1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,9%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,9%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,2%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    49,0%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,8%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,1%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,0%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,3%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    7,0%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,7%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,6%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,5%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    42,7%
  19. Aureal Vortex

    31,8%
  20. DB waveblaster и другие

    7,3%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    unp, HotChip, AndyFox и 16 другим нравится это.
  2.  
  3. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    Раз уж пошел разговор про внешнее подключение миди-дочек, может кто-нибудь посоветует готовый блок питания с +5,+12,-12 ? С компа брать не хочется, в идеале, чтобы питалось от USB.
     
  4. Nil Любимый цвет — голубой

    Nil

    Регистрация:
    30 апр 2007
    Сообщения:
    1.974
    alfy, Берёшь адаптер на +12, +5 получаешь от регулятора типа 7805. Преобразователи "вверх" стоят значительно дороже, так как там начинается эпопея с двумя конденсаторами, один из которых разряжается на +12V, а второй в это время заряжается от +5V. Разумеется, потом они меняются. В розницу такие преобразователи стоят рублей по 100-300, как отдельный блок питания. Цены не помню, очень от фирмы зависит.
    С отрицательным напряжением всё то-же плохо. Есть MAX765, Вещь хорошая, но очень дорогая. Остальные варианты требуют ШИМ и кучу других компонентов, получается дороговато, я не изучал рынок, наверно, есть относительно дешевые решения. Ещё интересует, а эти -12V какие-нибудь дочки используют вообще? Понятно, что такое напряжение бывает полезно для операционников, но тем не менее.
    Посмотрел, есть относительно дешевые ICL7662, думаю, одной такой штуки хватит. То есть, самый дешевый вариант — +12В блок питания, от него +5 от 7805, от +12 через ICL7662 получаешь -12В. Возможно, ещё пригодится 7812 для стабилизации +12В. Ну и разумеется конденсаторы — 4 электролита и 4-8 керамических. Рублей 350 в розницу обойдётся.
     
    Последнее редактирование: 8 июл 2013
  5. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Я ещё год назад изучал дорожки от питалова на SCB-55, DB50XG, XR385. Контакты -12, как и +12, задействованы на всех! Идут к каким-то элементам, маркированным в числе прочего надписью 16V.

    ---------- Сообщение добавлено в 21:34 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 21:19 ----------

    Ну так что в итоге? Никому это не интересно? Сегодня вышла версия 1.2. Прога позволяет сэкономить ISA слот, повесив MT-32/CM-32L на бластер/совместимый. Кто-нибудь тестил это чудо? Я уже намылился MT-32 покупать. Никогда бы не подумал раньше об этом, именно в силу дефицита ISA. А теперь MT-32 можно юзать с геймпортом в Intelligent Mode не напрягаясь.

    Хоть это и не "звуковая карта", но внимания заслуживает как раз в такой вот теме. Я не поверил, когда увидел это. Мощная вещь!
     
    Nil нравится это.
  6. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Резидент эмулирует mpu401 "inteligent mode" на картах с простым mpu401.
    То есть это просто замена платы mpu от roland.
    Все равно надо будет внешний mt-32 покупать.
     
  7. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    easy_john, ну это как бы и не обсуждалось. Конечно, MT-32 нужен. Или на худой конец карта, умеющая его эмулировать, но это не то. Нужен модуль MT-32/CM-32L, это не обсуждается!

    Программа позволяет обойтись без контроллера, разве это не важно? Контроллер дефицитен и дорог в любой ревизии, оригинал/клон... Контроллер занимает отдельный драгоценный слот. Конечно, на PC XT ---> 80486 это не было важно, слотов хоть завались. А на 440bx ---> 865 даже три слота уже роскошь.
     
  8. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Мне помнится, что Cloudschatze ругал DoxBox за гул на частоте 60 Гц. Ты не сталкивался?
     
  9. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Есть нюанс: SoftMPU требует загрузки EMM386. Однако автор утверждает, что все игры, требующие intelligent mode, работают с EMM386.
     
  10. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Geryon, я помню этот его комментарий, но черт его знает, как это у себя проверить.
     
  11. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    Nil
    Спасибо за информацию, но для меня это слишком сложно, поэтому и хочется найти готовое решение.
     
  12. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Последнее редактирование: 9 июл 2013
    LANRUS, Bato-San и Goblinit нравится это.
  13. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Я бы не назвал это "звучит". Только в ограниченном наборе игр, которые умеют pcm делать 44/16/стерео. Не так то много игр ему удалось услышать.
    Тут уж проще тогда, действительно, live взять. там spdiff будет везде работать, хотя совместимость с дос не 100%
     
  14. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Geryon, я всегда считал себя довольно зачётным задротом в данной области, а мне нос утёрли. Но я рад узнать о возможности цифры на голде и непременно сегодня же это проверю! Надо было мне позадротистее всё перезадротить, прежде чем выносить вердикт "не пашет". Действительно, я и не подумал послушать Emu8k, просто запустил SFX на произвольной игре, ни х.. не услышал, обиделся и забил на это дело.

    В винде, как я уже отмечал неоднократно, звучит всегда и всегда на 44,1. Это может значить только, что весь звук конвертится в 44,1. Вероятно, в досе такая возможность не реализована, поэтому всё, что не соответствует 44/16, просто "не пробивается" на S/PDIF. Отсюда вывод: все игры с честной поддержкой SB16, т.е. с реальными SFX-сэмплами 44/16 обязаны звучать. Ну скоро проверю, отпишусь.

    Здесь вопрос очень и очень спорный. Да, в файле конфигурации лайва действительно есть строка SPDIF=FALSE/TRUE, но реально она не работает. На вогонс тоже это обстоятельство люди отмечали, так что я не одинок в этом утверждении.

    ---------- Сообщение добавлено в 20:37 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 20:32 ----------

    http://www.vogons.org/viewtopic.php?t=32454&sid=dc2223a74412736e83eafe7b9dd23c58

    After install the SB live! DOS drivers, i have a new folder in C:\DOSDRV, and inside this folder i found a ini CTSYN.INI, and the last line, have a option
    DigitalSpeakerEnable=FALSE
    y change to TRUE
    But still not digital output.... ANY IDEAS??? thanks
     
    Последнее редактирование: 10 июл 2013
  15. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Думаю, дело не столько в самих сэмплах, сколько в том, в каком виде звуковой движок отправляет данные на карту. Пример из Quake:

    Если запустить quake -sspeed 44100 - должен быть звук через S/PDIF.
     
    LANRUS нравится это.
  16. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Так, ну хорошо, в качестве единственной карты тогда её использовать нельзя, но для игр БЕЗ поддержки 44/16 есть другая карта с цифрой - терратек, которая умеет только SBpro. Поэтому мне в принципе плевать, можно играть через ту или другую. Если SB16, то через голд, если SBpro, то через терратек. Только вот неужели с каждой игрой надо заморачиваться с ключами запуска, чтобы получить настоящий звук 44/16?
     
  17. R4kk00n Benched arcade playa

    R4kk00n

    Модератор

    Регистрация:
    28 мар 2005
    Сообщения:
    9.253
    LANRUS, ты бы там размер и цвет шрифта поменял. Я допускаю, что ты эту, ну, используем термин "чешую", — так выделил из лучших побуждений, или оно у тебя при копировании между форумами умеет копировать и bbcode.

    Но не надо так.
     
  18. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Сомневаюсь, что вообще целесообразно с этим заморачиваться. В том же Quake можно вместо ключей запуска просто брать звук с Terratec, качество звука от этого не изменится, заодно и CD-Audio через S/PDIF получишь, если мне память не изменяет.

    Помимо Quake и игр на движке Build, я и не припомню DOS-игр, которые позволяли бы пользователю выбрать битность и samplerate звукового движка. Обычно всё происходит на уровне выбора той или иной карты. При этом, поскольку библиотеки MSS, SOS, DMX стандартизованы, наличие SB16 среди доступных пунктов совсем не гарантирует, что карте передаются данные в формате 44.1/16 бит.

    Я проверил несколько игр на движке Build.

    Поддерживают 44100:

    Blood
    World War II GI
    Redneck Rampage
    NAM

    Не поддерживают 44100:

    Duke Nukem 3D
    Shadow Warrior

    Сделаны на Build, но используют другой звуковой движок:

    Powerslave - движок MSS
    Witchaven, Witchaven 2, Tekwar - движок SOS
     
    Последнее редактирование: 10 июл 2013
  19. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Не хватило времени сегодня. Так и что там, настоящие 44,1 играют через цифру или нет?

    Никто из владельцев MT-32 не хочет потестировать SoftMPU ??
     
  20. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    LANRUS, от стахановца видеообзоров Mau1wurf1977 видел обзор SoftMPU?
    http://queststudios.com/smf/index.php/topic,3572.0.html
    С 29-й минуты самое интересное. Прикольно, что резидент в лучших традициях тоже свое "здесь был Вася" кидает на экран MT-32 :)
     
    Последнее редактирование: 11 июл 2013
  21. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    У меня под рукой только Dosbox сейчас, так что священная обязанность проверить цифру возлагается угадай на кого?

    Еще можно проверить игры на звуковом движке MASI. Там в сетапе можно выбрать качество микширования:

    009b1909bc1ffe48aa5fd46e3c6181e9.jpg

    Непонятно, каким значениям samplerate какие пункты выбора соответствуют. Хотя по-моему при выборе SB16 все равно микширование MASI будет осуществлять в 22 khz, а 44 khz доступно только для GUS.

    Известные мне игры на базе MASI:

    One Must Fall 2097
    Epic Pinball (Silverball)
    Extreme Pinball
    Jazz Jackrabbit
     
    Последнее редактирование: 11 июл 2013
  22. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    aleksej, смотрю. В жизни такого задротистого задрота не видал. Раньше видел пару его обзоров, такая же хрень, а по сути во всей съёмке несколько минут искомого материала. Надо набраться много терпения, чтобы это посмореть целиком. Он бы ещё заснял на видео, как за всеми этими железками в магазин ходил, идиот ))). Я уже раза три чуть не разбил телевизор и раз сто обматерил стены и потолок. Но смотрю, чтобы самое главное не упустить.

    ---------- Сообщение добавлено в 00:58 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 00:18 ----------

    Ну что ж, завтра я с почётом её выполню.

    Обзор SoftMPU посмотрел. Последние 20 минут очень содержательны. Есть глюк в LucasArt, speech+LA, зависание. Не того ли поля ягода, что и залипание нот по GM? Интересно бы отправить MT-32 в этом тесте через другую карту. Если всё станет нормально, то SoftMPU ни при чём, виноват DSP голда.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление