1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.439
    Для проверки убрал загрузку этого исправления.
    И сейчас не могу загрузить ОС, постоянно зависание на стартовой мелодии.
    --- добавлено 17 дек 2017, предыдущее сообщение размещено: 17 дек 2017 ---
    Вполне допускаю "любовь" между конкретными экземплярами материнки и аудиокарты, но фикс помогал.
     
  4. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Этот фикс к драйверам отношения не имеет вообще.
     
  5. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.732
    Да ладно! Разве драйвера не должны выставлять значения конфигурационного регистра для своего железа?
     
  6. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    @TheMadLynx, 1) не уверен, 2) если и так, то раз уж баг не исправлен в WDM-драйвере, то в VXD и подавно.
     
  7. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Ну не говорите нам, что не встречали случаев, когда в драйверах появлялись новые баги. Хотя тут вряд ли, скорее всего таймаут какой-то для PCI..
     
  8. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    А что есть наиболее бюджетное из клонов адлиба? Пофиг на YMF3812, но сходу не соображу, а были ли чисто FM карты на YMF262? Задача - просто убрать из конфига заведомо несовместимый с ним "узел" в виде нерабочего SFX на SB совместимых (экзотический, в плохом смысле, чипсет, не дружащий с SB совместимым PCM).
     
  9. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Не встречал.
    Голый opl2 запросто, а opl3 шел только в нагрузку с бластером.
     
    дядя Лёша нравится это.
  10. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    @дядя Лёша, а с WSS чипсет тоже не дружит? У WSS opl3 по тем же адресам.
     
  11. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Кстати, были же всякие pci карты на недорогих чипах, у которых под голым досом только FM и работал. Не твой вариант?
     
  12. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    YMF7x4 – настоящий ямаховский FM под досом.
     
  13. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    WSS попробовать ещё надо. Так же как ESS, OPTI, Crystal. Вполне возможно, что поторопился с выводами, но три разных кретайва и один ацтек ведут себя идентично. Игра либо не играет SFX, либо сразу (или спустя какое-то время, немного успевая SFX поиграть) виснет. Но отдельные игры идут вполне нормально. И непонятны закономерности. Навскидку:
    DOOM - не играет SFX.
    Wolfenstein 3D - играет немного и виснет.
    Hocus Pocus - не играет.
    Blackthorne - играет немного и виснет.
    Fury of the Furries - не играет.
    Electro Man - играет.
    The Even More Incredible Machines - играет.
    Gobliiins - играет.
    Уточнять, что пробовал менять очередности карт в слотах, ОС/ПО/дрова, настройки биоса и чёрта лысого, думаю, лишнее.

    У меня только ISA в слотах, больше ничего нет. PCI/VLB исключительно распаянное в виде видео и сети.
     
    Последнее редактирование: 21 дек 2017
  14. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    @дядя Лёша, opti можно переключить в wss режим. Похоже на конфликт ресурсов либо материнка неисправна. Тест железа типа checkit проходит?
     
    Последнее редактирование: 21 дек 2017
  15. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
  16. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Материнка исправна точно. IRQ свободных навалом (2/9, 3, 5, 7). Говорю же, ковыряюсь с этим время о времени второй год, только и остаётся, что с оказией другие карты пробовать. Предполагаю, что на уровне регистров чипсета или биоса что-то своё, странное. Промышленная мамка, ISA звук точно не в приоритете у инженеров был. STElectronics STPC Elite - чипсет и проц на базе ядра Cyrix Cx486 в одном чипе, вроде 486-й 133mhz, но с 66/100 шиной и с SDRAM контроллером. От такого чуда инженерной мысли всяких странностей можно ожидать.
     
  17. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Вот это применительно к ISA ровным счётом никакого значения не имеет.
     
  18. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @дядя Лёша, ты точно пробовал больше одного IRQ?
    Кстати, а что там частотой ISA-шины? Может, разогнана?
    --- добавлено 22 дек 2017, предыдущее сообщение размещено: 22 дек 2017 ---
    Кстати, заказал VOGONS • View topic - OPL2LPT
    Правда, автор уже делает на OPL3
     
  19. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    У меня была материнка, где некоторые звуковухи на некоторых irq глючили и висли. При этом некоторые другие платы эти же irq нормально использовали.
    И карты в других компах работали 100% нормально. И в биосе irq были свободны. И никаких "встроенных" девайсов, которые бы могли их занять небыло. Но вот такой глюк, действительно, чипсета или биоса. Решилось заменой мамки.
    ЗЫ мою sbc8243 не хочешь? :)
     
  20. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    Поигрался сейчас со своими ess 688 и миди-дочкой, результаты следующие:
    1. non-pnp карта на es688 - enmpu не работает, softmpu работает только в реальном режиме.
    2. pnp карта на es688+es968 - enmpu и softmpu работают везде (doom2, dn3d, descent) миди + звуки. Но есть заморочки с инициализацией.
     
  21. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Да, пробовал перечисленные. Частота исы стандартная.
    Ну всякие приколы могут быть, согласен. "Тёмная сила электричества". Гусь ACE выручает хоть в той части игр, которые поддерживают его, чтобы совсем немым комп не был. И проверенные SB совместимые, конечно же, проверены на работоспособность на других матерях.
    У меня PCA-6145B есть, как альтернатива. С распаянной сетью. Тоже не без приколов своих (как раз сеть пытаюсь заставить работать), но на ней те же карты работают нормально.
     
  22. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.732
    Вроде, это справедливо только пока слотов меньше, чем свободных прерываний. В тех же восьмислотовых XT-шках на матери надо было перемычки особо выставлять для работы восьмого слота, да и сами карты расширения должны были поддерживать режим работы в восьмом слоте, что отдельно в документации указывалось.
    --- добавлено 22 дек 2017, предыдущее сообщение размещено: 22 дек 2017 ---
    @дядя Лёша, @nop дело говорит -- по симптомам похоже на проблему с ресурсами. Но если все подвохи PnP со стороны биоса и самих карт уже проверили, то стоит обратить внимание на второстепенные параметры: тайминги всякие типа bus recovery, не маскируется ли случайно диапазон control ввода-вывода звуковухи (типа 0370h -- по идее то, через что звуковая общается со своими родными драйверами) и т.п. моменты. Еще, любопытства ради, можно проверить совершенно минимальную конфигурацию: вынуть/отключить все устройства, кроме звуковой, клавиатуры, винта и видеокарты, а потом сбросить биос в дефолт, и посмотреть, будет ли звук в думе.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление