1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Это потому, что они разорили и купили Aureal
     
  4. kot-perm

    kot-perm

    Регистрация:
    22 окт 2009
    Сообщения:
    105
    Конкретнее ? ) что именно под легаси отдать ? прерыв ?
     
  5. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    И прерывания, и dma.
    Все те ресурсы, которые хочется оставить именно за звуковой, что бы не дать, скажем, сетевухе их схватить (3com у меня очень это любил).
     
  6. kot-perm

    kot-perm

    Регистрация:
    22 окт 2009
    Сообщения:
    105
    Та не хотелось бы ничего эмулировать ) хочется классику жанра, шоб все железно, и с чего 330-му не работать, когда он ничем больше не занят вроде...
    сфотал чего там под окнами, и потом отдельно СТСМ запустил еще раз, что бы показать чег оон пишет. Ну и микшер - кстати чего за 3DSE в микшере справа ? вот чего не знаю - того не знаю )
    0clsZs7T4kU.jpg axfMLGvuodU.jpg dapJ_MvuyYw.jpg RgAJLvcGmLI.jpg uXHRvv4K7Lk.jpg
    --- добавлено 20 ноя 2017, предыдущее сообщение размещено: 20 ноя 2017 ---
    Так тут в плате нет ничего ) она еще под DIN разъем клавиатурный, даже ps/2 под мышь и то на шлейфе вынос.
     
  7. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Тогда придется слушать FM музыку.
    Что бы "все железно" на 0x330 порту - придется купить внешний синтезатор, или дочернюю плату допаять с помощью паяльника.
    Он, конечно, ничем не занят, но и железяки, которая бы принимала ноты и играла их на этой карте нет.
    Что, даже видеокарты и ide контроллера нет?
     
  8. kot-perm

    kot-perm

    Регистрация:
    22 окт 2009
    Сообщения:
    105
    Какой внешний синтезатор ? на AWE64 нет синтезатора ? Crusader тогда каким боком работает ? при чем музло там идет очень качественно ) помню гуся пока заставил музыку дать - постарел ... а тут с ходу полетела и звук класный.
    Видеокарта вставлена в PCI - S3Trio - у меня всегда настоящий олдскул ) тру так сказать.
    IDE контроллер уже в виашном чипе закопан на плате.
     
  9. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Да, практически любой под стандарт GM. Я бы рекомендовал Roland SC-55.
    Есть, но 1. он не совсем стандарта GM (не умеет сразу играть midi), 2. он подключен совсем к другим портам (0x620).
    Именно утилиты aweutil под досом служит прослойкой между стандартом mpu401 и синтезатором emu8000, загружая и настраивая параметры последнего.
    В винде, кстати, такое же перенаправление может быть организованно средствами самой винды (в разделе панель управления - устройства мультимедия).
    В нем нет midi музыки, вместо нее используется трекер, т.е. все играется через кодек.
    Вот. Наверно не только ide, есть еще usb и т.п.? Все они подключены к шине pci и могут (практически)произвольно менять свои ресурсы. По этому ресурсы для старых плат в isa принято жестко резервировать в bios, что бы никто их не смог схватить и конфликтовать потом.
     
    Последнее редактирование: 20 ноя 2017
  10. kot-perm

    kot-perm

    Регистрация:
    22 окт 2009
    Сообщения:
    105
    EMU8011-01 такой же ? (просто именно он на плате)
    По ресурсам перифирии в курсе, но она там другие ресурсы просит ...
     
  11. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @kot-perm, Hard - Звуковые карты для DOS Как я уже писал совсем недавно, AWE эмулирует MIDI-синтезатор только через драйвер.
    --- добавлено 20 ноя 2017, предыдущее сообщение размещено: 20 ноя 2017 ---
    Там трекерная музыка. Играется софтварно. Тоже недавно писал.
    Порт 330 у SB не делает сам никакой работы по генерации звука. Он вообще есть лишь с SB16 и просто переотправляет данные на внешний порт (нужен внешний MIDI-синтезатор), либо на коннектор "дочки" (звук будет, если ее вставить), либо на драйвер AWEUTIL/SBFM/итд. либо Windows-а, которые, эмулируют MIDI-синтезатор через OPL2/OPL3/EMU8000. Причем даже скромная вышеописанная функциональность MIDI-UART на SB делается через DSP (тот же чип, что играет звуковые эффекты в играх), и он (в большинстве моделей SB16/AWE) в некоторых играх иногда не справляется, теряет ноты.
    В играх же типа Crusader, Unreal, Death Rally, Star Control 2, Alien Carnage, OMF 2097, Jazz Jackrabbit, Flying Tigers итд используется только функция воспроизведения PCM-звука, игра генерирует и смешивает музыку и звуковые эффекты сама, звучит примерно одинаково практически на всём, никак не используя аппаратные чипы синтезаторов.
     
    Последнее редактирование: 20 ноя 2017
    Goblinit нравится это.
  12. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Да но ценник в 150 бачей, если с доставкой и всеми кабелями и то не всегда, против AWE64 от задаром до макс 10$, ради десятка (так как далеко не все игры играют хуже, а иногда и лучше на том же AWE64 или на крайняк дочерке) игр, как то не очень целесообразная рекомендация
     
  13. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Естественно. Т.к. нативной поддержки awe32/64 в doom нет. Там есть поддержка только FM или GM (mpu401).
    Соответственно, что бы услышать музыку, надо выбрать или FM, или загрузить драйвер эмуляции GM для AWE.
     
  14. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Вот кстати, в продолжение ранее обсуждавшейся темы, мезыкальный редактор трекерного типа фирмы Ocean, использующий свой трекерный формат, вместо MIDI-файлов, и поддерживающий GM/GS, MT-32, OPL, SPC700(Super Nintendo). Основан на OctaMED для Амиги. При этом для всех описанных платформ используется общий редактор, но прописывается отдельный формат инструментов для каждой.
    MEdit - Video Game Music Preservation Foundation Wiki
     
  15. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    а для SNES зачем, или то эмулятор обращается к этой софтине?
     
  16. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Чтобы делать игры для SNES, разумеется. Пока музыка редактируется на PC, она играется под самодельным эмулятором SPC700. К сожалению, он не сохранился.
     
    Последнее редактирование: 20 ноя 2017
  17. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    а разве для этого не девкиты служат, гибрид консоли + PC ?
     
  18. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    девкит это железо. и почти всегда кошмарно глючное и при этом дорогое. софт, прилагаемый к нему, может быть кривым и неюзабельным и уж явно заведомо не пригодным к написанию музыки сразу для многих платформ. Часто девкит опирается на неудобную компьютерную платформу, в частности, для SNES - Apple2gs(у них общий процессор и похожие синтезаторы, Sony явно украла или лицензировала технологии у Ensoniq).
     
    Последнее редактирование: 20 ноя 2017
  19. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    У тебя материнка под P6. Это значит, у неё как минимум есть: IDE контроллер, USB, 2COM порта, LPT, флопоконтроллер, сама она хоть и AT, но умеет и АТ и АТХ питание и должна уметь ASPI. Ну и ко всему ты в неё суёшь видеокарту и возможно чего ещё вроде сетевухи, SATA контроллера, USB 2.0 контроллера и т.д.
     
  20. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    @kot-perm, кратко: если без доптелодвижений, на том, что есть сейчас, в чистом DOS музыку в DOOM'е получить - в сетапе выбирать Sound Blaster AWE32 (вейвтейбл синтез), либо, (предварительно обязательно загрузив aweutil /s) Sound Blaster (fm синтез). General MIDI, как пункт в сетапе, заработает в чистом DOS в думе на упомянутой авешке только если повесить на порт джойстика какую-нибудь внешнюю MIDI балалайку.
     
    Goblinit нравится это.
  21. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Ещё момент. Занялся пока ретросистемой с AWE64 Value. Немного не понял, в играх она не будет использовать сторонние банки чтоли? Что не гружу ей в AWE 64 MIDI Synth под виндой - всё равно в Doom, запущенный под Win98, использует только банк из рома.
     
  22. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    @Колючий, включить эмуляцию General MIDI надо там же в Awe Control Panel (awecp95), где и банки грузишь. Не помню, как вкладка называется, просто галочку надо поставить.
    awww.midkar.com_MidiStudio_Help_Midi_Drivers_AweControl.gif
     
    Goblinit и Колючий нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление