1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Morzhatina

    Morzhatina

    Регистрация:
    9 май 2017
    Сообщения:
    129
    @Suchender, согласен. Сам пытаюсь настроить под ДОС Es688fc и AWE64.
    Возникла проблема, креативовский звук все время садиться на адреса и прерывания es688, после перезагрузки.
     
  4. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Win9x не используется? У LANRUS в его эпопее с цифровым звуком в DOS было отмечено, что для AWE64 нужно раскидать ресурсы сначала в винде.
     
  5. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    @Morzhatina, вы используете и то и то для одного и того же??) Зачем, если не секрет? Выберите карту, что нравится и оставьте ее, зачем вам несколько? Для совместимости? Разве awe64 не достаточно? Кроме того есть игры, капризные относительно настроек irq и dma, так что играть будет только одна карта с нужными "координатами". Если вам не принципиально совмещать две карты, или вы не мучаетесь ради спортивного интереса, оставьте одну да и вся недолга. Имхо, конечно. Тем более в стремлении совместить все и вся есть некая завершенность и лишения себя стратегической маневренности))
     
  6. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Потому, что для доса идеальной звуковухи не существует. Семейство карт SB16/awe32/64 не (полностью) совместимо с SB Pro2 и есть игры, где это заметно.
    Так что некоторые перфекционисты ставят отдельно два кодека, один sb16, второй sb pro, параллельно получая бонусы в виде различного звучания FM, дополнительных портов для wavetable дочек и т.п. И это если еще не вспоминать про полностью несовместимый с ними gus (хотя именно его ставят больше для демок, а не ради игр).
     
    Morzhatina нравится это.
  7. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Первое, у 688 сторонний FM синтез, обычно стоит ямаховский OPL3, он заметно отличается от кривативовского CQM.
    Второе, AWE64 - это SB16, не SBProII, и по совместимости со старыми играми она хуже. Потому логично использовать её только в играх, которые знают SB16 и AWE.
     
    nop, Morzhatina и LANRUS нравится это.
  8. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Колючий, золотые слова!
    --- добавлено 10 дек 2017, предыдущее сообщение размещено: 10 дек 2017 ---
    @Goblinit, @Suchender, не надо ничего перетыкать. Достаточно любой материнки хотя бы с одним ISA слотом и райзера на 3-5 слотов. Проблем здесь никаких, кроме одной - корпус.
     
  9. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    @Колючий, все это верно. Однако следуя таковой логике я могу утверждать, что нуждаюсь в нескольких видеокартах, процессорах и pci-звуковых для обеспечения лучшей совместимости и охвата. Что, естественно, недостижимо. Потому лично для меня никакой логики в столь пристальном внимании именно к звуку нет ;)
     
  10. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Suchender, вот и ошибаешься. Это достижимо, и охват есть, и логика есть. У меня лично в компе стоят две видеокарты (стояли вместе с 3dfx три, хочу снова 3dfx вернуть на место), две PCI звуковые. И это не считая ISA. Я не шучу. В Win98 работают GeForce FX5700 и SB Live (+3dfx факультативно), в WinXP работают Radeon HD3850 и X-Fi. Проблем нет, как многие могут подумать. Увязать всё вместе вполне можно.
     
  11. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Тебе сделать фотку жопы ретросистемника с Win98, где "недостижимо" стоят AWE64 и EWS64XL? :)
    Вся "недостижимость" для пары старых звуковух, это 2 ISA слота и шнурок с двумя 3.5мм джеками.
     
  12. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Колючий, есть такие вещи, которые некоторыми людьми просто органично не воспринимаются, ещё на этапе самой идеи. И они часто считают лишние телодвижения ненужным геморроем. У них своя правда, и никто никого никогда не переубедит.
     
  13. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.727
    @Колючий, для начала неплохо, но если захочется использовать в играх дочку, то придется ставить третью звуковуху)
     
  14. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    @TheMadLynx, это Win98 ретросистемник, нафиг там не нужна дочка. Да и EWS64 нафиг не нужна по сути, мне просто жутко понравился его синтезатор. :)
     
  15. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    @LANRUS, зачем же столь категорично? В чем именно я ошибаюсь? У меня тоже стоят связки, но это не значит, что есть охват всего и вся. Предположим, на пк есть реализация glide и opengl в лице, скажем, GF3. За бортом остаются все прочие рендеры. И аргумент о практической целесообразности или приблизительного визуального соответствия картинки с разных рендеров не прокатит, потому как дело личное и неизбежно субъективное. Также невозможно гарантировать стабильную работу игр, рассчитанных на одноядерники, или, напротив. В общем, нам с вами не о чем спорить, я лишь предложил как альтернативу, не заморачиваться и выбрать основную звуковушку, а если будет нужно, заменить ее, - дело несложное и приятное.
     
  16. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Тестирую сейчас SB2 CT1350B, стоит Windows 98IF, диспетчере вижу устройство AdLib OPL2, звука в Windows нет, запускаю DooM2 из под этой же виндовс играет музыка как с карты для музыки только в режиме 220 Adlib или SB. А звуков нет, какие ресурсы назначить по дефолту в Doom II для звуков через SB. И как вообще заставить карту озвучивать W98 через кодек SB ?
     
  17. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    Если это ко мне, то я вроде как обратного и не утверждал ;) Даже намеком. Я тоже много чего совмещал, но обычно это isa и pci, потому как лично мне не горит выискивать игры, совместимые с чем-то или несовместимые, а мой "золотой" набор у меня есть.
    --- добавлено 10 дек 2017, предыдущее сообщение размещено: 10 дек 2017 ---
    @LANRUS, у меня тоже стоит связка YMF-724F-V / Diamond MX80. Уверены, что она покрывает все возможные потребности?
     
  18. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
  19. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Было вот это:
    Напомню, человек не ставил целью покрыть всё и сделать что-то технически сложное. Просто поставил 2 ISA карты, скорее всего соеденил шнурком линейный выход и линейный вход, раскидал ресурсы. Это не нечто "недостижимое", а фактически обычное использование железок. И цель вполне прогматичная, иметь безглючный SBPro клон с ямаховским (скорее всего) FM и иметь возможность использовать AWE64 в играх, которые знают о SB16 и AWE32/64. Всё. Если сталкивался кто с его проблемой, что криватива лезет на занятые 688 ресурсы - помогите. Нет тут поводов для обсуждения мировоззрения ретрожелезячничества.
     
    Morzhatina нравится это.
  20. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.727
    @LANRUS, я ошибся и ответил @Колючий вместо @Morzhatina. Но это все равно была шутка, так что, не важно.
     
  21. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    @Колючий, да без проблем, все мы к чему-то стремимся в наших изысканиях. Я же не навязываю что-либо, камрад сам решит, что для него лучше. Так или иначе, о "недостижимости" в этом моем абзаце ничего не сказано.
     
  22. Morzhatina

    Morzhatina

    Регистрация:
    9 май 2017
    Сообщения:
    129
    Коллеги, давайте по порядку.
    Вчера я был немного не в том состоянии, чтобы писать развёрнутый пост:russian:
    Итак, первое - то что я собрал используется в качестве DOS only gaming PC. соответственно никаких форточек на ПК нет. Установлен MS DOS 6.22.
    Второе - для настройки AWE64 используется родная креативовская утилита CTCU с диска от AWE32. Сразу скажу, что утилита верно определила карту как AWE64.
    В самой утилите выбирается конфигурация 01 с которой и производятся манипуляции. Т.е. выставляю порт 240, IRQ 7, Low DMA 0, High DMA 5. Ну и остальное, порт wave синтеза 640, контроллер IDE на всякий случай отключен, миди порт так же отключен. После этого смотрю с конфигурационном файле от CTCU и вижу что всё прописано именно так как я и указал в настройках.
    После перезагрузки в файле autoexec вижу в переменной SET BLASTER 220/5/0/5/620/Т6.
    По поводу ES688, так как железка не PnP, настройки выставлены джамперами - 220/5/1.
    Если сконфигурировать получиться только через win, то это печально. С другой стороны зачем тогда CTCU? Если она ничего по факту не меняет.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление