1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    просто это ставит под вопрос все ретро-хобби. Тогда зачем riva128, tnt и пр., если есть лучше. У всего есть цель и я бы предпочел не делить железо на хорошее и плохое.
     
  4. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Всегда было деление на бюджетное железо с компромисами и получше.
    С течением времени, конечно, разница стирается, за то возможность собрать для перфекционистов "ультимативную конфигурацию", на которую не хватило бы денег тогда - повышается.
     
  5. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    Это очень расплывчатая категория. Когда речь идет о поколениях железа. Но, безусловно, имеет место быть.
     
  6. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @TheMadLynx, Лично я слышал на вибре шумы квантования, которых не было на другой карте (как раз 3990). Как будто там не 16 бит, а сильно меньше.
    впрочем, мы вероятно говорим о разных картах.
     
    Последнее редактирование: 5 янв 2018
  7. Teron Lifeslayer Malkavian

    Teron Lifeslayer

    Регистрация:
    14 ноя 2004
    Сообщения:
    7.603
    CT3670 это AWE64. Буквально.
     
  8. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @Teron Lifeslayer, Ok. Я писал про SB32, где emu8k без onboard RAM + Vibra.
     
  9. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    @Teron Lifeslayer, + ко всему у ct3670 в отличие от awe64 еще есть ide и gain в микшере.
     
  10. Dimouse King of Mice

    Dimouse

    Администратор Переводчик

    Регистрация:
    18 апр 2003
    Сообщения:
    35.116
    @easy_john, выдал тебе права куратора этой темы.
     
  11. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Это у поздней. У ранней 2xOPL2 (left & right), а OPL3 такое может эмулировать.
     
  12. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Я знаю, но уже какое-то время у меня не было прав редактировать заголовок поста и я не мог обновить.
    Спасибо @Dimouse, теперь исправлю.

    Мне казалось, что игры с поддержкой 2xOPL2 через OPL3 играют неправильно. Надо проверить будет, SB Pro1 у меня лежит.
     
  13. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Вот, кстати, у кого была проблема с отсутствием waveblaster-коннектора?
    awww.serdashop.com_Files_2_53000_53089_ProductPhotos_Large_477992351.jpg
    CHiLL and Phil Adapter

    Черт, только что дошло, что он, вероятно, совместим лишь с Dreamblaster.
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
  14. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.733
    @nop, он не совместим с теми дочками, которым нужно 12В. А вообще, список протестированных достоверно совместимых лежит на страничке магазина.
     
  15. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @easy_john, Еще:
    И в AWE32 ставятся 28M (2 планки по 16 - 4 резерв). SIMM-30 на 16 были очень редки, но сейчас доступен китайский новодел.
    Часть моделей имеет 512K onboard RAM(AWE32/64?), кроме 1M ROM, часть - 0 (SB32, Goldfinch?), AWE64Gold - 4M
    Если вставить внешнюю память, набортная отключается, во всяком случае у AWE32. ROM, конечно, остается, для него аж 4M адресного зарезервировано. Видимо это осталось с waveblaster-ов, где ROM был больше.
    --- добавлено 11 янв 2018, предыдущее сообщение размещено: 11 янв 2018 ---
    Да это очевидно уже. Я даже стер часть поста про это. Всего-то несколько деталей добавить.
    --- добавлено 11 янв 2018 ---
    По идее, совместимость должна быть, на практике же.. Ты еще учти, что игры детектируют реальную конфигурацию и их может не получиться обмануть конфигом. Я получал довольно разный звук у того же Descent на OPL2/2xOPL2/OPL3, по крайней мере в досбоксе. OPL3 саундтрек у него намного круче.

    Upd. Пофиксал ROM size
     
    Последнее редактирование: 12 янв 2018
  16. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.439
    У AWE64 Value CT4520 512кб оперативки, думаю, у всех неголдовых столько же будет.
     
  17. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Если я не ошибаюсь, контакты +12 и -12 служат только для питания аналогового выхода стерео. Основная схемотехника на всех дочках питается только от +5. Так что работать-то будут, наверное, все дочки, а вот выдавать звук далеко не каждая. С другой стороны, взять +12 и -12 от БП и впаять на соответствующие пины снизу не проблема, учитывая совсем не маленькую стоимость полноценных боксов для дочек типа корговской DOXintheBOX. Тут проблема может встать в другом: боюсь, не всякая звукокарта сможет дать достаточно мА для любой дочки по линии +5. С какой стороны ни подойди, адаптер этот - кастрат. И спроектирован изначально сугубо под Dream. Лучше уж купить это и мозги не пудрить. Там, кажись, все необходимые преобразователи стоят уже, лишь бы внешнего тока по амперам хватило.

    Кто осведомлён лучше, поправьте меня.
     
  18. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    Совершенно согласен. И в продолжение, - еще лучше просто использовать карты с разъемом wavetable, ну, это вариант для тех, у кого есть альтернатива :D
     
  19. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @LANRUS, Там много лишнего железа, типа полноценного MIDI - интерфейса. А питания должно хватить - вряд ли ток на 5V ограничен. Скорее всего берется прямо с шины.
    Думаю тут таки нужен стабилизатор, а не напрямую брать.
    --- добавлено 12 янв 2018, предыдущее сообщение размещено: 12 янв 2018 ---
    Спасибо, капитан :)
     
    TheMadLynx нравится это.
  20. Teron Lifeslayer Malkavian

    Teron Lifeslayer

    Регистрация:
    14 ноя 2004
    Сообщения:
    7.603
    alfy
    Кстати у меня этот кодек стоит даже на CT2230, которая вроде бы самая ранняя из второго поколения SB16.
     
  21. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    a) некотрые игрались и на 286, на 386 так вообще многие. Качество у модульной музыки сильно вариабельное. Впрочем, я обо всем это раньше тут писал. Далее, модульная музыка отличается от MIDI более прямым контролем воспроизведения сэмплов, набором эффектов, не имеющих аналогов в MIDI. MIDI, строго говоря, не знает даже, используются синтезатором сэмплы, либо что-то еще.
    б) игры не использовали AWE32 для модульной музыки, насколько я знаю. Плееры для AWE(потом и для SB Live) появились относительно поздно, по времена Windows 95/98. Некоторые игры загружали свои банки и играли ими MIDI либо звуковые эффекты.
     
    Последнее редактирование: 12 янв 2018
  22. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    На 286, 4-канальный модуль игрался с 95% использованием процессора, о том, что бы использовать его в игре речи не могло быть.
    На 386 уже чуть лучше, но все равно получалось, что музыка отнимет слишком много ресурсов, массовым это стать не могло. Я помню во многих демках приходилось выбирать частоту дискретизации семплов пониже, когда у тебя 386.
    А к пентиумам уже началось использование потоковой музыки в играх.

    По второму пункту возражений нет, игр использующих awe для трекера я не припомню, хотя сами отдельные плеера существовали чуть ли не с момента выхода awe32.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление