1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Проблема в том, что не для всех все клоны хорошие. Кому-то вон MPU-401 подавай, мне ямаховский FM нравится, кого-то беспокоят глюки, характерные именно для клонов и т.д. Не говоря о тупо разном по качеству исполнении карт от разных вендоров.
     
  4. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Где именно больше?
    Зы Я тут на днях SB 1.5 (ct1320u, 1990 год) оцифровывал, так там snr такой, что я в хороших мониторных наушниках ничего не слышал, только по графикам видел по самому низу. При этом половина вибр и даже часть sb16/awe32 фонит так, что даже на настольных колонках все слышно.
    --- добавлено 8 дек 2017, предыдущее сообщение размещено: 8 дек 2017 ---
    Таки да. "Если вас лично этот опробованный вами клон не устраивает - пишите в чем, мы вам подскажем куда копать."
    А вопросы "вот плата, ну как она?" - неконструктивны.
     
  5. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @easy_john, Вероятно, это до того, как Creative начали халтурить. Насчет качества в Pro таки не уверен и, скажу честно, ничего древнее SB16 у Creative не слушал сам. Но из прослушанного SB звучали сильно шумнее.
    Вопросы вполне понятны. Клоны различаются сильно, а настоящий SB/SBPro 95% народу с форума покупать не станет. Ну и не всем хочется покупать и тестировать самостоятельно по нескольку карт.
    Вон у людей дилемма например - ставить более шумную 1868 с MPU-401, или более добротную 688 с настоящим OPL3 и лишь SBMIDI..
     
    Последнее редактирование: 8 дек 2017
  6. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    При этом, например, те же ямахи, ess1xxx и многие другие несмотря на то, что в досе являются "всего лишь" клонами sb-pro, в отличие от него имеют mpu-401.
     
    Goblinit нравится это.
  7. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Во-первых, одной картой вы всё равно не выкрутитесь, как ни крутите.
    Во-вторых, исходя из во-первых, следует подумать о максимально эргономичном использовании кол-ва слотов.
    В-третьих, исходя из во-вторых, на каждый имеющийся слот следует позаботиться впихнуть максимум устройств.
    В-четвёртых, существуют прекрасные платы на чипах этих клонов с максимально интегрированными устройствами, то как WT, интерфейсы для коммуникации MPU-401.
    В-пятых, на их фоне покупка дорогого оригинала, чтобы получить лишь пару устройств на слот (SB+FM) выглядит откровенно неразумной.
    В-шестых, все клоны «обычные», с точки зрения стандарта sb/sbpro они ничем не отличаются для игр, и вопросы типа «как этот клон?» вообще лишены всякой смысловой нагрузки, равно как и явление культа оригинала.
    В-седьмых, исходя из всего вышесказанного, оригиналы не имеют практической ценности. Коллекционную – безусловно, имеют, и большую.

    Среди оригиналов практическую ценность имеют отдельные образцы для FM-гурманов, на которых установлены double opl2 stereo. Но это совсем уж узкая ниша, большинство удовлетворяется opl3.
     
    nop нравится это.
  8. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Уже упоминалась плохая поддержка редких фич DSP, типа звука в ADPCM у клонов, так что в теории смысл есть. В основном же да, у клонов много достоинств. В DSP у Creative, особенно во времена SB16, много багов. Тот же MPU-401 у них все равно работает через DSP и теряет ноты, причем в разной степени в разных прошивках, а ведь были еще версии с перепутанными каналами право-лево в некоторых сценариях использования..
    Ну и честно, я не вижу смысла именно советовать другим покупать оригиналы кроме как чтобы разогревать и без того перегретый рынок ретрокомплектующих. Цены уже дикие стали.
     
    Последнее редактирование: 8 дек 2017
  9. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    А вниз цены и не полезут уже без чего-то глобального, вроде третьей мировой.
     
  10. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    Ну нет, или любое явление имеет смысл, или никакое. На то оно и явление, - существование само по себе сопряжено со смыслом, просто для вас и меня этот смысл негативен, хотя, опять же, для меня культ оригинала в других приложениях имеет обратный эффект. Простите за занудство! :D
    --- добавлено 8 дек 2017, предыдущее сообщение размещено: 8 дек 2017 ---
    Почему "даже"? Не вижу разницы, фон всегда хорошо слышим, если конечно композиция позволяет)
    --- добавлено 8 дек 2017 ---
    А между тем на ebay еще пять дней как будет лежать AWE64 с simm-коннектором, а народ так слюной изошелся, что планка в 200$ уже успешно преодолена :mega_shok:
     
  11. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Только если перед ним на шине не стоит ct1747/1749
    Зачем глобального? Достаточно локального кризиса. Когда кушать нечего, любой раритет продашь за буханку хлеба.
    Дешевые колонки маскируют недостатки звука собственными недостатками.
     
  12. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Offtop

    Коллекционеры, задравшие цены, сидят там, где в кризис врядли что-то придётся продавать, у них свои понятия о кризисах. И пронять их сможет только что-то, что просто обесценит эти коллекции.
    ИМХО, естественно, и не дай бог такого развития ситуации.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  13. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    :D это почему??? Обесценит же в цене, а не по существу. Нам то что с того?))) Неинтересно станет?)
     
  14. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Нам, кто выживет, дозиметр станет куда насущнее компьютера.
     
  15. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    Дешевые - очень возможно, но не совсем дешевые - вроде как нет :)
    --- добавлено 8 дек 2017, предыдущее сообщение размещено: 8 дек 2017 ---
    @Колючий, а, вот ты о чем) Я подумал о не столь радикальном решении :) К примеру можно на форумах повсюду где возможно писать о том, что эти редкости никому не нужны и совсем не интересны, даже если стоили бы руб с полтиной. Писать на русском и английском))
     
    Последнее редактирование: 8 дек 2017
  16. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @Suchender, дело в шумовом пороге. чтобы хорошо расслышать недостатки с уровнем x dB, нужно, чтобы прочие шумы были хотя бы не громче, скажем, x-3 Db. Включая уличный шум, нелинейности динамиков, шумы усилителя итд. Небольшие колонки это и сильные нелинейные искажения, и куча стороннего шума в тех условиях, в которых такие колонки обычно используются.
     
  17. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    @nop, я пишу о нормальных колонках, коли уж речь шла о студийных наушниках, ведь это справедливо?) Шум isa-карт слышен прекрасно. Впору даже пожалеть.
     
  18. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Нет, в моем сообщении хорошие наушники противопоставлялись плохим колонкам.
     
  19. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    @easy_john, ок, понял. Видимо, у каждого свои представления о настольных колонках ;)
     
  20. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    Сегодня протестировал все наличные карты Creative на предмет багующихся нот. Обнаружил, что большая часть карт сему подвержена, некоторые только в Hexen, некоторые также и в Doom. Единственная карта без проблем - CT2230. Многие карты страдают тем, что db50xg с трудом втискивается на место из-за пары конденсаторов со стороны крепежной планки.. об этом я как то и не подозревал. В итоге опробовал сочетание ямахи и MediaMagic ISP16 (Opti) - картой стандарта SB Pro. Посадочные отверстия оказались на месте (обидно что на ямаховских звуковушках нет такого удобства под собственную же дочку), все отлично заработало. Общее впечатление от самой Opti - более чем положительное, могу обмануться, но звук выстрелов в Duke3d или Doom кажется мягче, чем то, что выдает Creative. Лучшей пары и сам придумать бы не смог.
     
    Последнее редактирование: 9 дек 2017
    nop нравится это.
  21. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Класс! Твоя логическая цепочка легко рушится, если не лениться перетыкать карты. :)
     
  22. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    Перетыкать - против правил! :D
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление