1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,4%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,9%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,1%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,0%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,9%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,8%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,8%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,1%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,5%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,4%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,7%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,4%
  18. Sound Blaster Live

    42,5%
  19. Aureal Vortex

    31,0%
  20. DB waveblaster и другие

    7,1%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @dante1, Этот SB как раз считается очень нешумным и вообще удачным. Но дефекты с музыкой все равно в некоторых играх попадаются.
     
  4. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Ну будем надеяться что таковы мне не попадутся, пока буду в поисках ESS1xxx полноразмерной. По ценам мне этот SB, Opti фотку которого я приводил выше и AWE64, обошлись в 800 рублей
     
  5. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    подписываюсь.
    @easy_john, сможешь скомпоновать и в первый псто добавить вот эти четыре поста:

    Hard - Звуковые карты для DOS

    Hard - Звуковые карты для DOS

    Hard - Звуковые карты для DOS

    Hard - Звуковые карты для DOS

    ?


    Ну, конечно, вся эта эпопея с цифровым звуком и 3D - это для гиков. А мы тут в игры играем с дискетами и ЭЛТ
     
  6. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Да. Я сделаю немного покороче, но в целом опишу.
     
    Goblinit нравится это.
  7. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Забавно, что внутри сообщества гиков пытаются выделить субсообщество гиков. Ну ладно там про цифровой звук, это ещё можно принять за перфекционизм, но 3D каким боком к маньячеству? Это насущно в геймерстве. Хоть software 3D, хоть hardware 3D.
     
  8. R4kk00n Benched arcade playa

    R4kk00n

    Модератор

    Регистрация:
    28 мар 2005
    Сообщения:
    9.323
    @LANRUS, ты имеешь в виду 3D-звук? Ваще ни разу. Nice to have, но не более того
    (Я в своё время не проникся той версией EAX, которая была на SB128/AudioPCI, а сейчас всё в софте позиционируется, если вообще - и не сказать, чтоб я от этого страдал)
     
  9. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Может быть, я не так понял, я думал, что речь идёт о 3D-изображении. Ну вообще в целом проникнуться фишками звука гораздо тяжелее, чем фишками изображения. Посмотрите, сколько страниц на скольких форумах посвящены видеокартам, и сколько в сравнении с ними звуковым картам. Данная тема - особняком, её самая объёмная составляющая посвящена не собственно звуку, а разбору полётов по настройкам (вызвано сие обстоятельство великим множеством наплодившихся стандартов и довольно большой путанице с ними).
     
  10. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Потому что 90% информации человек воспринимает через зрение и только 10% — через слух (ну по общепринятому мнению).
    Вот только эти 10% тоже очень важны.
     
  11. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.597
    Что за synthgs.sf2 нужен AWE64 по умолчанию для GS?
    В дровах только пара *sbk на GM и MT32.
     
  12. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    Для тех девяноста))
     
    Goblinit нравится это.
  13. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    может быть, мы с вами на разных таблетках? Я уже откровенно сомневаюсь в том, серьёзно ли я говорил это
     
  14. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Господа, хватит оффтопить.
     
  15. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    10 ли процентов, зависит от игры. Весьма сильно зависит. Вот, скажем, в сайлентхилле тоже 10? Или при игре в сетевой шутер типа Q3?
     
  16. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Thomas Wolfe нравится это.
  17. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    С каких это пор Creative PCI128 начала поддерживать EAX? Скорее всего то софтово процом делалось. На сколько помню аппаратно EAX впервые появился на SB Live
    И кстати в своих первых двух реинкарнациях очень серьезно уступал A3D от Aureal и меня тоже вовсе не впечатлил. Только к версии 3.0 EAX как то смог сровняться с A3D, а версией 4.0 перегнать на тот момент уже года 3 как почивший A3D
     
    Последнее редактирование: 20 ноя 2017
    nop нравится это.
  18. kot-perm

    kot-perm

    Регистрация:
    22 окт 2009
    Сообщения:
    105
    Добрый день.
    Проблема со звуком в дос. (сразу скажу, на руках есть системы уровня пентиум1,2,3 - на многих настраивал и дос и игры и вопросов небыло т.к. в целом опыт есть)
    Конфиг: Сел333 слот1 , МВ BX98-3d, Sb Sound Blaster AWE64 ISA CT4500, установлен дос 6.22 нортон, himem и прочие привычные вещи прописаны, мышь настроена, сидиром тоже )
    Сразу скажу что железо исправное, на этой же платформе настроил один винт под W95 и там проблемы нет.
    Винт с досом 2гб, установка чистая. СТСМ так же установлен и сам себя прописал в загрузку, карту опознает, параметры в точку.
    Crushader и несколько других нормально запускаются и звуки и миди канал работают исправно, но DOOM и DOOM2 при всех вариантах только звуки, миди не работает т.е. музыки нет.
    Эти же версии в Win95 спокойно поют всеми голосами.
    На соседней железке стотит SB но уже PCI и там свои дровишки встали и работают, хотя дум и без дровишек нормально обращается к ресурсам.
    Уточню - в биосе управление pnp OS выключено (так рекомендуют буржуазные сайты, хотя эффекта пока не дало).
    Микшер запускал, там миди не задушен.
     
    Последнее редактирование: 20 ноя 2017
  19. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    А можно фото/скриншот?
    В DOOM для музыки что выбрано?

    Эта рекомендация для того, что бы карты не скакали по ресурсам после успешной настройки.
     
  20. kot-perm

    kot-perm

    Регистрация:
    22 окт 2009
    Сообщения:
    105
    Фото конечно можно чуть позже, но зачем ? он определил что основной канал 220, прерывание 5, канал 8бит 1й, канал 16 бит 5й, миди 330, чип на 620, модель тоже прочитал и нормально Т6 поставил, все как везде )
    В думе выбрано от и до.... все что возможно, шумовые эффекты синтезирует нормально, там 220 и обычный соунд бластер, но в музыке прям все указывает на 330-й и никак не хочет, даже специально на 220й переставлял в загрузке и игре - тоже никак.
     
  21. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Так, а ресурсы ручками в бивисе под легаси отданы?
     
  22. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Ну тогда ясно что не работает, на 330 у тебя ничего не висит.
    Можно загрузить эмулятор.
    The AWEUTIL options available for your audio card will appear:
    /EM Enable MIDI Emulation
    /EM:GM Enable MIDI Emulation using General MIDI


    Пытаться играть миди через кодек - очевидно нерабочее решение.
     
    Последнее редактирование: 20 ноя 2017
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление