1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Почему недоделанная то? Да и по поводу дорогой - не соглашусь.
    Дороже терять отдин isa только под opl3. Но отладив такое решение, можно переходить и к звуковой "мультикарте".
     
  4. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    Вот, кстати, создание качественных хардварных эмуляторов включающих в себя функции нескольких устройств на одной плате выглядит достаточно интересно и экономично с точки зрения ISA.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  5. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Да, только не эмуляторов, а реальных устройств, опирающихся на реальные чипы.
    На phantom.sannata.ru есть кк минимум два человека, разрабатывающие такие устройтсва.
    SD/RTC/Covox на Altera MAX3000A :: СТАРОЕ ЖЕЛЕЗО. IBM PC-совместимое. До 2000 года включительно
    C/MS - Game blaster :: СТАРОЕ ЖЕЛЕЗО. IBM PC-совместимое. До 2000 года включительно
    Я бы был очень рад получить одну общую плату, несущую на себе covox, opl2/3, sb pro/16, tandy, ssi-2001, mpu-401, cms - с возможностью выборочного включения/отключения каждого модуля. И даже большая стоимость такой платы не слишком смущает.
     
    nop, Vardok и Thomas Wolfe нравится это.
  6. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    Все были бы рады :)
     
  7. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Ахха. CMS пслд ушел с ebay, за космическую цену.
    SB2.0 в общем сейчас в той же цене и достать уже не реально, хотя еще три года назад была возможность достать и за нормальную цену.

    А разработка старых но в новом исполнении , это хорошо. Все только рады, но мало кто из заинтересованных понимает в схематехники.
     
  8. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Ну так вопрос сейчас (когда доступны разводки всех перечисленных прототипов) только в грамотной компиляции, что требует в разы меньших знаний, чем первоначальный обратный реверс продукта.
    --- добавлено 1 мар 2018, предыдущее сообщение размещено: 1 мар 2018 ---
    Сам cms ценен только для коллекции, тот же sb1.5-2.0 с cms его полностью заменяет. Первый я вот только недавно продал за 100 баксов.
     
  9. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Я так понимаю, скоро и ESS Исашные будут уходить по космическим ценам:crazy:
     
  10. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Ну до тех пор, пока кто-то не сделать на плиске совместимый звуковой чип и еще желательно исходники выложить :)
    (Но скорее всего он будет продавать чипы :D, ну я бы так делал)
    --- добавлено 1 мар 2018, предыдущее сообщение размещено: 1 мар 2018 ---
    Ну все зависит от комплектации.

    0_cc9b4_e62a72fa_orig.jpg

    Да и 100$ просто за карту , все же мало как по мне. Можно и больше было в голом виде.
     
  11. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    Как минимум нужно было придумать что-то для эмуляции наличия DSP / отображения на порты бластера, потому что не было звуковой карты с opl3 но без DAC/DSP и для большинства программ эта карта будет opl2. Еще мне кажется большой глупостью не сделать цифровой выход.
     
  12. VintRus

    VintRus

    Регистрация:
    13 сен 2017
    Сообщения:
    705
    Имею:
    CT4830
    CT4810
    Yamaha YMF719E-S
    Карта на чипе CMI8738/PCI-SX

    Вопрос к форумчанам. Что лучше всего использовать под дос игры? Понятное дело, что все карты не очень хорошие.
     
  13. Teron Lifeslayer Malkavian

    Teron Lifeslayer

    Регистрация:
    14 ноя 2004
    Сообщения:
    7.603
    Yamaha YMF719E-S как раз очень хорошая.
     
    LANRUS нравится это.
  14. VintRus

    VintRus

    Регистрация:
    13 сен 2017
    Сообщения:
    705
    Наверное, мы с вами о разных ямахах думаем. Вот такая вот. Просто, когда я ее вставил в систему на пне 2, я удивился, что у нее нет совсем шумоподавления или драйвер для 98 винды входящий в ее состав кривой...
     
  15. Teron Lifeslayer Malkavian

    Teron Lifeslayer

    Регистрация:
    14 ноя 2004
    Сообщения:
    7.603
    Все верно, она полностью совместима с Sound Blaster Pro 2.0 и имеет полноценный OPL3, под виндой есть и MIDI.
     
  16. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Из перечисленных 4 звуковух, только одна на шину isa - она предпочтительней в голом досе, т.к. избегаем проблем с dma по pci и/или драйверами требующими emm386.
    Отчего же, та же live (CT4830) - очень хорошая. Я бы может даже попробовал под досом с ней жить, но гемору может оказаться прилично, что далеко не каждая игра будет со звуком.

    UPD: Кстати, CMI8738 может оказаться тоже интересным вариантом, т.к. имеет неплохие драйвера для dos, но для работы dma придется подбирать материнку под нее, не на всех будет рабочий dma на pci.

    Все ямахи 7xx выглядели одинакого, пусть не смущает малый размер чипа, они были выпущены, когда другие производители уже не делали звука под isa.
    Шумоподавление - термин относящийся к оцифровке и обработке звука, для дос игр он практически неприменим.
    Если карта показалась шумной - надо начать с отключения всех ненужных устройств в микшере и проверки уровней громкости, в общем случае надо отключить все источники, кроме wave(codec, sb) и midi (fm, opl).
    Ну, конечно, для 20+ летней карты может быть банально высохшие конденсаторы, тогда уже только замена (их или платы целиком).
     
    Последнее редактирование: 2 мар 2018
    Goblinit, Thomas Wolfe, TheMadLynx и ещё 1-му нравится это.
  17. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Ямаха лучше всех перечисленных, даже и думать нечего. Однако если на компе используется Win9X, самым лучшим сочетанием здесь будет связка из 719 и 4830. Карта 4830 в винде даст прекрасный перфоманс для win-игр, а в досе безоговорочную совместимость с SB16.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  18. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Только ее драйвер требует emm386?
     
  19. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @easy_john, требует. К сожалению. Но ты же отлично знаешь, что можно обойтись MENUITEM, сделав под DOS загрузку SB16 вместе с EMM386 опциональной.
     
  20. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Тогда пропадает "безоговорочная совместимость". Или "безоговорочная" не подразумевала "работающую со всеми дос играми"? :)
     
  21. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Безоговорочная с самим стандартом SB16. Если игра не переваривает EMM386, то это проблема другого сорта. Хотя в данном случае хрен редьки не слаще, согласен. И это одна из величайших глупостей фирмы Creative, привязать эмулятор к этому менеджеру.

    Во всяком случае можно гонять игры, которые умеют SB16, но не умеют EMM386, в стандарте SB Pro и не париться. Это же будет не правило, а исключение. Кстати, много вообще наберётся игр с поддержкой SB16, не работающих под EMM386?
    --- добавлено 2 мар 2018, предыдущее сообщение размещено: 2 мар 2018 ---
    Можно поставить вопрос по-другому: с менеджером EMM386 чаще капризничают более старые игры, которые знают только SB/SBpro, или чаще более новые, которые знают SB16? Если первое, то это не проблема, имеем раздельную загрузку. Если второе, то это неразрешимо, придётся оставить их с SBpro.
     
  22. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.439
    У меня от 8738 смешанные чувства. Относительно беспроблемны, в сравнении с лайвами теми же, но, ИМХО, выдают весьма корявенькое FM миди. Ну и беспроблемны они только относительно.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление