1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Ого это какая версия? Я classic ver. 3.74 в прошлом году еле за 80$ сбагрил и то висел год на доске объявлений, забрал кто то с России
     
  4. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Странно это. На ебае гуси дешевле 150 баксов давно не продавались.
     
  5. Morzhatina

    Morzhatina

    Регистрация:
    9 май 2017
    Сообщения:
    129
    @dante1, вот странное дело, то ли гуси реально выросли в цене, то ли что.
    Я на наших аукционах гусей только ПНП видел по 130-150$. Классические гуси на ебеях от 200$ идут. Ну и плюс доставка.
     
  6. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    А это где? А то я бы то же хотел недорого парой гусей разжиться.
    ЗЫ Лично мне pnp гуси интереснее - больше возможностей при 99% совместимости с классикой. А из старых мне нужен только один ace, что бы в мелкий корпус запихнуть.
     
  7. Morzhatina

    Morzhatina

    Регистрация:
    9 май 2017
    Сообщения:
    129
    @easy_john, я скорее не верно написал, тут имеются ввиду не только аукционы. но и вообще торговые площадки.
    На Полигоне пару раз проскакивали за последние полгода. Как раз по 8000. На Авито видел, тоже в районе 8-9 тыс. руб.
    Но везти в Питер далеко и гарантий нет. Я не стал связываться. Сейчас правда на Авито висит 1 объявление - 15000
     
  8. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
     
  9. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Повторюсь еще раз. Играть General Midi на emu8000 это совсем не "без изменений".
    --- добавлено 22 ноя 2017, предыдущее сообщение размещено: 22 ноя 2017 ---
    А как же я xm-ы на 100500 каналов бы слушал с почти нулевой загрузкой 386-го процессора?
    --- добавлено 22 ноя 2017 ---
    Смотрим на фото Waveblaster и видим, что там, кроме emu8000, аж целый Motorola 68000 на частоте 10/12 МГц (быстрее Сеги/Амиги 500!), плюс ПЗУ и статическое ОЗУ для него на 64 килобайта (еще ПЗУ/ОЗУ/ЦАП-ы для emu8000). И это для поддержки всего лишь набора General Midi. Видимо, решили, что жирновато такое пытаться втиснуть прямо на плату звуковушки, да и нерасширяемо, вдруг бы на метаданные от какого-нить юзерского банка набортной памяти бы не хватило? У DSP столько точно нет.
    [​IMG]
    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 22 ноя 2017
  10. kot-perm

    kot-perm

    Регистрация:
    22 окт 2009
    Сообщения:
    105
    Ну вот такая - о ней и говорил прям, сам слегка удивился что за нее 15 дали.
    [Аукцион завершен] Звуковая карта Gravis UltraSound PnP - Барахолка ZX-PK.ru
     
  11. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    не так эта PNP это не классик. на ибее украинцам нельзя продавать (только покупать), через леваковые сервиса, резидентов других стран и и т. д. не вариант (пей пал что то заподозрит, заблочит счет потом доказывай что ты не олень и не докажешь при чем). А у нас в стране даже за 100 бачей она никому 300 лет не нужна, так что 80 бачей это еще и нормально. При чем не понимаю фапа на счет этих карт, играют они далеко не идеально, как по мне лучше какой то канвес от роланд + Сб с дочеркой ну и аву можно еще. А от грависа на практике вообще толк ноль, а тем более за такое бабло. Вообще не понимаю чего одно старье по сути мусор стоит 400 бачей, а втоорой например магнитофон маяк ничего, если ссылатся на тираж, так не думаю что грависов было выпущено меньше чем тех же магнитофонов Маяк
     
  12. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    @dante1, гуси это как правило не про MIDI, оно действительно никакое в большинстве случаев. Это про хардварный микшинг, местами заставляющий звучать 11025khz сэмплы на слух как 22050khz, действительно мягче и чище. Это про NO GUS - NO DEMO. Это про трекеры. Это про отдельную поддержку в играх, софте, использующую возможности карты более полно, на фоне унифицированной и выровненной по возможностям нижней SB 1.0 (в лучшем случае по SB Pro) поддержке SB совместимых карт. Но вообще да - во многом фетиш, вкусовщина. Но MIDI тут никаким боком практически.
     
    Последнее редактирование: 23 ноя 2017
    eddison, Goblinit, nop и ещё 1-му нравится это.
  13. kot-perm

    kot-perm

    Регистрация:
    22 окт 2009
    Сообщения:
    105
    Вот в точку - тоже считаю, не стоит оно того, да это знаковый продукт в истории но 15 или 8 р - уж луче маяк ) тем более что эти чаще вижу и ремонтирую.
     
  14. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Это вы ещё с ценообразованием на старую ширпотребную аудиотехнику (бумбоксы там, магнитолы и т.д.) незнакомы — ценники там НЕВМЕНЯЕМЫЕ. Но рынок управляется лохом (т.н. коллекционером), ничего не поделать.
     
  15. Gamecollector

    Gamecollector

    Регистрация:
    23 сен 2016
    Сообщения:
    2.410
    Тоже вариант. Но имхо, там скорее всего хором продекларировали "будете жрать наш несовместимый подход и не жужжать". Апофигеем чего, кстати, являются AWE64, на которые даже память проприетарная. Про установку дочки вообще не упоминаю, ага...
     
  16. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    1) "GUS-у можно, а нам нельзя, что ли?"
    2) "Да куда мы все это добро с дочки втиснем, на AWE32 3990, например, и кто ее потом купит по такой цене?"
    3) "Покупайте нашу память для AWE64!"
    4) Дополнительные 32 голоса AWE64 - это софтовый синтезатор, для которого AWE64 является просто аппаратным ключом и который игры, конечно, не используют. А ведь нашлись, наверное, дурачки, апгрейданувшие 32 до 64.
    --- добавлено 23 ноя 2017, предыдущее сообщение размещено: 23 ноя 2017 ---
    Кстати, присмотрелся - встроенный "саундфонт" на Waveblaster 1, где еще не перемаркировали всё в Creative - 4MB.
    --- добавлено 23 ноя 2017 ---
    e-mu soundengine ещё до его превращения (в урезанном виде, без эффектов) в Waveblaster 1:
    [​IMG]
    awww.ym2149.com_emu_soundengine_music_module.jpg
     
    Последнее редактирование: 23 ноя 2017
  17. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Оказалось, не так-то просто найти эту музыку в сети (не с первого щелчка, по крайней мере). Пусть будет здесь.
     

    Вложения:

  18. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    На самом деле, через порты 388-38b доступна вся функциональность opl3. А через 228-229 только первый банк.

    Есть файл synthgs.sbk в стандартных драйверах.
     

    Вложения:

    • SYNTHGS.zip
      Размер файла:
      497,2 КБ
      Просмотров:
      25
    Последнее редактирование: 24 ноя 2017
  19. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @alfy, "не все так однозначно" :) насчет OPL3-возможно. Насчёт stereo OPL2 - сомнительно.
    Вот это высказывание вообще сомнительное.
     
  20. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220

    Вложения:

    • at2.png
      at2.png
      Размер файла:
      15,1 КБ
      Просмотров:
      501
    Последнее редактирование: 25 ноя 2017
  21. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Спасибо, уже нашёл его. Только с ним проблемы. Он вроде как немного больше доступной памяти у AWE64 Value. Загружаться загружается, но разницы с GM нет никакой. Тот же трек из Secret of the Monkey Island под GS играет с этим банком ровно с теми же глюками, что и с GM банком по умолчанию.

    Толи это доступно для Gold и расширения памяти, а на Value просто не работает, то ли я чего-то не понимаю.
     
  22. Gamecollector

    Gamecollector

    Регистрация:
    23 сен 2016
    Сообщения:
    2.410
    Насколько помню по эксплуатации какой-то из SB32 - aweutil честно пишет об ошибке, если банк не влезает в имеющуюся память карты. В результате, кстати, только GM эмуляцией пользовался (когда оно вообще работало), ибо остальные 2 режима того, не вмещались. А SIMM'ы было лениво купить.
    И да, памяти эта эмуляция жрёт... Впрочем есть ещё CTSB16.SYS и CTMMSYS.SYS, которые куда более выпукло показывают эээ... погромисткий гений Creative.

    З.Ы. Кстати, из документации - эмуляция GM/GS/MT32 должна работать в реальном режиме и DPMI. То есть в Doom и так далее тоже должно музыку играть. Что-то не наблюдается такого счастья, да...
     
    Последнее редактирование: 25 ноя 2017
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление