1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    @LANRUS, если бы вы всякий раз выдавали информацию чуть более сдержанно, цены бы ей не было ;) Напишите, пожалуйста, каким образом можно задействовать dream (на карте или дочке) минуя "основной" чип?
     
    Дарк Шнайдер нравится это.
  4. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Для ретрогейминга профессиональные карты подходят чуть менее, чем никак. Они и для прослушивания музыки-то не особо подходят. Недавно была возможность купить относительно недорого практически новую ESI Juli@ — ну оно, конечно, красиво и всё такое, но взвесив все за и против — ну зачем она дома нужна?
     
  5. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Не знаю, зачем мне этот тератек сдался вобщем. Смотрится брутально, но не в стиле 486-го, или первопня. А в третьепнёвом ретрокомпе толку от его возможностей, там игры с миди я уже не запускаю.
    Разве что можно на ней не парные 72-х пиновые EDO SIMM проверять... :)
    --- добавлено 5 ноя 2017, предыдущее сообщение размещено: 5 ноя 2017 ---
    Будет вобщем в закромах лежать. В качестве SBProII клона мне больше ямахи нравятся.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  6. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    ess 688 не умеет mpu-401, только sb-midi. Дочка в досе работать не будет, перемычки на миди дочку не влияют вообще никак. Можно попробовать прогу SoftMPU, возможно поможет.

    SoftMPU by bjt42

    SOFTMPU.EXE /SB:220 /IRQ:5 /MPU:330 /OUTPUT:SBMIDI
     
    Последнее редактирование: 5 ноя 2017
    Goblinit и Thomas Wolfe нравится это.
  7. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Ну геймерам в общем это ни к чему.

    Задействовать WAVE на Дриме очень просто, надо инсталлировать карту под Windows, в выборе устройств звука на воспроизведение появится и Crystal, и на выбор любой из 8 каналов Dream, без возможности настройки bass/treble, без всяких аппаратных фишек. Там изюминка в том, что в обычной карте тех времён воспроизведение одновременно двух и более WAV/MP3 файлов неминуемо скажется на качестве (искажения, приглушения), а Dream умеет микшировать до 8 WAV потоков, что очень ценно в музыкальных редакторах. Я тестировал, очень классно! В Cakewalk параллельно с воспроизведением MIDI выставлял проигрывание 3 разных WAV по маске, используя 3 из 8 wav-каналов Dream. Чистейший звук, без потерь. Можно записывать живые партии инструментов в моно, а в музыкальном редакторе раскладывать их балансом в стереокартине как хочется (каждый из 8 каналов стерео, разумеется). При этом для MIDI вовсе не обязательно использовать тоже сам Dream, можно воткнуть в цифровой (или аналоговый) вход любой другой WT.

    Но геймерам всё это ни к чему. Я её использую в нативном DOS как SB и WT Dream ради цифрового выхода. На моей системе разница слышна.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  8. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Offtop
    Ужас какой, как хорошо, что это всё позади.
     
  9. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    @LANRUS, спасибо, очень интересно!
     
  10. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Я ж про это и пытался раньше писать, но меня не поняли :(
    --- добавлено 8 ноя 2017, предыдущее сообщение размещено: 8 ноя 2017 ---
    Да не нужен ведь GM-играм настоящий MPU-401, он обычно нужен MT-32 - играм.
    --- добавлено 8 ноя 2017 ---
    Пробовал это? VOGONS Vintage Driver Library
     
  11. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Вообщем попробовал настроить карту перемычками как посоветовал товарищ
    Так карточка теперь молчит и в MIDI и как SB, работает только в винде как звук. устройство
    То что вы посоветовали скачать с Вагонсов редактор настроек и мониторинг качнул, вот что имею на скринах:

    [​IMG] ai.piccy.info_a3_2017_11_08_22_03_i9_11758473_500x287_r_i.gif

    [​IMG] ai.piccy.info_a3_2017_11_08_22_05_i9_11758476_500x287_r_i.gif

    [​IMG] ai.piccy.info_a3_2017_11_08_22_05_i9_11758480_500x287_r_i.gif

    [​IMG] ai.piccy.info_a3_2017_11_08_22_06_i9_11758483_500x288_r_i.gif

    [​IMG] ai.piccy.info_a3_2017_11_08_22_06_i9_11758484_488x341_r_i.gif
     
  12. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    А в чём ужас-то? Для музыкантов это в самый раз! Очень многие профессиональные карты имеют такие возможности.

    Ну зачем так передёргивать и вносить лишнюю путаницу для мало посвящённых? После таких слов лишь пустые сомнения закрадываются у людей, только начинающих постигать. Уже давно в этой дискуссии условились, что MPU-401 UART - это тоже MPU-401. Настоящий, просто усечённый на один режим.

    @dante1, не вижу картинки. IP моего провайдера в чёрном списке у этого сайта.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  13. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Ага, усеченный на 98%
    Хорошо, тогда объясните мне наконец, SB-MIDI это UART или не UART? Разница только в реакции на команду reset, или как? Тогда это тоже MPU-401, усеченный еще на 0.5%
     
    Последнее редактирование: 9 ноя 2017
  14. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
  15. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Я это написал в ответ на предложение запустить ненужный тут SoftMPU.
    VOGONS • View topic - Looking for a list of dos games that require an intelligent mode MPU-401
    "Intelligent mode is only relevant for the MT-32. All games with GM support work without it." то есть проблема только в реакции на reset или как?
    Doom-ы и иже с ними должны работать на SBMIDI в том числе.
     
    Последнее редактирование: 9 ноя 2017
  16. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Это не важно, не в классификации дело. Важно то, что мы нуждаемся в 100% работоспособном MPU-401 UART с базовым адресом, какой хотят игры. А карта ESS688 не в состоянии это нам дать.
     
  17. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Утилита пишет про конфликт по IRQ 5 либо с другой звуковой, либо, возможно, с LPT-портом каким.. Звук пропал из за этого.
    Также одна пишет, что миди на порте 300(и что он сейчас выключен), а другая что на 330.
    ну навскидку советую. 1) - проверить что там на IRQ 5. 2) - включить обратно MPU401 и проверить статус утилитой. 3) проверить настроить в игре использование порта 300 до и после пункта 2
    --- добавлено 9 ноя 2017, предыдущее сообщение размещено: 9 ноя 2017 ---
    По-моему это не так. Большинству игр, особенно достаточно поздним, должно быть до фени. Ты точного ответа, в чем разница, таки не знаешь, верно? Только битьем в шаманский бубен занимаемся.
    --- добавлено 9 ноя 2017 ---
    P.S. Поставь DMA на 1, проверь утилитой. Должно быть IRQ 5 или 7, DMA 1. Другую звуковую извлеки. LPT порт или что там у тебя еще, убери, если не нужен. Проверяй, правильно ли выставил, запуская ESSCFG
    --- добавлено 9 ноя 2017 ---
    Вот это должно играть (секунд через 8 после запуска или включения музыки) MIDI через порт 330, и вроде бы в том числе на SBMIDI. Смена порта в настройках, вероятно, не работает. Я не помню, захардкожен ли порт, или берется из переменной BLASTER
    Не поручусь на 100%, проверил сейчас только в досбоксе. Но мало ли, вдруг пригодится :)
     

    Вложения:

    • chronos-pc.rar
      Размер файла:
      110,4 КБ
      Просмотров:
      23
  18. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Если б им было до фени, они бы играли GM через гребёнку ES688F. Не до фени им. Да, точного ответа я не знаю. Зато я знаю, что игры не работают с гребёнкой ES688 по умолчанию, потому что это SB-MIDI. И, сколько ни умничай с классификацией и про бубен, они всё равно с ней не работают. А это единственно важное, что мы имеем на выходе.
     
  19. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @LANRUS, Ну я, чувствую, не выдержу и попробую сам на выходных найти 688 :)
     
  20. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    @LANRUS, у ESS688 просто программный, а не хардварный MPU-401 интерфейс. Все в порядке там с играми и миди-музыкой -- только нужно загружать соответствующий TSR при запуске операционки. @nop прав в том, что проблемы о которых вы говорите, касаются тех немногочисленных допотопных игр, которым нужен не просто MPU-401, а его Intelligent mode.
    --- добавлено 9 ноя 2017, предыдущее сообщение размещено: 9 ноя 2017 ---
    @dante1, советую почитать какие-нибудь вики-ресурсы на тему того, что такое I/O port, IRQ, DMA channel, в чем смысл Plug and Play и какой у него алгоритм работы для винды и для доса, чтобы было наконец понимание, как это все работает и что это все значит для звуковых карт. Потому что вижу, что вы просто пытаетесь наугад без понимания подобрать (или чтобы кто-то подобрал) "выйгрышную" комбинацию чисел. Причем ваш случай, похоже, усложнен наличием двух звуковых карт в системе, которые воюют за ресрусы по умолчанию.
     
    Goblinit и Thomas Wolfe нравится это.
  21. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    @nop, играм нужен именно mpu-401, которого у ess688 нет. Ни в одной дос игре не работает миди музыка через sbmidi. В windows - миди будет, в досе - нет. Даже порта вроде 300 или 330 у этих карт нет. Работа с SBmidi предполагает работу через т.н. dsp sb-pro совместимых карт. SoftMpu нужен не потому, что он эмулирует intelligent mode, а потому, что он в данном случае будет эмулировать mpu-401 через sbmidi, на карте, не умеющей mpu-401 вообще никак.

    mpu-401 предполагает прямой доступ процессора к миди через порты (например 330).
    sb-midi не дает прямого доступа (порта нет), доступ возможен только через dsp; т.е. сначала в дсп (порт 22с) отправляется команда на отправку байта в мидипорт, потом сам байт данных, а уже dsp отправляет данные на миди-устройство. Дос игры умеют работают с миди только напрямую, а не через dsp.

    @TheMadLynx, не бывает программного mpu-401 интерфейса, нет в стандартных драйверах ess688 tsr-утилиты для его активации.

    @dante1, похожа на вашу?
    SOUNDSTAR E-15-140 (VER. 2.3) Sound card Settings and Configuration
     
    Последнее редактирование: 9 ноя 2017
    Goblinit нравится это.
  22. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Раньше было 2 Aureal Vortex MX300, сейчас одна эта ISA, виндовс тоже начисто переустановлен только с одной этой ISA картой. Уже устал бодаться, подумываю искать плату на ESS1XXX или, просто дочерку навесить на Vortex, и что бы Midi играл с нее, а SB брать с ESS688. Но что то подозрение что последний вариант пригоден не для всех игр, дума например так работал на ура. Да и на Vortex, я так и не понял играет дочерка или свой MIDI синтез. Так как сняв дочерку и выбирая в настройка MIDI генератора что вайветалб вортекс что mpu-401 он играет и так и так при чем без дочерки)))
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление