1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,2%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,1%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,8%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,5%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,8%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,7%
  19. Aureal Vortex

    31,1%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    @dante1, но вы, когда пытались как-то на свой лад определить, откуда у вас MIDI в играх играет, разницу в звуке хоть раз какую-то улавливали? Уж извините за такой совсем тупой вопрос. Vortex'овский банк и DB50XG ну совсем по разному звучат, разница огромная. Может, просто запишете, что вы там слышите, а мы вам тут подскажем, дочка это ямаховская у вас играет или что-то другое. Впрочем, на известных DOS играх примеров звучания DB50XG на ютубе полно, можете и сами определить, дочка у вас играет или не дочка.
     
  4. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    Эх, нет у меня 688-й, а то бы тоже поэкспериментировал.
    @dante1, я так понял, вы так и не слышали, как играет ваша ямаха? Возьмите, наконец, обычный sb16 и проверьте на нем.
     
  5. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.819
    @alfy, а давайте без голословных утверждений. Прикрепляю два брифа на ESS688 и ESS1688. У первого GPIO на тех же ножках, на которых у второго висит аппаратный MPU-401. Так что миди у 688 самый что ни на есть программный.
     

    Вложения:

    • 688.pdf
      Размер файла:
      380,9 КБ
      Просмотров:
      208
    • PB1688B.pdf
      Размер файла:
      204,2 КБ
      Просмотров:
      240
  6. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    221
    @TheMadLynx, не программный, а sb-midi. разницу с настоящим mpu-401 я довольно подробно описал.
    Если нашли даташиты, может и ту самую tsr найдете, с которой в играх все работает программно (по вашим словам)? SoftMpu не предлагать, это новодел и работает только в самых старых играх.
     
    Последнее редактирование: 9 ноя 2017
  7. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    @TheMadLynx, если не сложно, проведите, пожалуйста, краткий ликбез по всем этим вещам, касающимся Intelligent mode, sb-midi и программной (аппаратной) реализации интрефейса. Последнее я еще как-то могу представить-понять по аналогии с видеокартами, но прочее.. Заранее спасибо! Хотелось бы больше понимать, о чем идет разговор.
     
  8. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    221
    только что проверил свою ess688 c миди-дочкой. SoftMpu работает только в реальном режиме, т.е. в doom2, descent - музыки нет, в prehistoric, gods, gsplay - музыка с дочки играет.
     
    Колючий нравится это.
  9. Metallian1988

    Metallian1988

    Регистрация:
    2 сен 2017
    Сообщения:
    70
    Ну вот я теми же телодвижениями занимался с теми же картами. На вортехксе играет свой синтез - он назначен на 300 порт по дефолту наскольку я помню. Там есть реверб, хорус и очень хороший банк инструментов. Работает это всё только под вин. Дочерка на вортексе не играла - причина совершенно не понятная. Пробовал и так и так.

    У меня есть 1868 - недавно выкидывал фотки. Карточка с полтыка заводится - она пнп. Ресурсы в вин назначает автоматом, так что эмуляцию сб на вортексе лучше выключить. На ней отлично работает дочерка, в играх со звуком никаких проблем не было замечено. Есть удобный микшер и утилиты под MS-DOS. Единственное но - она тихая и звук очень плоский. Вот честно, после SB 16 CT2290 не могу её воспринимать.
     
  10. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Вообщем понял что с ESS688 гемор еще тот и шкура выделки не стоит, буду искать норм плату на 1688
    Когда проверял на вортексе что играет дочерка или онборд генератор разницы на слух не улавливал
     
  11. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    @dante1, думаю, можно и 1869, они как будто встречаются чаще прочих. Мне только такие и попадались.
     
  12. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    221
    ess688 идеальные карты для очень старых компов (286-386 и даже более старые) - нет pnp, работают без драйверов, настоящий opl3, совместимость с sound blaster pro, работают в 8-битных слотах. Для компов поновее желательно что-нибудь получше и менее шумное.

    @dante1, Советую не 1688, а 18xx, карты с ними как правило новее и менее шумные.
     
  13. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    а чем они идеальнее скажем за первый SB или SBII?, там тоже все это есть
     
  14. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    да что вы в самом деле)) идеальные - не значит "единственные в своем роде"
     
  15. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @alfy, спасибо, а ссылки есть? Про воспроизведение через 22с и что в ESS подержка mpu401 это именно sbmidi, и что игры не умеют использовать sbmidi? Я вчера сходу не нагуглил (хотя лет под 20 назад, вроде, разбирался в вопросе).
    У меня есть серьезные сомнения в истинности этих высказываний:
    --- добавлено 9 ноя 2017, предыдущее сообщение размещено: 9 ноя 2017 ---
    В цене в первую очередь. Эти саундбластеры еще попробуй купи. Также по шумам ESS могут быть лучше. Я встречал немало паршиво звучащих SB, от адски шумной аналоговой части на старых полноразмерных AWE, до дешевых ЦАП у Vibra. А еще интернет полон жалоб на забагованные DSP и тому подобное.
    На чипсетах ESS выходило достаточно много карт с чуть разными схемами и в поздних качество звука (определяемое аналоговой частью схемы) вполне может быть хуже, чем в ранних. Использование болоее новых компонентов в таком случае намного менее важно, чем просто отсутствие чрезмерной экономии на количестве и качестве этих самых компонентов.
     
    Последнее редактирование: 9 ноя 2017
  16. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.819
    @alfy, даже на заглавной проекта SoftMPU написано, что SB-MIDI есть суть отсутсвтие аппаратного MPU-401. То есть мы одно и то же называем разными словами, но суть от этого не меняется. Без специальной программы или драйвера вывод MIDI на звуковухах без аппаратного MPU-401 не работает, даже если выведены Wavetable и порт джойстика. Просто вы подхватили термин SB-MIDI, скорее всего, от авторов того же SoftMPU. TSR поищу.

    @Suchender, а о чем именно лучше написать? Товарищ @dante1 приобрел не-PnP карту без аппаратного MPU-401 интерфейса. Стандартная процедура запуска устройства без PnP на матерях с биосом Plug and Play:
    1. Выставить на самой карте перемычками конфигурацию ресурсов, которую она будет использовать;
    2. Зайти в биос в раздел PCI and PnP Configuration и зарезервировать эти (выбранные на шаге 1) ресурсы под ISA\Legacy;
    3 (а). Загрузиться в дос и произвести установку родных драйверов в соответствии с указаниями в readme-файле. При установке нужно будет ввести все те значения конфигурации, которые были выставлены перемычками и зарезервированы в биосе;
    3 (б). Загрузиться в винду и установить родные драйвера. Поскольку, винде по силам без посторонней помощи обнаружить конфигурацию не-PnP оборудования, то, скорее всего, ничего дополнительно вводить не потребуется.

    Теперь немножко ликбеза о том, что такое есть типичная привычная ISA звуковая карта. Чаще всего, это четыре логических независимых устройства, но может быть другое их число, в зависимости от конкретной карты. Возьму, для примера, свою ямаху 719. В ней есть:
    1) AdLib совместимый FM-синтезатор (он же OPL3);
    2) MPU-401 совместимый интерфейс для ввода\вывода MIDI-данных;
    3) Sound Blaster Pro 2.0 совместимый звуковой процессор;
    4) Windows Sound System совместимый кодек;
    5) Порт джойстика.

    Каждому устройству для его нормальной работы нужны свои ресрусы, которые, в идеале, не должны пересекаться между собой и категорически не должны пересекаться с чем-то за пределами самой звуковой карты. Приведу для примера, свою конфигурацию ресурсов для звуковой карты (цифры соотвествуют перечню устройств выше):
    1) I\O Port 0388-038B, IRQ и DMA не используются;
    2) I\O Port 0330-0331, IRQ 5, DMA не используется;
    3) I\O Port 0220-022F, IRQ 5, DMA 1;
    4) I\O Port 0530-0537, IRQ 5 и DMA 0;
    5) I\O Port 0200-0201, IRQ и DMA не используются (порт джойстика я обычно выключаю совсем).

    Отмечу следующее:
    - внутри одной физической платы можно назначать одинаковые прерывания (IRQ) разным логическим устройствам -- карта сама разберется, что там к чему, хотя, ничто не мешает поставить WSS на прерывание 7 (если оно свободно), например, и все будет тоже работать;
    - каналы DMA должны быть уникальными для каждого устройства, даже если они расположены в одной физической плате.

    Что касается отсутствующего аппаратного MPU-401, то ситуация неприятная, на самом деле. Если кратко и утрированно, то игры или программы у которых есть свой драйвер для обработки миди смогут воспроизводить музыку, поскольку ломятся они обычно сразу в соответствующий порт. Остальным нужна помощь в виде специальных драйверов (по-моему так у саундбластеров старых) или отдельных подгружаемых программ, типа упомянутой SoftMPU. Вот только последняя предназначена для эмуляции MPU-401 UART Intelligent Mode, а его используют не так уж и много игр.
     
    Последнее редактирование: 9 ноя 2017
    Goblinit, Uka, Колючий и ещё 1-му нравится это.
  17. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    @TheMadLynx, спасибо огроменное!!! С большей частью я знаком, но для многих это будет крайне полезно. Насчет intelligent mode и sb-midi попробую разобраться сам в меру поверхностного знания английского))
     
    Последнее редактирование: 9 ноя 2017
  18. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Эээээ. MPU401 чаще всего не использует IRQ либо обычно использует IRQ2, хотя это там и настраиваемо перемычками.
    Хотя ты писал только про свою и только в Windows.. ну ладно.
    Также есть, как мы уже насчитали, где-то 4 уровня полноты его аппаратной реализации в звуковой карте. MPU-401, MPU-401-UART, MPU-401 UART без реакции на команды переключения режимов, SB-MIDI.
    --- добавлено 9 ноя 2017, предыдущее сообщение размещено: 9 ноя 2017 ---
    Adlib - это OPL2. Бывает 1 OPL2(SB, SB2.0), 2 OPL2(SB Pro 1 вроде), 1 OPL3(SB Pro 2 и позже) и еще варианты..
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  19. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.819
    @nop, это все можно настраивать. У меня сейчас нет игр на повестке дня, которые захардкожены на прерывание 9/2 MPU.

    По поводу OPL. У меня на крате именно OPL3, поэтому так и написал.

    И да, писал именно про свою карту чисто для примера. Еще у меня вместе с ней стоит Sound Blaster 16 на Vibra чипе, но про это, думаю, уже можно не писать =)
     
    Последнее редактирование: 9 ноя 2017
  20. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    intelligent - это сложный режим который есть у настоящих роландовских MPU и у маленькой горстки 100% совместимых карт. Его используют только ранние игры, которые ожидают подключения внешнего синтезатора, совместимого с MT-32, а не со стандартом General MIDI. Их, тем не менее, довольно много. Практически все игры, использующие GM или GS уже не нуждаются в intelligent mode и используют только режим UART либо даже sbmidi (я не согласен с утверждением, что он недоступен дос-играм). MIDI-дочки также бывают только GM/GS/XG, поэтому intelligent режим к ним в принципе относиться не может.
     
    Thomas Wolfe и TheMadLynx нравится это.
  21. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    221
    "Идеальнее" чем sb они тем, что доступнее, универсальнее, и характеристики имеют чуть лучше (44кГц 16-бит стерео).

    @nop, насчет описания sb-midi - информация есть в sound blaster sdk, ссылки искать лень. Так же можно найти в исходниках того же SoftMpu.
    Если не владеете информацией и не верите, никто не запрещает проверить на практике и опровергнуть.
    Никто не мешает дос играм поддерживать sb-midi, но мне такие не попадались, могу ошибаться. Плеер gsplay, например поддерживает.

    @TheMadLynx, речь о том, что никакого официального tsr-драйвера для эмуляции mpu-401 никогда не было.
     
    Последнее редактирование: 9 ноя 2017
  22. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @alfy, В режиме совместимости с SB нельзя 16 бит на них выставить(так как они несовместимы с SB16), а вот частоту задрать можно, если игра дает выбрать и не ограничивает до пределов настоящих SB.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление