1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    По кнопке Device 2 галки "Allow WaveTable Synthesis only" и "Allow MPU401 Emulation on this device".
    Выбирал обе, ни одной, одну любую - никакой разницы, в Doom играет встроенный GM банк, а не загруженный в набортные 512кб. В WinAmp всё работает правильно.
     
  4. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    А что выбирал в игре? GM на 330? SC-55 на 330?
     
    Последнее редактирование: 20 ноя 2017
    Колючий нравится это.
  5. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Э... Вот в этом и косяк был. AWE ставил. :)
    GM 330 - используются загруженные банки.

    Т.е. если запускается драйвер игры для AWE, то он никуда, кроме рома, за сэмплами не лезет?
     
  6. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    А откуда ему знать, что в оперативку загрузил виндовый драйвер? Метаданные же находятся в переменных самого драйвера, а параметры инструментов заливаются в каналы динамически. Ведь каналов доступно 30, а инструментов больше сотни и хз, может ты всеми каналами собрался играть один и тот же, а может у тебя на 15 разных нажато по две ноты?
     
    Последнее редактирование: 21 ноя 2017
  7. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    nop, TheMadLynx и Morzhatina нравится это.
  8. Morzhatina

    Morzhatina

    Регистрация:
    9 май 2017
    Сообщения:
    129
  9. kot-perm

    kot-perm

    Регистрация:
    22 окт 2009
    Сообщения:
    105
    Дак она и в FM не желает, я ж отключал звук и пытался миди отправить в 220-й

    Ну так я ж выше написал, что там с ресурсами все естественно проверил, ни кто не претендует ) ну а я кроме видео и бластера ничего не втыкаю, вообще при любых глюках только основное оставляю. В биосе обычно даже флоп отключаю, а так то там все ресурсы сейчас в норме, я просто не знал что ава не умеет оплучать ноты и из банка брать инструменты, почему то думалось, что эта версия уже умеет.

    ох если бы все было так просто ) без обид - я ж еще в начале обозначил что не первый день живу ) ведь сам пишешь дальше верно...

    Сейчас ради интереса попрбую лайв воткнуть и настроить, у меня их штук 5 разных...
     
  10. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Аааааааа! При чем тут кодек? Почему миди на 220?
    Если fm - то это opl2/opl3 на порту 0x388, и там никакого миди нет.
     
    TheMadLynx нравится это.
  11. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    @kot-perm, ну так и сам не указал явно, что грузишь aweutil /s, который в данном случае важен (для fm), только CTCM упомянул.
    Потому и пишу банальности, уж извини.
     
  12. kot-perm

    kot-perm

    Регистрация:
    22 окт 2009
    Сообщения:
    105
    Это было уже просто "попробовать, вдруг хоть треск где пойдет" но и сам то пишешь что или FM выбрать или .... че толку от выбора FM на данном конфиге ?

    Так я только СТСМ и грузил, aweutil не грузил !
     
  13. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    @kot-perm, ну как бы его можно и не грузить, если CT1747 отдельный или тупо не нужен FM, почём я знаю? Карта, хоть и частично, будет работать и без него.
     
  14. kot-perm

    kot-perm

    Регистрация:
    22 окт 2009
    Сообщения:
    105
    на плате CT1745A-TBP CT1703A ессно CT8903 ну и упомянутый EMU8011-01
     
  15. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    @kot-perm, да эти подробности лишние, уже сам факт, что это AWE64 (любой модели), говорит о том, что логика, отвечающая за FM синтез там интегрирована (т.н. CQM) и без aweutil /s не заиграет, не должна по крайней мере. Это AWE32 ещё встречались с "честным" внешним FM, от aweutil получающим лишь бонус в виде reverb/chorus эффектов.
     
    Goblinit и kot-perm нравится это.
  16. kot-perm

    kot-perm

    Регистрация:
    22 окт 2009
    Сообщения:
    105
    Самое главное то - СПАСИБО РЕБЯТА ОГРОМНОЕ - допинали мой медленный мозг до решения вопроса ) как тут плюсы всем расставить ? )))

    Небольшой перерыв и все забывается, сейчас сижу вспоминаю, ведь все эти танцы уже были где то в 97, даже друзей помню кто рядом сидел в ухо варианты рисовал... а после этого в основном PCI карты либо под W95 под OPL все плясало тысячу раз.
    Вписал AWEUTIL - связалась наконец то одна схемка с другой - музыка пошла и я расплылся в дебильной улыбке )))
    Систему то это начал собирать просто что бы сноровку не терять, есть коллекция из собранных уже и настроенных от 386 до р3 но иногда душа просит с нуля установить, все прописать... ну кому я в общем рассказываю )

    LIVE то стоит пробовать в досе ?
     
    дядя Лёша нравится это.
  17. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Звук лучше, чем на AWE не будет, так, для спортивного интереса разве что.
     
  18. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Смотри, на твоей плате есть четыре устройства:
    - кодек sb16/vibra16 для проигрывания взрывов на порту 0x220
    - чип FM для музыки opl2/3, на порту 0x388
    - чип mpu401 для музыки midi, к которому ничего не подключено, на порту 0x330
    - чип emu8000 для музыки "awe" (тоже миди, но надо сначала проинициализировать) на порту 0x620.

    В сетапе дума2 есть небольшой нюанс, он делает не совсем то, что написано.
    На выбор для музыки есть следующие устройства:
    astorage3.static.itmages.ru_i_17_1121_h_1511273704_2584058_100665b1ae.jpg
    1 General Midi - играет через mpu401 на порту 0x330
    2 SoundBlaster AWE32 - играет через awe32 на порту 0x330 (на самом деле детектит и работает через 0x620)
    3 Sound Canvas - играет через mpu401 на порту 0x330
    4 WaveBlaster - играет через mpu401 на порту 0x330
    5 Ultrasound - играет только на платах Gravis Ultrasound
    6 Pro Audio Spectrum - играет на платах PAS (opl3 на 0x388)
    7 SoundBlaster - играет через OPL3 чип на порту 0x388 (хотя спрашивает про порт кодека 0x220, т.е. дальше пытается автоопределить, скорее всего по строке "SET BLASTER")
    8 Adlib - играет через OPL2 чип на порту 0x388, ничего не спрашивает.
     
    Последнее редактирование: 21 ноя 2017
    nop нравится это.
  19. kot-perm

    kot-perm

    Регистрация:
    22 окт 2009
    Сообщения:
    105
    Да конечно - только ради спортивного, качество почти всей линейки представляю ) от CT1600, вибры разные, awe32, 64 , ... с FM приемником, с модемом ) все это имеется на руках, гуся приносили - своего нет но хотя бы погостил немного, я был лучшего мнения - а уж настройка под досом, тоже бубен тот еще, во всяком случае "сейчас все установим и послушаем" не сработало)
    Попался тут редкий PackardBell с хитрым корпусом на две стороны - там совмещенка с модемом хитрая Soundport AnalogDevices AD1845JP вот ее частично победил но это мегагемор, правильность установки в винде удивила, ставишь драйвер, он типа ошибку кажет, емуляция тоже... и пока драйвер на игровой порт не установил, эти два друга так и не работали ) ну по ней наверное еще спрошу, доберусь до этого системника через недельку.
     
  20. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Надо понимать, что гусь это первый загружаемый WT звук на PC, вышедший за два года до awe, причем изначально всего с 256кб памяти, т.е. семплы были такие, что бы хоть как-то влезать в эту память.
    Так что сравнивать его качество с другими, особенно более поздними звуковухами - не совсем правильно. Для своего времени он был на голову выше остальных.
    Как повезет. На большинстве систем у меня гусь стандартным сетапом настраивается за минуту. Но были и редкие капризные мамки.
    С первыми awe32 было еще хуже на 486 мамках без поддержки (рабочей, а не заявленной) PnP. Я в ~95 году так и не смог одну конфигурацию подружить. Пришлось сдавать в магазин. Они сначала тоже не поверили, пока не предоставил им комп на опыты. Дня через три и они сдались и вернули деньги.
     
  21. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    @kot-perm, для меня в одном случае Live/Audigy под DOS оказалась лучше ISA карт - когда DOSBox под DOS запускал через HX-DOS (звук был более чистый, без треска). Вот такой изврат. Гусь включается двумя-максимум тремя строчками SET и вызовом нерезидентного инициализатора (ultrinit.exe, iwinit.exe), то есть, как ни парадоксально, проще, чем те же AWE. Это просто, когда знаешь, что штатным сетапом карт лучше не пользоваться и знаешь, что именно надо ручками прописать. :)
    Offtop
    Пользуясь упоминанием DOOM и имея ввиду описанные выше сабжевые ретроконфиги, поимею наглость пропиарить ссылку в своей подписи, вдруг интересно будет.
     
  22. kot-perm

    kot-perm

    Регистрация:
    22 окт 2009
    Сообщения:
    105
    Про канвас не был в кусре ) спасибо, вообще знаю что роланды там чего то pro-шное делали но ни разу сам не видел.
    а вот про 7 пункт - почему же он тогда 220-й спрашивает ? и как бы логично - ты думать, что он по SET BLASTER опросит, разве нет ?
    --- добавлено 21 ноя 2017, предыдущее сообщение размещено: 21 ноя 2017 ---
    Ну претензий точно нет - к гусю с уважением, знаю что первый ) просто до этого прям разговоров, тут на аукционе за 15000р ушла одна и мне сразу человек притащил, мол нашел у себя - проверь ) ну я проверил... просто тремя строчками не обошлось, напрыгался, еще считай дровишек под рукой небыло (да и от куда), полез на мощный ресурс, разное накачал и понеслась...
    --- добавлено 21 ноя 2017 ---
    Кинь ссылку ) какие там сеты прописывают ? чет как вспомню те танцы...
    DOSBOX несколько раз пользовал но все равно люблю железное железо, ламповее так сказать )
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление