1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,9%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,9%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,2%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    49,0%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,8%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,1%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,0%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,3%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    7,0%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,7%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,6%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,5%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    42,7%
  19. Aureal Vortex

    31,8%
  20. DB waveblaster и другие

    7,3%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    unp, HotChip, AndyFox и 16 другим нравится это.
  2.  
  3. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Fate of Atlantis вообще глюкодром, любит зависать по всяким поводам, типа новолуния или топота соседей сверху, не факт, что здесь предмет обзора является причиной.
     
  4. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    Nil
    Для того, чтобы запитать дочку от USB, такая штука подойдет?
     
  5. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Но ведь с FM не зависло!
     
  6. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    LANRUS, так оно бы могло и с MT-32 со второй попытки не зависнуть (зависло бы в другом месте, после выключения камеры), либо с FM зависнуть тут же, тут вопрос везения, игра капризная, до железа привередливая.
     
  7. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Если автор об этом знает, он заведомо вводит в заблуждение и бросает тень на освещаемый им же программный продукт в глазах непосвящённых.
     
  8. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    LANRUS, если знает У меня FoA и с MT-32 (без эмуляции, с честным контроллером) и с FM подвисает, и не скажу, что с MT-32 как то чаще.
     
  9. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Вот что нашел в Miles Sound System changelog:

    Похоже, у RAP-10 тоже были проблемы с зависшими нотами...
     
  10. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Короче говоря, лох я позорный. AWE64Gold S/PDIF работает в досе. Однако формально. Ни в Blood, ни в Redneck Rampage звука SFX нет. Emu8k и FM присутствуют в лучшем виде, но от этого не легче, AWE32 тоже это умеет.

    Так что трудности с дискретизацией и, возможно, битностью действительно присутствуют, настолько замороченные, что S/PDIF в досе бесполезен, наверное, для 99,99% игр.

    На фоне AWE64Gold всё равно очень выгодно смотрится карта AV310, звук без проблем из доса при любом раскладе. Terratec здесь не отличается, т.к. при выборе 44 кГц может отказать стерео, всё же это не SB16. А плата AV310 - это полноценный SB16.
     
    Последнее редактирование: 12 июл 2013
  11. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Вот нашел ресурс аналогичный сайту easy_john'а. Чем привлек - очень много небрендовых звуковых карт, с возможностью прослушать их.
    Кстати там на АВЕ-картах таки нет дорожки с MonkeyIslanda. Похоже у всех с ним трудности))
     
  12. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Vardok, ссылку-то дай что ли?
     
    Geryon нравится это.
  13. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
  14. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Vardok нравится это.
  15. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Широко известная в узких кругах. Лично мне трудно с вогонсов воспринимать инфу. Поэтому я их не читаю вообще. Не то что совсем англяз плох, но на русском попроще и понятней все таки. Поэтому я искренне удивляюсь, когда, допустим, в ответ на вопрос, люди делают удивленное выражение лица и с налетом превосходства пишут в ответ, мол, ты что? вот же на вогонсах инфа была, слепой чтоли.
    Geryon, это не к тебе лично относится, так что без обид. Просто встречал я на форуме такие варианты ответов.
     
  16. Nil Любимый цвет — голубой

    Nil

    Регистрация:
    30 апр 2007
    Сообщения:
    1.974
    Решил заняться боксом для дочек. Пока разработал плату:
    [​IMG]
    Если кому надо, можете посмотреть и схему. Схема не идеальна:
    • Земли (сигнальная, питания) не разделены.
    • Через DB15 входит +5 волльт и земля, которые не изолированы от внутренних +5 вольт и земли. Это наверняка вызовет появление выравнивающих токов там, где они никем не ожидались. Думаю, надо убрать соединение +5В, а земли соеденить через 10 мегаом. Или можно так оставить?
    • Звуковая часть недостаточно хорошо разведена, будут помехи.
    • НЧ фильтр я не рассчитывал, взял из чужой схемы, а зря.
    В целом, проблемы выливаются из моей неопытности в деле разводки плат для звука. Если кто-нибудь может что-нибудь посоветовать, то я буду очень благодарен :)
     

    Вложения:

    • midibox.png
      midibox.png
      Размер файла:
      92 КБ
      Просмотров:
      624
    Последнее редактирование модератором: 19 июл 2015
    Geryon и LANRUS нравится это.
  17. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Интересный вопрос. Давай вынесем в отдельную тему про создание бокса.
    Тогда я, может, то же переделаю свою на более красивый вариант.
     
  18. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Прекрасная идея! Советы по существу не дам, потому что просто мне нечего сказать, я в этом ни бум-бум. Однако наберусь наглости и одно пожелание всё-таки выражу, подкину, так сказать, моментально родившуюся идейку для переваривания. Если бы этот бокс делали для меня, то я бы в первую очередь хотел, чтобы он был рассчитан не на одну дочку, а, скажем, на три. Точно так же, как соединяются друг с другом через PASS THRU неограниченное число тонгенераторов. Бокс при этом оснащён простым селектором линейного выхода. Такое "многодетное" устройство очень козырно будет отличаться от всех своих предшественников, рассчитанных на одну дочку. Воистину DoxBox будет очень сиротливо выглядеть рядом с таким крутым монстром. Можно также оснастить его отдельным выходом PASS THRU на гнезде DIN. Было бы очень круто.

    "Это действительно новое слово в науке и технике!" (Иван Васильевич меняет профессию)
     
    Последнее редактирование: 12 июл 2013
  19. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
  20. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    "Ты что, слепой" - это для меня нехарактерно, скорее для сами-знаете-кого, которому еще две недели в бане сидеть.

    Вот, если что, еще один документ по многим звуковым картам авторства gerwin - чела из Нидерландов, который не стесняется модифицировать звуковые DOS-драйвера :whistling:
     
    Vardok нравится это.
  21. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
  22. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Про ensoniq soundscape vivo90:
    Wavetable, 1Mb ROM.
    - в досе не работает, пока не инициализируешь.
    - дос драйвера идут внутри комплекта дров для win3.1 и win95. Т.е. нужна винда, что бы их достать оттуда :)
    Инициализатор в досе имеет настройку, включить или нет эмуляцию SB.
    Эмулируется SB/SB 2.0 (даже не SB Pro), Adlib, MPU401.

    По DAC:
    - Совсем старый софт умеет только SB, играет.
    - Более новый (descent,descent2,duke3d,warcraft) автодетектит ensoniq, и нормально играет что-то типа 44.1/16/stereo.

    По midi:
    - adlib (opl2/opl3) эмулируется, играет через wt, звучит странно.
    - mpu401 - 330 порт видят все, начинают играть и почему-то (скорее всего у меня битая карта) вся музыка в зависших нотах и нотах проигранных неправильно.
    - Есть резидент mt32, который что-то переключает. Разницы не заметил пока, monkey в режиме roland запустилась, музыка (с зависшими нотами) шла.

    Проигрыватели (режим SB ):
    - cubic - отдетектил, но не играет.
    - ft2 - играет только 22050, при настройках выше - останавливается.
    - iplay - играет несколько нот и подвисает.
     
    Последнее редактирование: 14 июл 2013
    Vardok и Bato-San нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление