1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Не разобрать, что за чип. Ямаха 7хх?
     
  4. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    Там и не видно. Но, судя по всему, это карта: Yamaha YMF718-S.
     
  5. Morzhatina

    Morzhatina

    Регистрация:
    9 май 2017
    Сообщения:
    129
    Приветствую. Данный сабж как по мне, вполне себе актуален. Чип YMF719S-E должен отлично работать как клон SB PRO. Ну и нативный ямаховский OLP FM синтез присутствует.
    Проблем с играми под ДОС быть не должно.
     
  6. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    Спасибо за мнение. Но всё-таки, скорее всего, там YMF718-S. Наверное, он слегка похуже.

    И ещё вопрос вдогонку: все ли "Edisоn Gоld 16" имеют 262-й ямаховский чип? На укороченных картах, как я понял по фото, его нет?
     
  7. Morzhatina

    Morzhatina

    Регистрация:
    9 май 2017
    Сообщения:
    129
    @Knd, принципиальной разницы между чипами нет.
    Согласно информации с сайта товарища Крюкова, чип там всё же 719-й. Тыц.

    А можно пример укороченной платы? Дело в том, что насколько я знаю, чипы ESS AudioDrive ES688F не имеют собственного MIDI синтеза.
    Им в любом случае нужен внешний чип. Другое дело, что чип может быть просто клоном ямахи, и соотвтственно либо не иметь маркировки совсем, либо может иметь маркирвку по которой и не догадаешся, что перед тобой чип FM синтеза. Примеры маркировок чипов тут.
     
    Goblinit нравится это.
  8. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    А как же быть с ymf71811 | Hardwarium

    Edison Gold 16 в гугле много фото коротких, не одним фагиром единым..
     
  9. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Не похуже. Одинаковая фигня. Ямаха понавыпускала кучу ревизий 715 чипа, особо не документируя разницу.
     
  10. Morzhatina

    Morzhatina

    Регистрация:
    9 май 2017
    Сообщения:
    129
    @Knd, так там же другая карта. Мы же говорим о карте производства компании Genius? Или нет?
    Ссылку я дал именно на такую же карту. По поводу эдисонов. Опять таки, какой чип используется.
    Если 688-й то отдельный чип синтеза должен быть. Если более новые, там может и не быть, т.к. в самих чипах реализован синтез ESFM.
     
  11. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.727
    @Morzhatina, вероятно, вы пуатете MPU-401 и FM-синтезатор. Последний присутствует в ES688. Ошибся. 688-му нужен внешний чип для ФМ-синтеза.
     
    Последнее редактирование: 7 дек 2017
  12. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    ДА ХВАТИТ УЖЕ ПУТАТЬ MIDI и FM!
     
  13. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    @nop, ну ладно уж, следящие за темой поймут, что имелось ввиду - "полуаппаратный" (или "полусовместимый" с MPU-401) MIDI контроллер на ES688, доводимый до кондиции программно, а также своей собственной реализации FM синтеза он ещё не имеет (имеют последующие чипы 1xxx), и на картах с ES688 стоят YMF-262 и аналогичные микросхемы.
     
  14. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @дядя Лёша, Да если на каждой странице заново будут сбивать народ с толку, в этой теме так и будем по кругу одно и то же повторять.
     
  15. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Ямаха 719. С очень классным, по моему мнению, FM. Совместимость с SBProII очень хорошая. Если сама карта не имеет проблем, то это замечательный, в практическом плане, выбор для олдгейминга.
     
    Последнее редактирование: 7 дек 2017
  16. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Все клоны SBPro - это просто клоны SBPro. Я всегда предпочту оригинал или там где клон стоит только для галочки, а ставить звуковуху стоит ради других фич (ensoniq, ews64, tropez и т.п.)
     
  17. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Оригинал ещё найти надо, а если клон в руки попался, то почему бы и нет.
     
    Колючий нравится это.
  18. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    @Knd, один из лучших вариантов. Разницы между разными моделями чипа oplsa для олдгейминга можно сказать, что нету. Из минусов - в duke nukem 2 не будут воспроизводиться (некоторые) звуки. Из плюсов - можно сделать мод для эмуляции фильтра sb-pro, минимум занимаемых ресурсов, настоящий opl3.

    ps. для более полной совместимости с sb-pro - громкость SB в микшере нужно ставить в 1.

    VOGONS • View topic - Yamaha YMF71x SB Pro Mixer Bug Issue Fix
     
    Последнее редактирование: 7 дек 2017
  19. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Я вот, например, если к своему ресиверу подключу в качестве аудиомониторов поганые "компьютерные" пищалки, то никогда в жизни не смогу определить, каким способом звуковая карта передаёт сигнал, по цифре или по аналогу. А если к ресиверу подключу нормальные колонки, то разница сразу налицо.

    Каждый имеет право на свой выбор. Но просто интересно, если устроить @easy_john'у слепой тест, он отличит, где звучит оригинал, а где клон? Если не отличит, его любовь к оригиналам чисто религиозная. И "только для галочки" у него наоборот, получается именно оригинал. А если отличит, сниму шляпу. Но что-то сильно сомневаюсь, что отличит.
     
  20. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @LANRUS, Отличит, конечно! Шума больше ведь!
     
    alfy нравится это.
  21. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Аутентичного шума?
     
  22. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Вполне да, только чуть ли не на кажлой странице очередной вопрос "вот этот клон - как, хороший?".
    Мой ответ - "Да, блин, обычный. Если тебе хватает - пользуйся, зачем спрашивать?".
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление