1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    С точки зрения поддержки играми, актуальными на Win98, разве не A3D - самый правильный выбор? Который уж по крайней мере круче EAX2.
     
  4. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    ну есть же игры с поддержкой только EAX при этом не поддерживающие A3D
     
  5. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Если я прав, все игры с поддержкой EAX3 отлично пашут в WinXP (лучше, чем в 9X), и их запуск в среде 9X нецелесообразен. Если в компьютере установлена WinXP, то ставить либо Audigy2 (на обе ОСи), либо тандем Live!+XFi. Если операционка только одна 98, то самой топовой Лайвы хватит выше крыши. Игры после 2001-2002 гг с EAX3 целесообразны на XP.
    --- добавлено 16 янв 2018, предыдущее сообщение размещено: 16 янв 2018 ---
    И вообще неплохо бы перенести всё это в соседнюю ветку "Звуковые карты для Windows".
     
  6. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Тем временем

    photo_2018-01-17_03-06-56.jpg
     

    Вложения:

    Vardok и Дарк Шнайдер нравится это.
  7. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
  8. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Serdashop - Serdashop
    35 евро штука, если самому паять, и это без доставки. Времени у меня ушло часа полтора, при более солидном опыте ушло бы меньше часа.
    Подводные камни - довольно тонкая пайка разъема miniUSB(только для питания), одна из двух заказанных YM3812 оказалась дохлой. Но продавец меняет без проблем. Качество усилителя - не ахти, мои наушники звучат не очень, лучше тыкать в line in, там ок. Да и не может в принципе OPL2 со своим родным ЦАП-ом выдавать hi-fi звук. Как у ЦАП, так и у использованного усилителя LM386, THD - десятые процента, если не выше.
    Совместимость эмуляции Adlib примерно такого же уровня как у softmpu эмуляция MIDI, но еще есть патчи для многих более свежих игр. Хотя для старья, для которого Adlib был наиболее актуален, и эмуляция работает отлично.
    В связи с некоторыми обстоятельствами эмуляция либо серьезно замедляет машины уровня 386, либо патчит эмулируемый код, понижая совместимость(режимы переключаемы). На 286 эмуляция не работает, так как требует загрузки EMM386 или JEMM. Поэтому для слабых машин тоже выгоднее патчить.
    Тема на vogons: VOGONS • View topic - OPL2LPT
     
    Последнее редактирование: 17 янв 2018
    Revolter, Vardok, Дарк Шнайдер и ещё 1-му нравится это.
  9. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Кто-то тут много раз плакал, что на большинство Ямах 718/719 полноразмерные дочки не поставишь.
    Глядите: Звуковая карта yamaha-LSI audio weve
    Таких мало, хватайте, кто поблизости. Или кто возьмётся уламывать продавца на почту.
     
  10. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Ребятки, а подскажите что это за зверь? А точней на каком чипе построена карта?
    Просят 400 рублей
    Звуковая карта Edison Gold 16
     
  11. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Ну до сих пор все Эдисоны Голды были на ESS :)
    Смотрите внимательнее, на фотографиях лота видно страницы паспорта! Там чёрным по белому написано ESS.
    Скорее всего, это ES688.
     
  12. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Ну я вижу что в паспорте указано ES688, а также ES1688. Интересует какой конкретно. И вообще стоит она своих 400 рублей, которые за нее просят?
     
    Последнее редактирование: 5 фев 2018
  13. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Чипы по ногам совместимы, печатка одна и та же, паспорт один, поэтому из-за этой идиотской наклейки не узнать. Продаванам обычно до лампочки, они ничего не знают. Но этот вроде аккуратный, по фото сужу. Можно спросить у него самого.
     
  14. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.733
    @dante1, тут 50/50: за 688-й наличие отдельного OPL, а за 1688 отсутствие перемычек конфигурирования ресурсов.
     
  15. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    конечно очень желательно наличие в ней 1688, а то 688 это опять неумение его переключатся в МРU -401 и как результат никаких дочерек. А насчет отдельный там OPL или эмулируемый как то побоку, не настолько задрот по звуку что бы улавливать разницу
     
  16. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @dante1, Дочки будут работать в миди-плеерах, но не в играх, как мы уже обсуждали. И качество схемотехники и, соответственно, звука, у старых может быть лучше(но зависит от конкретной модели).
     
  17. Teron Lifeslayer Malkavian

    Teron Lifeslayer

    Регистрация:
    14 ноя 2004
    Сообщения:
    7.603
    На 688 был бы YMF262 или заменитель, но он на этой ревизии не распаян, хотя место есть. Значит это 1688.
    Вот как выглядит ревизия с 688, видно что распаян OPL3:
    anewauctionstatic.com.ua_offer_images_2017_03_30_08_big_I_ihoe2daa5ecb002696893dfa3af00bd6e3da.jpg

    А вот подробности по поводу клонов ямахи:
    OPL3 Copies | OS/2 Museum
     
    Последнее редактирование: 6 фев 2018
  18. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.733
  19. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    @TheMadLynx, ну да, дело обычное. Модели те же, комплектация разная.
     
  20. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    забрал эту карточку, так вот в паспорте очень часто упоминается 1688, 688 только ото на схеме платы упоминался и все
     
  21. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    Мне кажется, если есть выбор порта для cd-интерфейса (300, 320, 340, 360) - то mpu-401 точно не будет. Учитывая еще и наличие дискретного фм-чипа - 99% что это es688.
     
  22. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    Интересная штука, правда недоделанная и дорогая:

     
    Thomas Wolfe и TheMadLynx нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление