1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    @TheMadLynx, гусь то работает, на тех же прерываниях. Ещё один момент в пользу моей версии, что это просто особенности логики/биоса этой embedded связки чипсет-проц - на ней мёртво виснут все (все, которые смог проверить) DOS порты консольных/текстовых иксовых сетевых утилит. Links (браузер), wget, curl, binkd, bsflite. Разные утилиты, разных авторов и команд разработчиков изначальных и разных авторов портов под DOS. Вот что у них общего? Скорее всего какой-нибудь DJGPP и сетевые библиотеки какого-нибудь WATTCP/WATT-32. На выходе компилится какой-то заведомо нерабочий на этой моей системе бинарник. Если это родной DOS софт, типа Arachne, который тоже "проходит" через DJGPP и задействует библиотеки WATTCP/WATT-32 - всё ок. Если это несетевая утилита, портированная из иксов с привлечением того же DJGPP, - типа 7zip, - тоже всё ок, работает. Как вам такая закономерность? Просто система с приколами в регистрах или биосе, уверен 100%. Биос ковырять надо, и не штатные настройки в меню, а править сам.
     
  4. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Нет, это какие-то фантазии. Ничего подобного небыло.
    Я запосто использовал 8 слотовую мать не далее как в начале года.
    Да и picmg решения на 10-12 слотов у меня валяются.

    Дум один из самых плохих вариантов для проверки звука. Он даже на 100% рабочей карте на части sb16/awe32 может не давать sfx.
    Я предпочитаю descent, его сетап и умеет автодетект, и проверку "на месте".
     
  5. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.732
    Последнее редактирование: 22 дек 2017
  6. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Так а причем тут ibm xt? Мало ли какой они туда проприетарщины напихали. На массовых машинах такого не было.
     
    nop нравится это.
  7. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.439
    Это то, что недавно LGR показывал?
     
  8. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @TheMadLynx, там ничего не написано ни про «конфигурирование» восьмого слота, ни про очерёдность установки карт. Просто в этой конкретной машине один слот предназначен для «своих тараканов». Такое много раз было и потом у разных брендов, и намного позднее ISA на других шинах тоже.
     
    nop нравится это.
  9. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Да. На вогонах идет допиливание драйверов. Принцип эмуляции как у softmpu, но эмулируется именно Adlib, а не mpu401. Либо как вариант многие игры патчатся.
     
  10. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Случайно копаясь на форумах нашел следующую информацию, которая может пересекаться с поддержкой старых звуковых на более современных мамках:

    Перевожу: Встречаются материнские платы с чипсетом PIIX4 (и новее?), у которых в биосе отсуствует опции "откючения ACPI SCI" или "ручного выбора irq для ACPI", таким образом на них ACPI SCI всегда использует irq9 и невозможно запустить некоторые звуковые карты, которым критична работа с irq9.

    UPD: поддержка ACPI была добавлена в PIIX с версии 4 (PIIX4: 82371AB, 82371EB, 82371MB ).
    Встречается с южными мостами:
    Pentium: только на 430TX
    Pentium Pro-P2-P3: 440LX, 440BX, 440GX, 450NX, 440ZX.
     
    Последнее редактирование: 23 дек 2017
    Revolter нравится это.
  11. Teron Lifeslayer Malkavian

    Teron Lifeslayer

    Регистрация:
    14 ноя 2004
    Сообщения:
    7.603
    Колючий
    Количество собирателей подобного общедоступного хлама весьма ограничено и заметно уменьшается в поколениях этот хлам не заставших, т.е. может привести к меньшему спросу, стагнации роста цен или даже их падению. Мне вот например нет никакого дела до коммодора, спектрума, атари 2600 и т.д. даже при возможности их получить сравнительно дешево. Развитие эмуляции тоже достаточно негативно влияет на спрос реального железа.
     
    Goblinit нравится это.
  12. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.439
    Как не за 100$ на ибэях найдёшь живую, с не ломанными разъёмами симмов CT2760 - позови меня посмотреть. Вот уж кто в цене упал то за крайние лет так 5...
     
  13. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Я это открытие для себя сделал в 2013 или 2014 году, когда пытался посадить карты на это прерывание для использования SoftMPU. Для загрузки звука под DOS в этом случае приходилось залезать в BIOS и отключать ACPI, для загрузки Windows снова залезать и включать ACPI. "Не комильфо". Тогда я обратился к LLC, известному мастеру по дизассемблированию BIOS, и попросил его перебросить ACPI на другое прерывание. Он посмотрел даташиты на i865 и ICH5 и сказал мне, что допустимые значения 9, 10, 11. Я подумал, что из оставшихся 10 и 11 наиболее типичное для DOS-звука всё-таки 11, иногда это IRQ используется каналами MPU-UART на некоторых звуковухах, а также с ним по умолчанию работает стандарт WSS. Ну и решил пересадить ACPI на IRQ10. Теперь всё в ажуре.
    Кстати, контроллеру Roland MPU-401 AT и его клонам типа MIDIMAN система ACPI по барабану, они нормально работают на IRQ9, если его занимает ACPI. А вот большинство звуковых карт - нет.
     
    Goblinit и TheMadLynx нравится это.
  14. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    677
    так и есть. заставить работать волновой синтез в tb tropez+ это настоящая заноза в заднице. на abit bx133 у меня не получилось, хотя mpu401at работает совершенно без проблем
     
  15. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Мне удавалось без единой проблемы на целой пачке P2 мамок , например на asus p2b, chaintech 6btm и т.п.
     
  16. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    677
    возможно, что на других bx based mobos без проблем, у меня драйвер постоянно ругается что irq 9/2 занят. причем вроде есть возможность другой irq указать принудительно для синтезатора, но по факту это не работает. но вогонсах спрашивал, но ничего не ответили вразумительного. на 865 матери работает
     
  17. Teron Lifeslayer Malkavian

    Teron Lifeslayer

    Регистрация:
    14 ноя 2004
    Сообщения:
    7.603
    Осталось только понять зачем обязательно не с ломаными и зачем вообще гнаться за какой-то конкретной моделью SB16/AWE32, которые все неидеальны.
     
    Последнее редактирование: 1 янв 2018
  18. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Правильный вопрос содержит в себе половину ответа.
    Потому и надо гнаться за конкретной версией, у которой ее недостатки перевешиваются ее плюсами лично для тебя.
     
    Revolter нравится это.
  19. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.439
    Ну, можешь посмотреть другие полноценные AWE32, они примерно столько же стоят в нормальном состоянии. По не ломанным... Ты их перепаивать пробовал? :) Ну его нафиг удовольствие без паяльника с оловоотсосом стоимостью примерно как раз 100$. Термовоздушка там не очень, можно пропеллер сделать из карты, грея длинный разъём.

    И не пойдут они вниз уже. Люди, к счастью, кончаются медленнее, чем старое железо.
     
  20. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Оловоотсос с подогревом (как паяльник) стоит 300р. 30пиновый сокет распаивается за 15 минут.
    А вот найти замену угловому 30пиновому сокету - это проблема.
     
  21. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.439
    Тот, что 300р стоит - мусор. Мало чем отличается от ЭПСН+пружинный оловоотсос. У меня остались неприятные от него впечатления.
     
  22. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Я таким 68040 с многослойной платы выпаивал. Никакого негатива. Главное флюса не жалеть.
    Да и 72пиновых штук десяток снимал.
    Upd: еще вспомнил - два раза механическую клаву распаивал, 105 светодиодов и 105 кнопок - 420 контактов всего.
     
    Колючий нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление