не со всеми), иногда даже PnP.
     
  8. Metallian1988

    Metallian1988

    Регистрация:
    2 сен 2017
    Сообщения:
    70
    Завёл я свой SB16 и под WIN98 и под DOS. Возник вопрос - реализована ли в карте эмуляция MIDI? На карте же есть чип OPL. У меня миди повешено на 330-ый порт, да вот музыка при выборе General Midi молчит. В Windows в выборе midi-устройств только синтезаторр SB на порту 220 (соотвественно в сетапах игр выбираю SB дял музыки, но звучит оно паршиво). Или General Midi заработает только при наличии дочки?

    ЗЫ Пока нашёл временное решение - миди играет на Vortex Wavetable на 300 порту, и через line-out идёт на line-in SB16. Накрутил ревера - звучит неплохо, попробую ещё всякие саундфонты залить.
     
  9. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    В силу того что пока не нашел ISA звуковой платы основы для дочерки Yamaha DB50XG повесил ее на Dimond MX300 PCI, запустил Doom 1 и 2, в настройках игры выбирал General MIDI так же выбирал Wavetable (разницы никакой). Все звук в игрухе норм музончик мидишний очень понравился в сравнении с тем же SB, потом снял дочерку, и получил то же самое))) Так и не понял дочерка играет или нет. Кто то подскажет как принудительно заставить играть дочерку а Вортекс заставить молчать в MIDI
    Да и вообще после этого эксперимента с Ауреалом, думаю целеесобразен ли вообще поиск ISA платы и дочерки на ней ,мне понравилось как игрались оба дума силами вортекса PCI
     
    Последнее редактирование: 13 окт 2017
  10. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    @dante1, попробуйте просто в настройках мультимедиа в винде поменять источник миди.
     
  11. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Да пробовал, там есть aureal8830 MP-401 и aureal8830 Wavetavle, менял местами разницы не заметил, при чем отображается они и с дочеркой и без
     
  12. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    @dante1, понятно. А если тогда в драйверах отключить соответствующие компоненты вортекса? Legacy или подобные, все, кроме основы, отвечающей за звук в винде. Может, дочка попала на другой порт и игра просто ее не видит, хотя странно все это, джамперов на карте-то нет. Должен в списке устройств бы быть external midi. Последнее, что еще приходит в голову - драйвера, помню, с ямахой и не только (pci) были проблемы, если ставить vdm а не vxd. Но там была обратная задача - получить в dos звук от основной карты.
     
    Последнее редактирование: 13 окт 2017
  13. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    А еще вопросик, можно например в ISA кинуть AWE64 Gold, а в PCI Dimond monstr MX300 с навешанной на нее Yamaha DB50XG?
    И построить такую схему звук в винде это PCI Dimond monstr MX300, звук в ДОСе это SBpro для звуков с AWE64 музыка с дочки DB50XG. навешанной на PCI Dimond monstr MX300 ну и соответственно чтобы можно было задействовать всю AWE64 Gold и для миди и для Сб звука из под ДОС в тех играх где музло на AWE лучше звучит чем на дочке Yamaha. А то попробуй найти еще эту ISA карту даже на ESS чипе нужного размера под дочку с отверстиями для распорочных штирей что бы дочерка не висела роскорячено
     
  14. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    @dante1, по сути, нужно только раскидать ресурсы, если с этим не будет косяков, конечно, можно.
     
  15. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Нет.
    Да.
     
    Goblinit и Metallian1988 нравится это.
  16. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Вопрос странный возник. Я бы спросил от противного, а почему нельзя? И что за косяки могут возникнуть? Не вижу препятствий. Я в своей статье описываю вообще ресурсы, раскиданные на 4 (!) звукокарты, и всё прекрасно работает.
    --- добавлено 13 окт 2017, предыдущее сообщение размещено: 13 окт 2017 ---
    Не будет там SBpro без косяков.
    Сейчас в меня полетят тухлые яйца.
     
  17. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    Те самые, что характерны для, к примеру 754-й ямахи ;) Просто с вортексом я совсем не возился, стоит у меня один, на 478-м под XP. Там это все неактуально)
    --- добавлено 13 окт 2017, предыдущее сообщение размещено: 13 окт 2017 ---
    Да-да, я читал, помню))
     
  18. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Ну, к примеру, в нашем примере 754 ямахи нету :) У вортекса всё настраивается адекватно, без подводных камней.
    Разумеется, там не актуально. А на фига, позвольте полюбопытствовать, под XP ставить карту A3D??? A3D - это прежде всего игры под 9X.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  19. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    @LANRUS, а что скажете по проблеме @dante1?
    --- добавлено 13 окт 2017, предыдущее сообщение размещено: 13 окт 2017 ---
    Очень просто)) В какой-то период был интерес к 478-му с "универсальным" agp. Так что в той сборке стоит Voodoo 3 3000 и этот самый вортекс (от вортекса :)) А XP там поселился, когда обнаружилось, что мой любимый Redline не работает с Voodoo под 98-м (в этой системе). Такая история ;)
     
  20. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.716
    А почему нет? Есть же драйвер специальный CTMIDI.DRV. Только ставить его руками надо в досе и стартовать вместе с DIAGNOSE.
     
  21. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    @TheMadLynx, начнём с того, что какой в этом смысл? FM он и останется FM.
     
  22. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    А что сказать? Проблемы никакой здесь не усматриваю. Но если отвечу честно – обвинят в заносчивости и навязывании своего мнения.

    Ладно, ESS1688 в хорошем качественном исполнении надо искать, вот что скажу. AWE ставить второй картой.
    После того, какие редкости люди находят, когда хотят, считаю разговоры о недоступности ESS просто смешными. Ебей в помощь, там их полно.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление