1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,4%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,3%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,5%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,8%
  19. Aureal Vortex

    31,2%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Она должна, _по идее_, видеть все устройства isa pnp.
    Но вы наверно помните, как этот isa pnp появлялся, и ка сколько был сырым первое время.
    Так что на практике я наблюдал массу случаев, когда винда ничего не видела. Плюс большинство обсуждаемых в этом топике карт - совсем не pnp, и их то же ни кто не обязан был находить.
    Вот с pci устройствами - там да, все сразу было хорошо.
    По этому из-за того, что win9x не находит карту, нельзя считать фактом ее горелости.
     
  4. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Я говорил про мастер установки оборудования. Он в любом случае найдёт карту, если она живая.
     
  5. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Сформулирую поточнее - ПОСТ проходит, показываются тип и частота проца, размер ОЗУ, затем появляется что-то вроде "инициализация ПнП карт", потом "Карта1 - АВЕ64", "Карта2 - ЕСС". И все - на этом висяк. Но в биос зайти не успеваю.

    ---------- Сообщение добавлено в 13:31 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 13:29 ----------

    А с ацтеком надо бы попробовать еще раз пошаманить. Сейчас как раз на скорую руку собрал комп без корпуса для проверки всех ИСА карт, модулей СИММ и процов Сокет7. Может там получится.
     
  6. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    О ужас, о кошмар. Не соверши John Freeman ритуальное самоубийство при виде
    - у него был бы шанс аннигилироваться сейчас.

    Википедия тоже негодует

    Количество каналов и частота дискретизации зависит от оборудования. Обычно и то, и другое зависит от конкретной карты, но чипы OPL2 (моно) и OPL3 (стерео) работают с частотой дискретизации 49,7 khz и комплектуются собственным DAC. Поэтому какой-нибудь SB 1.0/1.5/2.0 или MV Thunderboard будут выводить миди в моно, но с качеством условно более высоким чем CD-Audio ;)
     
    Последнее редактирование: 7 июл 2013
    Goblinit и Vardok нравится это.
  7. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Еще раз кратко - нет.
    Я в 98-99 году уже админил в довольно большой конторе, натрахался с этим звуковухами предостаточно.
     
  8. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    easy_john, ну тогда требую подробно :) Потому что насколько я представляю алгоритм работы мастера - он шерстит все слоты на предмет наличия девайсов путём запросов по адресам ввода-вывода. Естественно, что речь не о поддержке pnp-карт системой, когда та при старте срабатывает. Речь о насильном поиске.


    Vardok, отключи в бивисе PNP (PNP OS = Yes или подобное).


    Geryon, спасибо. Ну не знал. Кстати, если кому интересно, сейчас тестирую миди на своём клоне ess1868f. Действительно, там, где есть нативная игра именно esfm - миди кардинально по-другому звучит. Ну и в винде тоже миди-файлы играют совсем-совсем не так, как на opl-3. Причём, есть и поддержка самого opl-3 (эмуляция?) в досе. В режиме opl-3 игра похожа на другие opl-3.
     
    Последнее редактирование: 7 июл 2013
  9. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Могут ли возникнуть такие проблемы, при использовании одной ISA PnP, а второй PCI PnP звуковых карт?
    Это ж сколько раз он сеппуку делал, бедняга?XDDD
     
  10. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Ты так спрашиваешь, как будто первый день в железках. Конечно, могут.
     
  11. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Goblinit, дык опыта с двумя звуковыми в одном компе нету совсем. отсюда и вопросы.
     
  12. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Ну, кто ж там вспомнит подробности, за столько лет. Помню, что гемор был, и решался каждый раз с бубном, переставлением карт, сменой ресурсов и т.п.
    Он не может шерстить слоты, т.к. в isa нет адресации по слотам.
    По идее - да. Видимо иногда что-то мешало.
     
    Goblinit нравится это.
  13. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    Vardok, Вот тебе рецепт решения проблемы: ставишь карты по одной и смотришь, что бы не висло ничего. Потом ставишь первую карту (одну) - включаешься, настраиваешь её в биос. Потом втыкаешь к ней вторую и, если ты правильно настроил первую - вторая должна просто увидиться.

    ага. попадание в адресное пространство тех же хардов.
     
    Goblinit и Vardok нравится это.
  14. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Потестировал ещё немного ess1868f. OPL-3 всё-таки эмулируется под досом.

    Поскольку esfm-синтезатор очень-очень отличается звучанием, захотелось пустить игровую музыку под виндой просто послушать (чтобы не лазать в дос). Кто-нибудь знает годный плеер для midi (в играх странные форматы вроде XMI, MDI)?
     
  15. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    Goblinit, странный вопрос. Ставишь Winamp 5 с чем то, лезешь в настройки плагинов вывода звука и включаешь поддержку всяких диковинных форматов. Выбираешь куда их играть (устройство, что бы не в GM) и как. И слушаешь.
     
  16. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Актуально в том числе для игр, в которых нет поддержки esfm, но миди-музон есть! Интересно же ведь)) Винамп не вызывает доверия. Посмотрю.
     
  17. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Сам ты странный! :o

    XMI - это формат файлов миди-сообщений, разработанный Джоном Майлсом и основанный на спецификации IFF. С этим форматом работают библиотеки IBM (Miles) Audio Interface Library 2.0 и Miles Sound System 3.0 и выше. Поэтому в соответствующих играх он и используется.

    Некоторые плееры поддерживают проигрывание XMI и других нестандартных форматов миди-файлов. Аккуратность такого проигрывания, однако, может вызывать вопросы. Непосредственно для XMI, если хочется избежать гипотетического некорректного проигрывания, можно использовать родные утилиты - Xmiplay из-под DOS-сессии, или Miles Sound Player из-под Windows.

    Если это не нужно, то играть всякое умеют Winamp, Foobar2000 и XMPlay.

    Что касается "формата MDI" - о таком едином формате я не слышал. Golden Axe, в частности, хранит музыку в файлах MDI, но их структура мне неизвестна.

    P.S. Точно не помню, позволяет ли Miles Sound Player выбрать устройство для проигрывания. Xmiplay точно будет играть в обход винды, поэтому понадобится версия дров с поддержкой ESS Enhanced FM:

    2d72f230313cf136d3e2ddbc3970bddb.jpg
     
    Последнее редактирование: 7 июл 2013
    Goblinit нравится это.
  18. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Ну, как-то так.
    Вообще у isa карт может быть 4 типа ресурсов:
    - диапазон адресного пространства в общей памяти.
    - порт ввода-вывода.
    - прерывание (irq)
    - канал пдп (dma)
    При инициализации isa pnp устройств по шине, на специальный порт ввода-вывода посылается инициализационная последовательность. Если карта отвечает по этому порту и договаривается о не пересекающихся ресурсах, то она считается рабочей.
    Естественно, скажем, не pnp карта ничего не отвечает, но при этом может совершенно нормально работать. Ну и pnp карта может о чем-то не договориться и не отображаться, но при этом быть совершенно рабочей (в смысле не горелой, а не в смысле работать в этой машине).

    ---------- Сообщение добавлено в 15:19 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 15:17 ----------

    Надо искать готовые midi из этих игр.
    Тут или в сети искать или самому из ресурсов выдирать.
    Ну и быть внимательным, во многих играх два набора midi файлов, оптимизированные для FM, и для GM карт.

    ---------- Сообщение добавлено в 15:21 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 15:19 ----------

    Я лично не уверен, что winamp5 хороший вариант, который будет использовать именно нужный секвенсер этой карты, а, скажем, не софтовую эмуляцию GM. Лучше найти midi файлы, и играть системным media pleer, выставив в control panel сооветсвующий секвенсер.

    ---------- Сообщение добавлено в 15:23 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 15:21 ----------

    Вот да, родным плеером - поддерживаю.
     
    Goblinit нравится это.
  19. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Готовые midi найти можно, но неизвестно, кто, чем и как конвертировал их из родных форматов игры. Не все конвертеры выдают полностью корректный результат. Поэтому я стараюсь работать с родными форматами.

    Winamp и Foobar2000 точно позволяют выбрать девайс, причем первый использует системные, а второй - рендерит сам с использованием библиотек:

    29ef4540ceae909b6cc7c50ab941c557.jpg
    db8150990fbea592f691b6ff70161ddb.jpg

    Таким образом, Winamp подойдет, а Foobar2000 - нет, т.к. не позволит выбрать системное устройство ESS. Но беда еще и в имеющихся нареканиях на аккуратность именно воспроизведения - бывает, что темп не совпадает с оригинальным, например.

    Miles Sound Player 7.2 поддерживает работу с дефолтным системным устройством:

    0ee671098d3a0ead30605930ce6f2c2f.jpg
     
    Последнее редактирование: 7 июл 2013
    Goblinit, Vardok и Bato-San нравится это.
  20. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Geryon, Спасибо большое! :)

    miles sound player ты не мог бы прикрепить, пожалуйста? Не могу найти..
     
  21. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Версия для win32.
     

    Вложения:

    • msp72_32.zip
      Размер файла:
      253,5 КБ
      Просмотров:
      44
    Goblinit, easy_john и Gamerun нравится это.
  22. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    aleksej, easy_john,
    Пока копируется образ Hexen, хотел бы уточнить:
    Вот я игру установил, что нужно конкретно выставить в сетапе, чтобы поймать (или не поймать) эти зависающие ноты на АВЕ32+ДБ50ХГ.

    ---------- Сообщение добавлено в 20:29 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 19:55 ----------

    Скачал с сайта образ:
    Hexen: Beyond Heretic (1995, Windows/DOS)
    Но это вин-версия. Я так понял нужна дос-версия? Качаю ДОС-версию с рутрекера.
     
    Последнее редактирование: 7 июл 2013
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление