1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    @kot-perm, SET BLASTER не всем играм потребен, могли бы и без него работать, но по привычке пуповину эту тянули. Лучше прописать, каши не просит.
    У меня GUS ACE включается тремя строчками:

    SET ULTRASND=240,7,7,7,7
    SET ULTRADIR=C:\ULTRASND
    c:\ultrasnd\ultrinit.exe -dj

    И их не обязательно прямо на старте через autoexec.bat вызывать. Можно в любой момент из комстроки инициализировать карту, а до этого момента её как бы и нет в системе, если вдруг так нужно.
    @easy_john, вот странная мысль у тебя, что Sound Blaster AWE32 в сетапе дума, это GM. Собственный механизм эмуляции GM на этих картах? Штатный то мы не грузим для игры (через aweutil /em:gm), да и не заработает он в protected-mode играх. Только инициализируем EMU8000 через aweutil /s. Тогда чего там выбор 3xx порта, а не 6xx? Развёл Радек (или кто там за это отвечал?) путаницу. Если выбрать Sound Blaster AWE32 в системе без AWE, но с нормальным General MIDI - с твоих слов выходит, что запоёт? Или я тебя не так понял?
     
    Последнее редактирование: 21 ноя 2017
    nop нравится это.
  4. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Да.
    Именно. Я проверял на дочке, все четыре пункта на обычном sb16 с дочкой работали идентично.
    (неверно, смотри исправленное ниже)
    --- добавлено 21 ноя 2017, предыдущее сообщение размещено: 21 ноя 2017 ---
    Я не могу сказать, чем они думали, когда это кодили.
    Но 0x220 порт, очевидно, не умеет играть opl3 команды, значит они опрашивают его или какие-то переменные среды, что бы вычислить на каком порту висит opl2/3.
     
    Последнее редактирование: 21 ноя 2017
    дядя Лёша нравится это.
  5. kot-perm

    kot-perm

    Регистрация:
    22 окт 2009
    Сообщения:
    105
    Кстати - а обязательно ли прописывать ключи к aweutil ? я без ключей вписал в загрузку. Имею ввиду - надо ли для дума указывать что EM или GM, ведь и так поет...
    ключи гугел такие выдал
    The AWEUTIL options available for your audio card will appear:
    /U Unload
    /S Initialize only
    /R:nnn Set Reverb level to nnn
    /C:nnn Set Chorus level to nnn
    /KEY Enable keyboard controls (default)
    /KEY- Disable keyboard controls
    /EM Enable MIDI Emulation
    /EM- Disable MIDI Emulation
    /EM:GM Enable MIDI Emulation using General MIDI
    /EM:GS Enable MIDI Emulation using GS Emulation
    /EM:MT32 Enable MIDI Emulation using MT32 Emulation
    --- добавлено 21 ноя 2017, предыдущее сообщение размещено: 21 ноя 2017 ---
    Теперь я хочу ее обратно - проверить )
     
  6. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Дока говорит:
    AWEUTIL /S set your audio card to Adlib compatibility.
    Для GM все же надо загружать резидент:
    AWEUTIL allows you to enable the MIDI Emulation feature of your audio card. This feature allows games and other software that do not support wavetable synthesis to play wavetable music from the sound card. /EM Enables MIDI Emulation.
     
  7. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    @kot-perm, без /s тоже проинициализируется, но будет резидентом, откушав память. Для баловства с режимами на лету, без ребута. Эмуляция GM/MT32 скорее всего не заработает в protected-mode играх, в том же DOOM. Но будет прикольно звучать с включёнными reverb/chorus какой-нибудь Commander Keen и подобные ему real-mode игры с FM музыкой.
     
  8. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Можно просто в интернете послушать :) Soundcard test page
     
  9. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Фигасе! А дочка не была ли Waveblaster II ;) хотя... какая в сущности разница, так и так отсебятина в вопросе работы с железом. Но талантливая, ведь по сути выходит, что в думе эмуляция GM на AWE решена по своему и более качественно, чем штатная, через aweutil, работающая через пень-колоду.
     
  10. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Что? Какая эмуляция? Там обычный mpu401. Без aweutil оно все равно не заработает на awe.
     
  11. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    @easy_john, ну как какая. Сам сказал же, что у тебя дочка запела на SB16, когда выбрал Sound Blaster AWE32 в сетапе дума. Это было бы подлогом со стороны ID, если бы только дочка/внешка и пела, а одноимённая AWE32, молчала. Но она же не молчит, что, собственно, и ожидается. А мы знаем, что на AWE надо по сути эмулировать GM. Как это ни назови. Вменяемая эмуляция GM на AWE есть в DOS окне под w9x, для тех игр, которые в этом DOS окне работают, включая protected-mode (пример - тот же дум). В чистом DOS, как мы знаем, эмуляция GM через aweutil /em:gm и sbk саундфонт жутко кривая - половина real-mode игр с ней виснут, а protected-mode игры, ЕМНИП, все с ней в том или ином виде конфликтуют (виснут или молчат). Тогда что мы имеем в случае со строчкой Sound Blaster AWE32 в сетапе дума, звучащей у тебя на дочке, посаженной не на AWE, а на обычную SB16? Это что тогда за ерунда проиcходит? Если и AWExx на этом пункте сетапа звучат и дочки звучат? Бред какой-то. Или игра тупо по двум портам одновременно в этом случае данные шлёт? И по 6xx и по 3xx? Так, на всякий случай?
     
    Последнее редактирование: 21 ноя 2017
    Goblinit нравится это.
  12. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Ладно, заинтриговал, сегодня вечером проверю.
     
  13. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    Хм. Если в смысле "играет" или нет, то в этой позиции играет и на SB16
     
  14. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Проверил, признаю, был неправ.

    На awe32 (value), без загруженного "aweutil.exe /em"
    1 General Midi, 0x330 - ничего.
    2 SoundBlaster AWE32, 0x330 - нормально играет.
    3 Sound Canvas, 0x330 - ничего.
    4 WaveBlaster, 0x330 - ничего.

    На awe32 (value), с загруженным "aweutil.exe /em"
    1 General Midi, 0x330 - начинает играть и виснет.
    2 SoundBlaster AWE32, 0x330 - нормальное играет (точнее на перых нотах есть хруст, потом ок).
    3 Sound Canvas, 0x330 - начинает играть и виснет.
    4 WaveBlaster, 0x330 - начинает играть и виснет.

    На sb16 с установленной дочкой (не WB )
    1 General Midi, 0x330 - нормально играет.
    2 SoundBlaster AWE32, 0x330 -ничего.
    3 Sound Canvas, 0x330 - нормально играет.
    4 WaveBlaster, 0x330 - нормально играет.

    т.о. в doom2 все же есть нативная поддержка awe32/64, которая не требует эмуляции GM/GS 0x330 и она отличается в работе от запуска aweutil.exe /em.
     
    Последнее редактирование: 21 ноя 2017
    nop нравится это.
  15. Gamecollector

    Gamecollector

    Регистрация:
    23 сен 2016
    Сообщения:
    2.410
    Давно было, уже подробности не помню.
    Но вроде если перемычка MFBEN стоит, то карта всегда MIDI с 330h направляет кроме внешнего разъёма (и разъёма под дочку) ещё и на внутренний синтезатор.
    А вот как оно на практике работало - уже и не вспомню. Но уверен, что фигово.
     
    Goblinit нравится это.
  16. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    У тебя нет MIDI-устройства на 220. Почитай последние несколько страниц хотя бы, сколько можно уже повторять?
    Строго говоря, 388h это порт совместимости с Adlib. У SB и совместимых OPL2/OPL3 нативно живут на 220h и вся фунциональность сверх Adlib-совместимости (dual OPL2, OPL3) работает только через этот базовый порт.
    Порты DSP расположены по другому смещению от 220h и не пересекаются с портами FM-синтезатора.

    --- добавлено 21 ноя 2017, предыдущее сообщение размещено: 21 ноя 2017 ---
    EMU8000 примерно такой же MIDI, как OPL2/OPL3 - MIDI. И тот и другой являются MIDI-синтезатором лишь через софтварную эмуляцию.
    --- добавлено 21 ноя 2017 ---
    Дело может быть в поддержке NMI у материнки (гипотеза).
    --- добавлено 21 ноя 2017 ---
    Поскольку в AWE32 FM в цифре проходит через emu8000, этот процесс надо проинициализировать, а также можно выбрать эффекты.
     
    Последнее редактирование: 22 ноя 2017
  17. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Что-то такое припоминается, что положение джампера на что-то влияет только в одной среде - то ли в чистом DOS, то ли в DOS окне w9x, но в одной из них точно бесполезно её в то или иное положение ставить, всё решается софтово.
    Кстати да, вполне возможно. Но в DOS окне винды оно точно не имеет значения, там всё хорошо с эмуляцией GM.
     
  18. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Там это железо виртуализовано.
    Хотя повторяюсь Hard - Звуковые карты для DOS
     
  19. Gamecollector

    Gamecollector

    Регистрация:
    23 сен 2016
    Сообщения:
    2.410
    Упрощая - обращения к 330h перехватываются на уровне ОС, и уже ОС в зависимости от настроек решает как и чем MIDI воспроизводить.
    Чаще всего - воспроизводится программным синтезатором DX, но можно и по старому, то есть без изменений перенаправлять поток на карту.

    А вообще - в идеале на всех AWE встроенный синтезатор должен был постоянно работать и через 330h, причём без всяких драйверов. С возможностью отключить аппаратно или программно. Раз уж вякаете что-то про "SB16+WaveBlaster". На практике - это же Кривотив...
     
    LANRUS нравится это.
  20. kot-perm

    kot-perm

    Регистрация:
    22 окт 2009
    Сообщения:
    105
    Так я в курсе, что на 220 нет миди ) я там подробно описал зачем это ставилось.
    На счет инициализации - все так, но я решил сначала без ключа - на аве64 заработало.
     
  21. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    При каких условиях бабушка была бы дедушкой, напомнить?
     
    nop нравится это.
  22. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Gamecollector, это потому, что они уроды конченные. Понятно, что, когда запустили в конвейер EMU8000, стандарт GM уже был общепринят, даже можно сказать господствовал. Но они, козлы, зачем-то пошли на этот выпендрёж с нативной поддержкой, хотя могли реализовать через MPU-401 UART легко! Без всяких ключей /em:gm и тому подобной ереси и чуши. Ведь их же дочки Waveblaster работают! И им не нужен никакой диапазон адресов 6x0, не нужна нативная поддержка, всё прекрасно транслируется аппаратно, принимая сигнал через канал MPU-401 на разъёме WB. Но нет, им надо было показать свою значимость, место под солнцем EMU8k. Идиоты, в итоге усложнили жизнь.
     
    nop и Morzhatina нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление