1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Так это нормально.
    1. переменную blaster лучше держать указывающей на sb pro, т.к. игры умеющие sb16 и так нормально можно настроить на его реальные ресурсы.
    2. переменная blaster не показывает настоящих настроек от awe64. посмотри вывод утилит типа diagnose, ctcu и т.п.
     
  4. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.439
    А инициализацией PnP в DOS не CTCM заведует?
     
  5. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.732
    @Morzhatina, после конфигурирования ресурсов в CTCU нужно инициализировать карту при помощи CTCM. Почитайте ридми, хотя бы, на досовские драйвера для PnP креативов.
     
  6. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    Есть что-то магическое в том, чтобы иметь на пк только dos.. я таким похвастать, увы, не могу. Дорос только то win95
    --- добавлено 10 дек 2017, предыдущее сообщение размещено: 10 дек 2017 ---
    @Morzhatina, так и оставьте awe на базовых, попробуйте химичить с настройками ess, если этому, конечно, ничто не препятствует
     
  7. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.439
    LANRUS уже описывал этот момент. Базовые должны быть у карты, которая будет работать как SBPro. Потому как игры часто или цепляются за переменную BLASTER (причём тот же Hocus Pocus не запускается, если переменная имеет лишние поля, характерные для AWE), или просто хотят 220/5/1. А для поздних игр, что знают SB16/AWE, уже обычно идут свои конфигураторы, где можно указать, что тебе надо, наплевав на содержимое BLASTER.
     
  8. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    @Колючий, понятно. Насчет "просто хотят 220/5/1" мне известно, сам с этим сталкивался. Но так ли это критично? Надо бы узнать, во что играет камрад. Или дать определенную рекомендацию, как зафиксировать адреса awe на "не родных" координатах.
     
  9. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    @Morzhatina, sound blaster pnp выставляет ресурсы по переменной BLASTER. Поэтому эту переменную нужно задать в autoexec.bat с параметрами для awe64. После инициализации awe64, эту переменную нужно переназначить на ресурсы ess. Все будет работать.

    т.е. в autoexec.bat должно быть что-то вроде:
    ...
    set BLASTER=A240 I5 D0 H5 P330 T6 E640
    ctcm.exe
    aweutil /s
    mixerset ...
    set BLASTER=A220 I7 D1 T4
    essvol ...
    ...
     
    Последнее редактирование: 10 дек 2017
    Goblinit, nop и Thomas Wolfe нравится это.
  10. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @alfy, это верно, как и всё вышеперечисленное на данной 162 странице. Добавить мне по сути нечего. Но одна загвоздка всё-таки есть. Иногда (не всегда) конфигуратор от Creative суёт свой нос не в своё дело. А именно может взять и потереть "лишнюю" строку set blaster. Я уже с этим сталкивался. Если это произошло, то надо экспериментировать, подсовывать строку T4 "под SBpro" в другое место. Но так, чтобы она всё равно была после строки T6 "под SB16".
    --- добавлено 10 дек 2017, предыдущее сообщение размещено: 10 дек 2017 ---
    А вот это неверно. Препятствия есть: старые игры этого не хотят. @Колючий уже ответил на этот вопрос, фактически процитировав из моего обзора (с небольшой неточностью "хотят 220/5/1", на самом деле хотят IO220 и/или DMA1, а к прерыванию не придираются). Почитайте его, там чёрным по белому всё очень подробно написано. И даже таблицы для наглядности есть.
    @Morzhatina, лучше IRQ сконфигурировать по-другому: 7 для SBpro, 5 или 9 для SB16. Если у SBpro возникнет конфликт с LPT, перекинуть LPT на 5.
     
  11. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    @LANRUS, вы бы тоже почитали, что писал я, в том числе и после этого поста) И что снова неверно-то?)
     
  12. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    @LANRUS, карта конфигурируется один раз, после этого руками правится автозапуск и все работает. Естественно, если потом экспериментировать с другими настройками или картами, то autoexec.bat будет отредактирован, и нужно будет опять его править.
     
  13. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    что логично, иначе бы зачем он был автозапуском, если бы игнорировался :)
     
  14. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    @Suchender, имеется в виду, что работает, пока не изменится конфигурация, т.к. многие конфигураторы любят сами править autoexec.bat.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  15. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @alfy, не совсем поняли меня. Я имел в виду то, что кривативовский инит КАЖДЫЙ РАЗ при загрузке проверяет эту строку и может её потереть, исправить на свою T6 (которая никому нах не нужна), переместить на "правильное" с его точки зрения место. Восстанавливаешь на прежнем месте, а она после перезагрузки опять куда-то делась. Бывает такое. Тогда начинаешь хитрить, разные комбинации прощупывать. Криватив - он и есть Криватив.
    --- добавлено 10 дек 2017, предыдущее сообщение размещено: 10 дек 2017 ---
    Кстати, так себя может вести не только кривативовский софт. От других тоже замечал, правят set blaster уже после того, как всё настроено, сволочи. Детали не вспомню.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  16. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    @LANRUS, а правка атрибутов не помогает? Или в этом случае конфигуратор создает новый файл?
     
    Goblinit нравится это.
  17. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.439
    У меня была схожая проблема с кривативовским инитом на тестовом стенде с, ЕМНИП, CT3670, сначала обходил запуском после загрузки (вручную) ещё одного батника, потом проблема сама ушла. Что, как и почему - не разбирался.
     
  18. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Блин, через call x.bat, в который выносите весь инит карты (или карт). Как первый день живёте.
     
    nop, Колючий и Thomas Wolfe нравится это.
  19. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.439
    Так бы и сделал, если б в тот момент ознакомился с тем, чего в *.bat вытворять можно. Но, когда почитал и просветился, проблемы уже не было.
     
  20. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
  21. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Я сначала так и хотел сделать, но потом забил. Удалось разместить строку так, что потом она не удалялась.
     
  22. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.439
    У меня инициализатор не на адреса другой карты садился в DOS, а правил содержимое autoexec.bat в винде, выметая оттуда всё, что не соответствовало параметрам SB32.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление