1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Вся проблема - найти гейм/миди кабель. Зато любая дочка встанет.
    Доподлинно известно, что это не так. Проверено на боксе Ператроника, купленном мной у aleksej. Там один из предусмотренных вариантов питания как раз от порта миди. Не все карты вытягивают по мощности. Самим Алексеем тоже было проверено на двух ОДИНАКОВЫХ AWE64Gold CT4390, одна из них вытягивала этот бокс, другая нет.
    Понимаю, логика аналогична автомобильной: при снятом аккумуляторе обязательно включить фары, дабы сгладить возможные прыжки тока от генератора.
    Ну так по линии +12 и так нагрузка в целом по системнику нормальная идёт, всё сглаживается, не будут там амперы скакать, как "на холостую". А по -12 пиковые мА ничтожны, они не в состоянии что-то в компьютере спалить. Думаю, таки не нужен стабилизатор.
     
  4. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Стабилизатор уменьшает напряжение, делая его более стабильным.
    Что бы получить +/-12v надо сначала получить 24-30v с центральной точкой, можно попробовать с помощью dc-dc преобразователя прямо из 5v (но мощности линии 5v на порту джойстика может не хватить), потом уже их стабилизировать.
    Нужен внешний источник, можно попробовать брать из порта com/lpt или at/ps/2 клавиатуры, но только от джойстика - не хватит.
     
  5. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Ток на операционниках обычно слабый. Хватит даже с учетом потерь. Разве что есть проблема изоляции шумов от dc-dc. Есть специализированные dc-dc, делающие минус из плюса. Но поскольку для звука надо достаточно чистое питание, нужны еще и линейные стабилизаторы и куча конденсаторов. Стоит ли овчинка выделки..
    Если допустимо подцепиться к +-12 с материнки, то нужны low-drop линейные стабилизаторы до, скажем, +-10.5. Плата разницы, скорее всего, не заметит, а звук чище. Или стабилизаторы обычно и так на платах есть - не в курсе, честно говоря.
    Сказать честно, получение "звуковых" +-12 из 5 кажется мне все большей и большей авантюрой :) Надо довольно много деталей и батарея конденсаторов + экранирование. Либо дорогие монолитные DC-DC модули.
    --- добавлено 12 янв 2018, предыдущее сообщение размещено: 12 янв 2018 ---
    Я просто недавно прочитал хорошую книгу по дизайну усилителей. Не подают на звук питание, общее с цифрой, иначе шумов много. Я, конечно, понимаю, что такая схемотехника в области PC-audio считается нормальной, но хочется же по-человечески :)
    --- добавлено 12 янв 2018 ---
    Ничоси легкая задача. Будто они сейчас под каждым забором валяются и ты можешь себе позволить тратить один на каждый ретрокомп, предварительно переплатив за плату-адаптер. Преобразовывать TTL в токовую петлю, потом обратно..
    --- добавлено 12 янв 2018 ---
    Запросто может быть на титульном экране например.
    И я лично "массово" играл в такие игры на 386. Вот, пожалуйста, не надо историю переписывать.
     
    Последнее редактирование: 12 янв 2018
  6. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Если для XT/286 это было еще нормой, то дальше музыкой уже стало принято сопровождать все стадии игры, а не только заставку.
    Массовыми такие игры никогда не были. Игры под 386 в большинстве уже имели полноценный fm саундтрек.
     
  7. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Во-первых, нет. Да, их значительно меньше, но известных и массовых среди них довольно много.
    Мне надоело уже перечислять, но это были весьма популярные игры. Много от Epic и Apogee. Jazz Jackrabbit-ы. Mystik Towers, OMF2097, Epic Pinball, Pinball Dreams/Fantasies, Alien Carnage, Deus Ex, Unreal/Unreal Tournament (!!!!), Prehistorik 2, Death Rally, Aladdin, Crusader 1/2. И это лишь очень известные. Среди shareware/freeware еще куча(мы постоянно с друзьями играли в Minebombers, Chopduel, Flying Tigers итд). Множество игр на GBA, несколько даже в Apple App Store! Лично я прошел корейский Rebel Runner именно на 386.
    Не надо переписывать историю. Очень известные игры играли mod-ы, из которых многие работали на 386, а некоторые (Prehistorik 2) на 286.
    --- добавлено 12 янв 2018, предыдущее сообщение размещено: 12 янв 2018 ---
    А это вообще к чему? Использование FM и MIDI было совершенно параллельно использованию MOD-ов. Как до, так и после. Разве что FM умер раньше прочих по очевидным причинам. Слово "полноценный" не понятно вообще. FM "полноценнее" многоканальной цифровой музыки?
     
    Последнее редактирование: 12 янв 2018
  8. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Одна игра не может быть массовой, это противоречит логике русского языка:
    Популярной - да, а что бы говорить что что-то было массовым, надо что бы примеров применения было очень много, больше половины.
    Больше половины игр не могли использовать трекерный формат.
     
  9. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Откуда такое правило? Почему считаем по количеству игр (включая те поделки, в которые играло 2.5 человека, и в которых не было звука вообще, кроме PC Speaker?) Почему не по популярности? Ведь в многие из перечисленных играл тогда почти каждый PC-шник с доступом к пиратке.
    Цифровая музыка "продавала" игры как раз потому, что плохой Adlib-звук уже у всех был в печенках (это сейчас ностальгируем, роняя слезы), а позволить себе адекватный GM-синтезатор мог далеко не каждый, да и их звук, одинаковый во всех играх, быстро приедался заставляя, на том же AWE, заниматься ротацией саундфонтов.
     
    Последнее редактирование: 12 янв 2018
  10. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Потому, что я именно так построил изначальную фразу, измеряя количество игр, а вовсе не популярность.

    PS кстати, было бы интересно где-то увидеть полный список игр, использующий трекерные модули для музыки.
     
  11. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Ну тогда можно слепить вывод, что PC-speaker - игр, в которые никто не играл, намного больше, чем популярных игр с модульной музыкой. или даже чем с MIDI. Абсурд.
     
  12. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Мне кажется, что мы уже ударяемся в жесткий оффтоп, тем более я не понял, что именно вы пытались сказать последним комментарием.
    Хочется вернутся к онтопику, обсуждать именно звуковые карты для дос и досовых игр.
     
  13. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Народ, подскажите пожалуйста:
    Обратил внимание что дочка (NEC-клон Ямахи) на АВЕ32 греется. Точнее греются пара чипов на ней, да так, что если подержать палец секунд 10, начинает ощутимо этот самый палец жечь.
    Это нормально? Или что-то не так?
    И еще один вопрос - функция Memory Hole нужна для ISA звуковух? Стоит ли ее включать?
    --- добавлено 13 янв 2018, предыдущее сообщение размещено: 13 янв 2018 ---
    Есть ли существенная разница между звуковыми DiamondMonster MX300 и TurtleBeach Montego II - ? Обе вроде на одном и том же чипсете.
    Даймонд как-то посолиднее выглядит конечно, но есть подозрение, что он собрался умирать. Велика ли потеря, при наличии TurtleBeach Montego II?
     
  14. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Такое происходит при температуре уже в 50 градусов цельсия, что совершенно нормально для чипов.
    Нужен более точный инструмент измерения.
    Нет. Нет.
    В железе одинаковые, может быть разница только в дровах в винде.
     
    Vardok нравится это.
  15. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    А есть ли толк от A3D на стерео колонках? Ну там вдруг насыщенность какая появляется или еще какие эффекты, которые без A3D не работают?
     
  16. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    @Vardok, мои NECи тоже греются.

    a3d вроде как хорошо на стерео-колонках должен работать.
     
    Vardok нравится это.
  17. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    С видеокартой и проблемой от нее вроде разобрался. Теперь пришла очередь звука)))
    Имеется
    AWE32+NEC-овский клон DB50XG и несколько PCI карт: SB Live! SB0060, Две платы на Vortex2 Diamond Monster MX300 и TurtleBeach MontegoII, и карточка Diamond Monster MX200 на непонятном чипе Diamond Freedom 5600 (которая, с дочкой Dream4Мб)
    AWE с DB50XG ставлю железно. Но вот что поставить рядом - теряюсь. Вроде как самая универсальная это SB Live, но ведь и A3D хочется и дочку от MX200 задействовать как-то хочется (а есть ли резон - фиг знает, если честно).
    И вообще есть ли резон от дополнительной PCI звуковушке, если уже стоит ISA c дочкой? Может в играх каких или еще где?
     
  18. Teron Lifeslayer Malkavian

    Teron Lifeslayer

    Регистрация:
    14 ноя 2004
    Сообщения:
    7.603
    Ты определись сначала для чего тебе звуковая карта нужна.
     
  19. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
  20. Teron Lifeslayer Malkavian

    Teron Lifeslayer

    Регистрация:
    14 ноя 2004
    Сообщения:
    7.603
    Vortex 2 очевидный выбор, довольно много игр поддерживает A3D 2.0.
     
  21. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    @Teron Lifeslayer, да, тоже к нему склоняюсь.
    Но возникла проблемка. При установке двух карт (AWE32 и Vortex2) - в DOS играх нет SFX эффектов.
    Например, ставлю в панели управления устройства по умолчанию все на AWE32. В настройках DOOM выставляю звук на AWE32, музыку на GeneralMIDI порт 330. Музыка играет, звуков нет. А DukeNukem ругается на DMA и вообще не запускается.
     
  22. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    @Vardok, потому что не надо ISA звук ставить основным устройством в настройках винды. DOS играм по барабану эти настройки, они свою звуковуху (AWE в данном случае) минуя винду и так найдут, напрямую. Но, выставив ISA основным устройством, ты "оккупировал" не многозадачную (т.е, не умеющую "разрываться" на несколько приложений, обслуживать их) ISA звуковуху системными звуками и прочей такой внезапной ерундой и получил то, что получил. ISA звук монопольно занят виндой и DOS программы его тупо не видят. PCI, как основное звуковое устройство в винде верни и должно быть ок тогда.
     
    Goblinit, nop и Vardok нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление