1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,2%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,1%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,8%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,5%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,8%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,7%
  19. Aureal Vortex

    31,1%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    По-моему, их большинство, если говорить не о совсем отдельных, а о звучащих не так, как CTMIDI. Чаще всего "звуковая дорожка" - то одна(хотя в юности, когда ковырял ресурсы всех подряд игр, видел и разные), но "инструменты" для OPL она инициализирует свои, которые вряд ли совпадают с теми, которые использует эмулятор из драйвера CTMIDI. "Инструменты" эти берутся обычно из библиотек, приложенных к каким-то определенным коммерческим звуковым движкам, а также редактируются разработчиками на свое усмотрение.
    К примеру: VOGONS • View topic - What games contained OPL instrument patches for all General MIDI instruments?
    и, кстати там сказано: "some mostly older games used their dedicated format for OPL music, which contained the OPL instrument patches directly inside the music file itself, like CMF, IMF, ADL and other formats" - у старых игр часто отдельный формат музыкальных файлов для OPL, с прописанными в нем же инструментами.
     
    Последнее редактирование: 17 окт 2017
    Goblinit, TheMadLynx и Thomas Wolfe нравится это.
  4. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    @nop, вот это я понимаю, конструктивный подход!
     
  5. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
  6. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Спасибо всем кто помогал розобраться с дочкой + Vortex. Оставлю в "ретротазике" сборку с Vortex + DB50XG, пока не найду нормальную ISA на базе ESS. А какую посоветуете временно поставить в ISA слот, у меня он один,
    Turtle Beach Tropez +, AWE64 Gold, SB32? Или вообще не искать эту ISA карту с коннектором под дочку, а поставить оптимальную для SBpro/SB16 совместимости с вышеперечисленных, а MIDI с дочки навешеной на Vortex брать, соединив при этом линейный выход с линейным входом ISA платы. И какую посоветуете вставить в ISA слот из перечисленных для этой схемы, и не может быть например в каких то DOS играх конфликт из за PCI, что дочка будет молчать. В DOOMах было все ок
     
  7. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Это могут быть только SB16/AWE или клоны CMI8330, ALS100, ALS120. Совместимость с SBpro компромиссная. У всех.
    Эх, шумы, шумы... Почему не микшер? Каждый коннект с Line OUT предыдущей звуковухи в цепочке добавляет шипения и пердения. Хотя, две карты - не так уж много, тем более, Вортекс не очень шумит. Просто завтра захочется большего, тогда микшер в помощь.
    Нет! Может молчать SFX часть, проблем с MPU не было никогда.

    Я бы советовал TB Tropez.
     
  8. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    Когда читаешь такое, хочется в ответ спросить, - а когда вы все это приобретали, не было вопросов, что из этого лучше временно поставить?? :D До появления королевы бала - ESS...))) Как сказал бы (но не сказал) @LANRUS, ищите мать на три isa и будет достойная сборка. Для человека, выбирающего из таких карт, найти нужную мать - дело пустяковое))
     
    Последнее редактирование: 17 окт 2017
  9. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Кстати пользуясь случаем ищу образы дисков которые шли в комлекте с звуковыми картами, не дрова с сети, а именно образы комплектных дисков. Зачастую в купе с дровами в них есть интиресные демосценки, демонстрации возможностей 3Д движков, демомидишки, фирменные панели управления и т.д.
    Ищу родные диски к таким карточкам:
    Turtle Beach Tropez Plus
    SB32 CT3670
    AWE64 Value CT4520
    AWE64 Gold CT4390
    Vibra 128 PCI CT4810
    SB PCI 128 CT4700
    SB Live CT4830
    SB Live 5.1 CT0220
    Audigy 4 SB0610
    Diamond Monster Sound MX300
    Genius Sound Maker 128XG (YMF724F-V)
    --- добавлено 17 окт 2017, предыдущее сообщение размещено: 17 окт 2017 ---
    Так я эти платы спецом не искал, попались мне по пустяковой цене вот и взял, я вообще считаю это старым хламом и принципиально не покупаю за дорого, один раз психанул и купил за 50 евриков дочку DB50XG. Попадался и GUS Сlassic последней ревизии 3.74 кажись, но мне он не интиресен был, кто то с форума забрал за 80$.
    На счет мамки и 3 ISA не проблема, только ограничение процем в копермайн 1гГц и AGP только макс под voodoo 3,4,5 но не втыкнуть 5900XT к примеру не впечетляет. Тратить по 200-300$ на какую нибудь плату на 478 с 2-3 ISA для меня запредельное марнотратство. Сейчас у меня к примеру почти макс сборка на AMD с ISA soltek sl-75kav + K7 Athlon XP 2400+ Thoroughbred 2 gHz ( макс по моему 2600+ 2,13 гГц можно поставить)
     
  10. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    @dante1, есть к вортексу, два к каким-то из Live, также к 220-й
    Offtop
    --- добавлено 17 окт 2017, предыдущее сообщение размещено: 17 окт 2017 ---
    в такой ситуации логичнее, имхо, пожертвовать видюхой, чем материнкой. Да и жертвовать, по сути, не нужно. Есть Geforce 3,4, есть Kyro. Это как-то даже нормально для P3. А 5900-я мне видится как карта для чего-то большего, как, к примеру, ваша amd-сборка.
     
    Последнее редактирование: 17 окт 2017
  11. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Ну мне чистота звучания как в филармонии на концерте Шуберта не требуется))) так что я точно не буду искать карточки с СПдифами покупать для этого ресивер и т.д) Тем более это ретротазик читай создается атуентичность того времени, еще в то время можно было ставить на звуковушки кодеки уровня к примеру как сейчас на какой нибудь экстенсе, но их не ставили даже в топ решениях, в силу того что МИДИ само по себе не очень то насыщенно разностью частот. Естесно на современном ПК для всяких лослесов у меня стоит Titanium HD + наушники за 200$. А прокачевать звук в ДОС это из розряда подключить Денди к топовуму усилку или ресиверу, можно но зачем?
    Хотя если это дешевый или бесплатный вариант с микшером то почему бы и нет) Подскажите как это организовать через микшер?
    --- добавлено 17 окт 2017, предыдущее сообщение размещено: 17 окт 2017 ---
    Ну как бы GeForce 3 Ti500 или 4 Ti4600\4800 шибко ненайти, именно по этому купил 5900ХТ, может она и не на всю катушку задействуется, но уровень Ti4800 лихвой покроет. Да и проблем с одним ISA слотом не вижу, найти ESS карточку и ямаху на нее вполне достаточно, либо тот вариант с PCI + дочка + ISA плата. В случае если какой нибудь игре будет предпочтительней поставить AWE не проблема будет полезть под стол и переткнуть, в случае 3 ISA автоматом урезаються PCI, а они мне тоже важны, например для того же Vortex и к примеру Voodoo 2 SLI
    --- добавлено 17 окт 2017 ---
    Если не тяжело можете выложить образы на какой то из фалообменников или облако, буду признателен
     
  12. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    @dante1,

    p.s. к видюшкам тоже полно дисков есть
     
    Последнее редактирование: 19 окт 2017
  13. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Что интиресно в консолях того времени уже тогда на голову лучше ставили ЦАПы и ОУ чем в мультимедиа для ПК, в тех же Panasonic 3do и PS1, N64 была исключением из списка)))
    --- добавлено 17 окт 2017, предыдущее сообщение размещено: 17 окт 2017 ---
    у нас в Украине мейл ру заблокирован за компанию с ВК и Одноклассниками( Попробую через VPN зайти
     
  14. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    @dante1, если не выйдет, пишите, на что еще можно кинуть, я другие никогда не использовал
     
  15. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Спасибо. Вижу правда для SB0220 и Вортекса, а вот оcтальные ливы неизвесно какие SB
    --- добавлено 17 окт 2017, предыдущее сообщение размещено: 17 окт 2017 ---
    видюшки тоже интересны, в первую очередь разные вуду и киро)
     
  16. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    Здесь помочь не могу, попробуйте выяснить сами, даже не помню, откуда диски, а лайвы у меня почитай все есть, так что не угадать.

    p.s. наверное, многое можно найти на vogons
     
    Последнее редактирование: 19 окт 2017
  17. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Последнее редактирование: 17 окт 2017
  18. BrainRipper

    BrainRipper

    Регистрация:
    1 ноя 2009
    Сообщения:
    9.337
    @dante1, не понял, почему вы не можете воткнуть GeForce FX 5900XT - у неё универсальный разъём.
     
  19. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Сама по себе фраза вызывает недоумение. Какого качества будет секвенсер, такого качества и звук. А МИДИ само по себе не может быть чем-то насыщено, это просто набор команд, высота, длительность, номер инструмента, затухание и т.д. И я не говорил про СПдифы и ресивер, я говорил просто об аналоговом микшере. А цена вопроса - ну это как повезёт. Я ведь уже рассказывал, как я с одной стороны купил Voodoo5500 за 150 руб. и с другой стороны меня чуть не кинули с SCB-55 за $93. Один раз мне с таобао прислали неупакованную битую материнку (разумеется, уже дохлую), за которую я выбросил около 4000 руб., в другой раз мне оттуда же достались Voodoo5500MAC за 2300 руб., DB50XG за 700 руб. в полном порядке.
    А чего там думать с микшером, как там организовывать? Микшер - он и есть микшер, воткнул и регулируй.
     
    nop и Goblinit нравится это.
  20. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Да уже увидел в отличии от той же 9800pro имеет две прорези, но все ровно спригивать с 2ггц 1 гб и AGP4x как то не очень охота). Да и собрать и забыть что в первом случае что во втором не получится, либо звуковухи ISA перетыкивать либо PCI видяшки, думаю последнее у меня будет чаще
     
    Последнее редактирование: 17 окт 2017
  21. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Можно поискать какую-нибудь Ti4200, будет очень неплохо в i440. У меня такая на KT333 стоит.
     
  22. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    Offtop
    Да, кстати, а почему именно топы?? Они чуть быстрее и только. И это чуть ничего существенно нового в плане возможностей не принесет.
     
    Последнее редактирование: 17 окт 2017
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление