1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    @Колючий, для того, чтобы была разница, нужны игры, поддерживающие gs, например descent, duke nukem 3d (естественно только под win). Главное отличие от gm - несколько наборов ударных.
    А для monkey island возможно нужен режим mt32.
     
    Последнее редактирование: 25 ноя 2017
    Колючий нравится это.
  4. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Да, разница в DN3D есть и я, похоже, действительно не на том проверял эту карту.
     
  5. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Зато я говорил. И где я предлагал использовать 228, что ты счёл нужным меня исправлять? Через 220-223 доступна вся функциональность FM-чипов SBPro и более поздних SB. Такое же высказывание в отношении 388 будет неверным.
    Я, впрочем, признаю, что высказывание "только через этот базовый порт" относилось лишь к dual opl2 sbpro, в то время как opl3 полноценно работает и на 220 и на 388.
    --- добавлено 26 ноя 2017, предыдущее сообщение размещено: 26 ноя 2017 ---
    С MT32 совместимы только карты от Roland. Банк MT32 в AWE даёт только инструменты более-менее схожие с инструментами "по умолчанию" в MT-32 но не даёт играм загружать свои и модифицировать существующие, чем занимались многие из них. Более того, MT-32 совместимость у Roland Sound Canvas тоже где-то на таком же уровне реализована, разве что чуть лучше.
    --- добавлено 26 ноя 2017 ---
    Я писал раньше, GS не меняет звучание GM, а является набором дополнительных по отношению к GM инструментов. Если игра их не выбирает, ты их не услышишь. Кроме того в "дешёвых" имплементациях поддержки GS дополнительные инструменты звучат практически как базовый набор или являются их копиями со слегка изменённой модуляцией итд. "Абы было"
     
    Последнее редактирование: 26 ноя 2017
  6. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Да, я это уже понял.
    Меня ввело в заблуждение, что у EWS64 XL на 8Мб GM и GS банках различия на треке "gsmonkey.mid" были, а у AWE64 на 512кб банках - нет.
     
  7. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @Колючий, Есть плееры, которые детектируют и показывают, использует конкретный midi-файл GS/XG, или нет.
    На малюсеньком банке, как я уже написал, даже в GS режиме тебе могут дать инструменты, идентичные GM-овским в таком же банке.
     
  8. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Megamid принадлежность мидишки по крайней мере к GS умеет показывать.
     
  9. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Спасибо.
     
  10. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    winamp тоже
     
  11. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Где винамп это делает?
     
  12. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    alt+3 или двойной клик по имени файла

    Тем не менее в "the secret of monkey island" эмуляция mt32 на awe32 звучит приемлемо.
     

    Вложения:

    • winamp.PNG
      winamp.PNG
      Размер файла:
      25,3 КБ
      Просмотров:
      426
    Последнее редактирование: 27 ноя 2017
    nop и Колючий нравится это.
  13. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Вопрос по громкостям.
    CT2890, Vibra PnP на Vibra16s с ямаховским OPL3.
    Очень тихий уровень миди, в микшере Win98SE все ползунки выставил на максимум. Кривативовский микшер от виндового по сути не отличается и настроить уровни (придавив WAVE, например) там тоже нельзя. Сталкивался с подобным на ULC931 исполнения "звукозатычка", где не стал разбираться с проблемой, и на EWS64XL, где можно настроить что угодно как угодно.

    Поиск ничего толкового пока не принёс.
    --- добавлено 30 ноя 2017, предыдущее сообщение размещено: 30 ноя 2017 ---
    Чтобы нормально слушать музыку приходится в том же Doom крутить громкость на колонках, и придавливать уровень эффектов, чтобы не глушили. После игры - опять крутить колонки на прежний уровень громкости, чтобы звуки загрузки и выключения не будили всю квартиру.
     
  14. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    @Колючий, Погодите, вы что, хотите сказать, что существуют старые звуковухи, у которых громкости сбалансированы? И что, они даже при включении никогда не издают тонкое "пиииииииииииии" до или после инициализации?
    Звезда в шоке :suicide:
     
  15. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    @Колючий, wave на половину, fm/midi - на максимум - решало проблему тихой музыки почти всегда. Некоторые игры могут программировать микшер и сбивать баланс.
    p.s. удавалось успешно сбалансировать звук двух звуковушек (выход одной в линейный вход другой) с примерно одной громкостью музыки (на одной opl3, на другой клон). всегда хватало настроек микшера.
     
    Goblinit нравится это.
  16. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Разница между немного не сбалансированными громкостями и этим конкретным случаем, когда миди едва слышно, а остальной звук слышат уже и соседи, думаю, существенна. :)
    --- добавлено 1 дек 2017, предыдущее сообщение размещено: 1 дек 2017 ---
    Тут проблема в том, что виндовый микшер в Win98 не помогает совсем. Тот же винамп плюёт на него и крутит уровни wave и midi как хочет. Думал, есть что-то совсем отдельное, вроде тератековского софта, где можно настроить почти всё.
     
  17. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    @Колючий, по умолчанию регулировка громкости в винампе регулирует громкость через микшер, но можно отключить ( отдельно для миди, отдельно для wave).
     
  18. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Ребятки, а не подскажите где можно найти драйвер к этой звуковушке, хотелось заценить ее возможности
    Screenshot
     
  19. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
  20. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
  21. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Фото пояснее бы, чтобы можно было разобрать чипы и ID железяки.
     
  22. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление