1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Я не пользую 688, лежит для сборки на 386 компе, если время найдётся. Можно попробовать здесь. Обычно на вагонах аккуратно следят за функционалом, если что-то выкладывают. Наверное, по этой ссылке всё будет.
    --- добавлено 3 ноя 2017, предыдущее сообщение размещено: 3 ноя 2017 ---
    Можно ещё здесь попробовать.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  4. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    ооуу спасибо, а вообще да буду искать что то толковое на 1ХХХ вроде проблем с этим нет, на барахолках и досках такого добра хватает)
     
  5. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    :) Хватает с узкой PCB, на которую полноразмерную дочку не поставишь. Так что либо искать широкую, либо с оборотным положением корректора.
     
  6. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    @LANRUS, да чего уж там, разве это проблема?? ;) Дочку клади, куда хочешь, а связать через шлейф мама-папа))
     
  7. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Наводки лишние на линейный выход, шумы. Хотя в каждом конкретном случае по-всякому. Можно попробовать и послушать. Зависеть может и от помех БП, и от погоды на Солнце. У меня был случай, когда принтер в учреждении отказывался работать в вечерние часы, когда все включали телевизоры, принимали посетителей, активно пользовались мобильниками. Хотя утром и днём пахал без проблем. Вопрос решился заменой USB кабеля с тонкого на хорошо экранированный, с ним уже круглые сутки безотказно пошло.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  8. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    Да, тема знакомая, только в приложении к сканеру.
     
  9. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Настоящий "аппаратный" MPU-401 есть вообще где-то на пяти картах, кроме карт от Роланда. На остальных есть только разница - пожалели несколкьо десятков транзисторов на чипе на эмуляцию команды переключения в режим UART или не пожалели. Поправьте, если не так. Есть подозрение что програмулина на ESS тупо переключает выходы с внешнего на внутренний, а не что-то там серьезно эмулирует.
    --- добавлено 3 ноя 2017, предыдущее сообщение размещено: 3 ноя 2017 ---
    Я не совсем понял. Ты чего-то ждешь в Windows от карты, которая не Plug and Play? Не пробовал вручную настроить ее миди-порт?


    Еще, я порылся в схемах MPU-401 и выяснил, что зачастую порт 330h не только нельзя передвинуть(нельзя поставить 2 или более карты с миди-портом), но они еще и закрывает множество адресов, кроме собственного.
    В частности, не 330h-331h, а 330h-337h, 730h-737h, 0B30h-0B37h, 0F30h-0F37h, 1330h-1337h, .....
     
    Последнее редактирование: 3 ноя 2017
    Колючий и Thomas Wolfe нравится это.
  10. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    @nop, мне казалось, что любой MPU-401 по сути уже UART. А более продвинутые его виды просто умеют в intelligent mode переключаться.
     
  11. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Это типа с перемычками возиться?
     
  12. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Да, 3 блока джамперов у тебя на этой карте. И почему "возиться"? Один раз выставить нужное.
    --- добавлено 3 ноя 2017, предыдущее сообщение размещено: 3 ноя 2017 ---
    SOUNDSTAR E-15-140 (VER. 2.3)
    Описание всего на этой карте.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  13. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @Колючий, у меня ощущение, что JP9 и выбирает, использовать дочку или внешний разъем, а оба одновременно нельзя. Или JP4 неправильно был выставлен.
    --- добавлено 4 ноя 2017, предыдущее сообщение размещено: 4 ноя 2017 ---
    @TheMadLynx, Да, но для соблюдения формальностей (совместимости с MPU-401) игры могут ожидать сначала ответа на команду reset и потом отправлять команду переключения в режим UART. Потому что MPU-401 сначала таки стартует в intelligent режиме.
     
  14. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Ребятки вообщем вот как росположены перемычки, дочерка и дальше молчит как рыба(

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 4 ноя 2017
  15. R4kk00n Benched arcade playa

    R4kk00n

    Модератор

    Регистрация:
    28 мар 2005
    Сообщения:
    9.286
    @dante1, сломалос картинко
     
    Последнее редактирование: 4 ноя 2017
  16. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
  17. Metallian1988

    Metallian1988

    Регистрация:
    2 сен 2017
    Сообщения:
    70
    Я в своей 668F так и не победил тишину дочерки, хотя признаться с дровами не возился особо. Повесил Pine Tech на CT2290 (Sound Blaster 16) - всё таки можно потерпеть пониженное качество аудио в build engine игрушках для ликвидации задержек mpu-401. Да и в дюке тем более сочнее и прикольнее звучит музыка через Vortex Wavetable эмуляцию миди. А вот Pt-202 я вчера активно погонял в Doom - пробежал 1.5 эпизода в сопровождении миди саундтрека с этой карточки. Впечатления - очень клёвые барабаны (особенно сбивки по томам и малый), и прикольные миди бж-бж гитары. Но барабасы это просто уан лав - как будто маленький Дейв Ломбардо сидит чипе от самсунг). Надо срочно мои метал-сочинения из гитар про послушать на старичке).
     
    nop и Thomas Wolfe нравится это.
  18. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    А в чем суть идеальности? На первый взгляд, обычная иса-карта с сб-про совместимостью -- тысячи их!
     
  19. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Terratec EWS64 XL 1.2. Забрал за 5р (примерно 2.5$). Изначально карта не работала. Не определялась совсем. Сзади был небольшой колхозинг в виде напаянных на ноги пары конденсаторов smd резисторов и напаянного на ноги кварца smd конденсатора. Резисторы по 10кОм, не стал трогать. В таком варианте они явно использовались как выравнивающие (сомневаюсь, что с 10мкФ ёмкостью кого-то заботило удержание заряда на выводах после выключения). Конденсатор же я убрал. Ёмкость 26пФ. По идее это была ёмкостная корректировка его частоты (понижение, на сколько - ХЗ, не копался пока как это считать), зачем - не понятно.
    После чего начал рассуждать логически. Что у нас должно детектиться системой? То, на что идут сигнальные контакты ISA разъёма. Дорожки ведут к CS4236B, кодек. Полез в даташит к нему и дальше копаться. Копался после работы вечерами 2 дня. Питание и цифровой и аналоговой части в порядке, напряжения в норме. Генерация на кварце вроде есть. Виноват чип, получается? А вот фигвам... Хорошо, не дошёл до термовоздушки. Решил всё ж осилить мануал (он на офсайте на немецком), и узнал, что там EPROM есть, в которой куча весьма странных настроек храниться (карта может задействовать кучу ресурсов). Сбросил на заводские. Карта определилась и заработала. Мда... ломастер блин.

    Из забавного, это ведь дорогая "полупрофессиональная" карта. Чип может использовать раздельные аналоговую и цифровую земли. Но звонятся они чего-то в куче.

    ЗЫ. Если не использовать синтезатор, то карта для ретрогейминга мне подходит хуже, чем простенькая 719-я ямаха... Ожидал большего. :)
     
    Последнее редактирование: 4 ноя 2017
    nop и Thomas Wolfe нравится это.
  20. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Ребята так кто то подскажет что по перемычкам?
     
  21. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Миди выставлен на 330.

    Аудиопорт выставлен 220.
    DMA выставлен в 0. Чтобы был в 1, нужно на нижней гребёнке с кучей перемычек (в том положении, как расположена карта на фото) вторую справа справа перекинуть на верхний и средний пины.
    IRQ стоит 7. Чтобы переставить в 5, нужно на той же длинной гребёнке третью и четвёртую слева перемычки поставить в обратные позиции.
    Аудио включено.
    Мидипорт включён.
    IDE гребёнки включены.
    Так же ищи, чем переключается режим работы MPU-401.

    Как вариант. Возможно под включением/выключением MIDI понимается переключение между внешним 15-пиновым разъёмом и гребёнкой. Это в той же гребёнке 1-я слева перемычка, попробовать её переставить.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  22. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Ура! В очередной раз открылась Америка. Настройки не странные, вполне обычные. В этой карте ещё много чего интересного.
    Это на самом деле так и есть. Карта очень шумная, несмотря на свою дороговизну. Без 5'25 расширения теряет весь смысл, на нём гребёнка под дочки и цифровой интерфейс. Первое есть на огромном кол-ве дешёвых клонов, а второе вообще весьма специфическое явление, которое до сих пор даже на современных крутых картах мало кто использует. Итого, если неинтересен цифровой тракт, то EWS64 для ретрогейминга становится просто бесполезной поделкой, просто пальцы погнуть (это же Терратек!). Карта интересна возможностями процессора Dream прежде всего, но это Windows, сэмплирование, миди... Между прочим, этот Dream умеет играть звук WAVE без помощи Crystal, аж восьмиканальный (только из Windows)! Если в программе Cakewalk наложить WAVE на MIDI-треки и проиграть с помощью Dream, звучит через цифровой выход просто обалденно. В DOS-играх интересна только цифрой, больше она решительно ничего не даёт по сравнению с другими клонами.
     
    Колючий нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление