1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Забавная. Вроде и обычный AD, но почему-то на красивом текстолите.
    Драйвера то удастся подобрать под нее? Она pnp, без адекватных дров может вообще не завестись.
    Как повезет, никаких гарантий. (меня высота смущает)
     
  4. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    PCjr был.
     
  5. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    и Tandy тоже был.
     
  6. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Tandy попозже был, ну и чип там тот же самый.
     
  7. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Она полной высоты. Опти там для чего стоит?.. Блин, у нас нету такого в таком количестве на барахолках... Искренне завидую обилию.
     
  8. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    в том же 1984ом.
     
  9. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Такс... Мне не зря казалось, что в винампе те же самые треки на той же самой звуковой карте звучат не так, как в Doom. Придётся в мусорку выкинуть простой способ проверки, как же звучит очередная карточка в деле.
    В том же Doom кривативововский CQM далеко на так погано звучит, как в WinAmp.
     
    Goblinit и nop нравится это.
  10. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    Как говорится, из чего угодно можно получить все, что угодно, да еще и слышим мы все по-разному :)
     
  11. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Нет, я подтвержу, что разные библиотеки и плееры производят при проигрывании midi конвертацию в opl3 немного различными способами.
    Именно по этому, когда я записывал семплы звучания музыки из разных игр, я делал это непосредственно из игры, а не внешними способами.
     
    nop и Колючий нравится это.
  12. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Наконец то услышал MIDI звук с Yamaha DB50XG вкупе с SB16 CT 2230, до этого ни на вортексе ни на ESS688 она ни в какую не хотела звучать. Но одно но, теперь слышу только музыку с нее, не могу заставить SB16 CT 2230 выдавать звуки, когда переключаю для вывода музыки на SB, то она играет, но тоже без звуков. Проверял на DOOM, подскажите как настроить SB вывод звуков на SB16 CT 2230 ну и MIDI что бы играло с DB50XG. Кстати в сравнении с синтезом вортекса Дум играет более напористо, особенно ударные, но вортекс тоже сам по себе очень хорошо звучит в МИДИ но дочка ямаха мне все ровно больше нравится
     
  13. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    @dante1, с sb16 то какие проблемы могут быть?? :blink: Может вы просто в Doom выбираете неверный irq? Посмотрите в диспетчере устройств, какие ресурсы висят на sb16, там будет и dma и irq и порты. То же должно быть и в Doom в конфиге sound (к примеру, типично: dma=1(или 0) irq=5(или7) порт 220)
    p.s. а карта вполне себе, дырки как раз под ямаху, только, наверное, ощутимо шумная.
     
    Последнее редактирование: 15 ноя 2017
  14. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Некоторые версии SB16 не выводят звуки кодека в играх id software без строки инициализации csp в config.sys
    Добавте строки указанные тут: Soundcard test page
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  15. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    А известно, какие именно?
     
  16. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Я не могу сказать точно, зависит ли это от версии SB16 или исключительно от игры. Для простоты у меня эта строка всегда в конфиге.
     
  17. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
  18. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Ну например висячие ноты из за того что там Mpu401 хоть и есть но сделан все равно через задницу.
     
  19. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    Причем здесь висячие ноты, когда у человека звука нет? ;) С нотами я и сам "обломался", когда хотел поставить ямаху на относительно малошумную вибру.. вернул на sb16. Это, конечно, с моей стороны очень прагматично, - брать только карты с нужной разметкой отверстий под крепления ямахи, но..
     
    Последнее редактирование: 15 ноя 2017
  20. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
  21. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    Это надо вспомнить предисторию с многострадальной ямахой @dante1 :D Речь о том, что на sb16 то уже все должно(!!) было заработать как надо в полном объеме))

    На досуге потестил свою Sound Image Orchestra+, раньше как-то только эпизодами. Что могу сказать, sam9233 звучит очень приятно, для меня вполне балансно, как я люблю, чтобы если wt, то без лишних эффектов и не слишком "развернуто", как, к примеру, на ямахе. Карта совершенно не шумная. Особенности установки, - основной чип прописал себя как 220 irq5 dma 1 и 3, dma 5 не давал выставить ни в какую, просто нет такого выбора, при том, что он свободен. 401-й сел на 300-й порт. В итоге изначально - музыка играет, но звука нет, даже в Doom, где, в общем, было все как надо, а в Duke второй dma можно было поставить только начиная с пятого.. Полез в bios, помогла простая установка всех нужных dma и irq в положение legacy. В системе все осталось как прежде, но звук появился во всех играх. Тестил на слотовой материнке via, как и ранее, отметил, что эта звуковушка беспроблемна только на 440-м, а на via - система виснет при каждой перезагрузке при прохождении post, под самим win98 карта работала штатно.
     
    Последнее редактирование: 15 ноя 2017
  22. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Все заработали и звуки SB и MIDI с дочки в саязке с CT2230. Были неверны iRQ и DMA в Doom. На счет шумности, так особо не заметил, предыдущая Edisson Gold на ESS688 намного шумнее. Нормально так роскачала наушники ЭХО Н-16-40С, сейчас как раз слушаю с них и с CT2230 Цоя, такой норм винтажный звук)
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление