1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    есть программы поддерживающие нативный режим, там может быть и 16 бит.

    Во вложении исходники программки, там отлично видно разницу в программировании mpu-401 и sb-midi. Midiutil.asm
     

    Вложения:

    • mpu401.zip
      Размер файла:
      28,5 КБ
      Просмотров:
      318
    Последнее редактирование: 9 ноя 2017
    nop нравится это.
  4. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Я, по понятным причинам, отошел от всего этого на десятки лет, но моя память мне подсказывает, что поддержка sb-midi была довольно массовой. Раз вы копались в теме сравнительно недавно, думаю, могли бы дать сcылки в подтверждение своих слов, а не посылать в гугл. А то я ведь могу и в своих собственных исходниках порыться, но далеко они.
    --- добавлено 9 ноя 2017, предыдущее сообщение размещено: 9 ноя 2017 ---
    Отлично, и, кажется, уже знакомо :)
     
  5. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    @nop, буду рад увидеть пару примеров игр с поддержкой sbmidi. Или хотя бы один.
    ...
    Notes on programming Creative Sound Blaster series ISA cards « synaesthesia

    Получается, что в играх sbmidi не использовался, потому что в этом режиме невозможно одновременно с миди воспроизводить цифровой звук.
     

    Вложения:

    • midi.PNG
      midi.PNG
      Размер файла:
      35,3 КБ
      Просмотров:
      550
    Последнее редактирование: 9 ноя 2017
    nop и TheMadLynx нравится это.
  6. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    А почему тогда это внезапно должно работать в windows или с SoftMPU, если звуковая карта та же, а проблема аппаратная?
     
  7. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220

    Вложения:

    • midi2.PNG
      midi2.PNG
      Размер файла:
      95,2 КБ
      Просмотров:
      433
    Последнее редактирование: 9 ноя 2017
  8. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    @alfy, насчет старых саундбластеров не сомневаюсь, что все так, как у вас написано. Но у старых ESS нет взаимоисключения MIDI-звук/PCM-звук. (глянул доки -- там такой же принцип, как у sb-midi, пойду съем шляпу)
    Правы вы также насчет родного комплекта драйверов для старых ESS: для дос там нет поддержки эмуляции MPU-401. Родные драйвера, предположительно, только под винду ее дают. Но где-то на вогонсах я видел обсуждение именно TSR-утилиты специально для ESS688 и как ее прописывать в autoexec.bat и config.sys чтобы дос-игрушки играли миди. Только давно это было, сейчас пока не могу вспомнить где.
     
    Последнее редактирование: 9 ноя 2017
  9. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Ну я как бы не идиот, я понял, что он имел в виду. И воспринял это как передёргивание, потому что если MPU-401 UART - это всё ещё полноценный MPU-401 (без многоуважаемого Intelligent), то SB-MIDI назвать даже урезанным MPU-401 нельзя и с натяжкой, что бы там общего между ними ни было. Давайте не занудствовать в классификациях, а рассуждать из практической отдачи по факту.
     
  10. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Как я уже писал, возможно еще встретить MPU401 UART на 330h без реакции на команды переключения и reset.
    Кое-что как раз упоминается в доках, которые скинул alfy
    --- добавлено 9 ноя 2017, предыдущее сообщение размещено: 9 ноя 2017 ---
    А еще мне надоело тыкание пальцем в небо и я написал вам програмулину. Запускаем, она детектит устройства и позволяет проиграть на них звук. Поддерживает, в теории, все обсуждавшиеся варианты.
     

    Вложения:

    • MIDTST06.ZIP
      Размер файла:
      8,5 КБ
      Просмотров:
      40
    • MIDTST07.ZIP
      Размер файла:
      8,6 КБ
      Просмотров:
      55
    TheMadLynx и Thomas Wolfe нравится это.
  11. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    @nop, мне пока вроде как не нужно, но спасибо за труды от имени всех, кому это может быть полезно! :) Ваша утилита отображает, какой режим работает??
     
  12. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @Suchender, она пишет, в каком режиме проверяется порт. (Но конечно не играет через Intelligent, а переключает в UART)
     
    Последнее редактирование: 9 ноя 2017
    Thomas Wolfe нравится это.
  13. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    @nop, спасибо, забрал!))
     
  14. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @alfy, мой вывод был сделан на основе того, что a) доступные тогда исходники включали поддержку SBMIDI наравне с MPU401 и у меня она была (но я забыл, как все работало) б) большинство игр, если вы запустите их setup, в списке доступных портов для General MIDI или Waveblaster дают выбрать 220h.
    На практике же, под досбоксом, по крайней мере Descent и Doom 2 дают выбрать этот порт, но пишут ошибку детектирования, в то время как моя утилита работает. А так - почему бы и не поиграть с GM-музыкой, но без звука либо со звуком на Adlib/PC Speaker?
     
  15. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    @nop, возможно, некоторые устройства имели именно mpu-401 совместимый порт на порту 220. Поэтому в некоторых играх есть такая опция. А вопрос нужно адресовать тем, кто пилил миди-драйвера для дос-игр без поддержки sb-midi.

    ...
    так и есть.
     

    Вложения:

    • mpu.PNG
      mpu.PNG
      Размер файла:
      113,2 КБ
      Просмотров:
      455
    Последнее редактирование: 9 ноя 2017
    nop нравится это.
  16. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Отпишитесь плиз, если кто проверит програмулину, особенно на настоящем железе.
    --- добавлено 9 ноя 2017, предыдущее сообщение размещено: 9 ноя 2017 ---
    Всю жизнь считал, что это игры дают выбрать SBMIDI. Но ведь этот порт и для Waveblaster есть в списке!
    В общем, получается, никто из нас не был изначально прав на 100%, зато теперь очень многое стало ясным!
    И теперь более-менее понятно, почему есть эти баги с зависающими нотами на SB. Видимо, даже в SB16 330h не работает независимо, а обрабатывается DSP, и при синхронной работе с обоими возможны конфликты.
     
  17. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    @nop, пункты сетапов игр waveblaster и general midi на самом деле ничем не отличаются.
    Дсп в бластерах - довольно слабый микроконтроллер (intel 8051 в первых бластерах) + закрытая прошивка, так что глюки не удивляют.
     
    Последнее редактирование: 9 ноя 2017
  18. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Добавил возможность детектирования MPU401 на 220(после sbmidi).
     
    Последнее редактирование: 9 ноя 2017
    Thomas Wolfe нравится это.
  19. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    проверил и на MIDTST06 и на MIDTST07 звук есть но в играх болт, только SB рабоатет и никакого MIDI(
     
  20. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    А какие порты она видит-то? И все, что она видит, работают?
     
  21. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Screenshot
     
  22. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @dante1, Ну тогда sbmidi и без вариантов. Для старых игр при отсутствии цифрового звука - через SoftMPU. Новые - никак, походу. Ну или писать патчилку на поддержку SBMIDI. Отдельные MIDI-плееры, как уже писали, будут играть музыку. Ну или поставить для дочки другую звуковую (но у SB16/AWE32 тоже не все идеально с MIDI, например).
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление