1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    По этому и рекомендую isa звук под дос - просто работает. Остальные варианты - для энтузиастов.
     
  4. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Adlib Gold? Ну и на порте 220 OPL3 детектится обычно помимо проверки SB DSP на той же базе.
    --- добавлено 8 мар 2018, предыдущее сообщение размещено: 8 мар 2018 ---
    Для некоторых карт на CMI только что появилось вот что. Да, нужен EMM386. Суть - звук в DOS если карта доступна лишь через PCIe-PCI bridge или проброшена в виртуалку.
    VOGONS • View topic - RemapCMI - Tool for emulating DOS audio ports on C-Media CMI8x38 soundcards
    Но у тех, с которыми тестили, не вышло выжать цифровой звук пока. Все диапазоны OPL2/3 там работают.
     
    Последнее редактирование: 8 мар 2018
    TheMadLynx и Колючий нравится это.
  5. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    вы вообще читали комментарий, на который отвечаете? Какое отношение ваш комментарий имеет к обсуждаемой теме ( resound OPL3) ?
     
  6. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Довольно прямое, gold содержал opl3. Правда, не только его, но sb-совместимости на нем не было.
     
  7. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    Я написал
    С каких это пор adlib gold не содержит DAC (не важно, совместимый с SB или нет)? Речь идет о том, что у resound нет совместимого аналога из прошлого, потому что у всех карт с opl3 была цифровая часть (dac\dsp) и автодетект как правило смотрел именно на нее.
     
    Последнее редактирование: 8 мар 2018
  8. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Вот это как раз ерунда и есть.
    С точки зрения "обычного" автодетекта на голде нет никакого дака, т.к. он не sb совместимый и не отвечает по дефолтным портам.
    Т.е. resound с т.з. автодетекта имеет аналоги из существовавших карт.
    Из более современных могу привести в пример пинакл. Дак на нем сущесвует, но совершенно несовместимый с sb и ни одина софтина под досом его использовать не может. Opl3 при этом нормально работает.
     
    nop нравится это.
  9. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    @easy_john вы меня не понимаете. Я хочу сказать, что есть много программ, которые умеют юзать opl3 только при выборе в сетапе\автодекте sb pro, sb16, adlib gold и других карт c opl3.
    И в этом случае resound детектиться не будет. В некоторых других программах, вроде adlib tracker 2 проблем не будет, т.к. они ищут именно opl3.

    Типичный автодетект из игры, увидев, что это не SB, определит resound как adlib.
    Попробуйте в Dune выбрать adlib gold, имея карту с opl3 - не получится, так как игра ищет не opl3, а именно dac\dsp.
     
    Последнее редактирование: 8 мар 2018
  10. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Ага, вот какая была идея.
    Ну ок, кроме автодетекта существует ручная настройка.
    Я не смог нвйти среди пары десятков установленных игр, где бы я не смогтвыставить opl3 для музыки.
     
  11. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    @easy_john, даже там, где можно выбрать opl3 - не факт что оно заработает на не-SB карте, т.е. на голом opl3. При ручной настройке чаще всего все равно происходит определение наличия карты и голый opl3 может не определиться. Лучше всего ситуация с поздними играми, где отдельно выбираются карты для эффектов и для музыки.

    У вас стоит полноценная звуковушка, совместимая с sb-pro или sb16, на которой opl3 отображается на адреса бластера (220). И то, что у вас при этом играет музыка не означает, что она будет играть на resound opl3.
     
    Последнее редактирование: 8 мар 2018
  12. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Да вряд ли кто вообще ищет OPL3 по наличию DAC/DSP. Есть конкретная процедура детектирования именно OPL3, будь он на порту 220h, как у SB, или на порту 388h, как у Gold. Драйвер FM-звука и драйвер цифрового звука, как правило, не зависят друг от друга, даже если ищут свое железо на одном и том же базовом порту.
    Ваше утверждение, что перед детектированием OPL3, стоявшего в Gold, кто-то обязательно проверяет DAC, нуждается в подтверждении фактами. Я же практически уверен, что у большинства софта, поддерживающего отдельный выбор устройства для FM-музыки, выбрать SBP2/SB16, драйвер FM произведет детектирование именно OPL3 на базовом порте 220h, или любом другом выбранном, и даже не сунется в порты DSP.

    Я всего лишь вчера получил от человека рапорт о запуске, c помощью моей утилиты редиректа портов, кучи игр на PCI/PCIe карте с чипсетом CMI который вообще не удалось заставить эмулировать SB DSP. То есть, цифровой звук игры, например, Wolf3D, не детектируют вообще, при этом охотно играют не только OPL2, но и OPL3 музыку.
    --- добавлено 9 мар 2018, предыдущее сообщение размещено: 9 мар 2018 ---
    Приписываете мне то, чего я не говорил.
    --- добавлено 9 мар 2018 ---
    Будет, потому что resound можно поселить на порт 220h.

    И подавляющее большинство игр с поддержкой OPL3 поддерживает раздельный выбор и детектирование карты для звука и музыки. Как приду на работу, сделаю софтину - затычку, закрывающую порты DSP с помощью EMM386, если есть желающие проверить. @easy_john ?

    Вот список софта, пошедшего на карте с, минуточку, неработающим DSP
    ...
     
    Последнее редактирование: 9 мар 2018
    Thomas Wolfe нравится это.
  13. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    @nop,
    Факт - выберите в сетапе Dune - adlib gold, имея любой клон sb-pro с opl3. не получится, т.к. игре наплевать на opl3, она ищет именно adlib gold, и без него opl3 не заведется даже при его наличии.
    Wolf3d не поддерживает opl3, только opl2. Все что я писал, касается только opl3.
    на мои слова, что не было карт с opl3, но без dac\dsp вы ответили - adlib gold.
    я не утвеждал, что проблемы будут со всеми играми. с такими как раз проблем скорее всего не возникнет, в отличие от более старых.
     
  14. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @alfy, Так много ли игр, которые точно используют OPL3, но не заработают c ним без DAC/DSP? Думаю, мизерное количество. И, кстати, я могу написать детектор/тестилку. И сделаю это скоро, хоть работать будет лишь для 16-битного.
    --- добавлено 9 мар 2018, предыдущее сообщение размещено: 9 мар 2018 ---
    Имелось ввиду, что игры с автодетектированием DSP его не находили. При этом игры играли музыку при выборе SB. В том числе OPL3.
     
  15. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    @nop, много таких игр или нет будет видно, когда количество владельцев resound opl3 увеличится. Я только говорил о том, что считаю это (меньшую совместимость) минусом карты.
     
    Последнее редактирование: 9 мар 2018
  16. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Факт. Работает.

    При ручной настройке никакого определения не происходит, вы уже в домыслы и эзотерику ударились.

    Нет. Я провел много тестов на звуковухах не имющих совместимого с досом дака.
    --- добавлено 9 мар 2018, предыдущее сообщение размещено: 9 мар 2018 ---
    Я уже привел другие примеры, тот же пинакл, пачка pcmcia звуковух.
    Найдите хотя бы пяток таких игр. Без этого - исключительно ваши фантазии.
     
    nop нравится это.
  17. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.733
    @alfy, глянул я Dune и AdLib Gold на SB16. Автодетект не находит AdLib Gold (ожидаемо). Но при форсированной установке порта 388h, несмотря на предупреждения программы сетапа, в игре все работает и звучит отлично. Думаю, с ReSound будет та же история.
     
    Последнее редактирование: 9 мар 2018
    nop нравится это.
  18. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    потому что этот ваш 388 по умолчанию встроен в кучу клонов SB.
    Само собой, что если карта и может что вернуть на запрос - она вернёт свои данные, а не адлиба.
    Но это не значит. что карта не умеет его.
    То же самое и с WSS.

    Однако же в зависимости от среды исполнения и криворукости программистов (хотя, чего там - документацией в то время мало кто был обеспечен, что и послужило основой распространения SB/Adlib. Их хоть известно было как программировать), притом и игроделов и драйверописателей и системщиков - Adlib/WSS могут не работать в игре, как ты в них не тыкай.

    Кроме того интересна ситуация, когда в качестве музыкального устройства предлагается выбрать 220 порт SB (тот же Дум), но при это в него ни черта не играется на одних картах и играется на других.
     
  19. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Давайте не мешать все в одну кучу (я про wss). Сейчас речь идет только про opl3.

    Приведите примеры, когда может не работать opl3, при явном его указании.
    Я могу привести примеры, когда совсем старые игры требовали для работы adlib его драйвера в памяти (мало кто помнит, что и такое было), но все они относятся к о временам opl2, и, соответственно, не имеют непосредственного влияния на совместимость платы resound.
     
    nop нравится это.
  20. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @easy_john, я вообще то писал исключительно про порт 388. И конкретно @TheMadLynx.

    Собственно и вики подтверждает то что я написал выше:
    приведите мне пример сферического OPL3, который не привязан к указанным микросхемам и известным звуковым картам, но работает всегда и везде. Я пока что вижу обсуждение чего то такого в попытке доказать, что OPL3 есть всегда и везде.

    ЗЫ. И я никоим образом не собираюсь участвовать в этом обсуждении и ставить под сомнение чью то точку зрения. Или тратить время на запись видео, где DooM чудно играет в бластер (звуки, не музыку !), но не может в Адлиб под досом.
     
    Последнее редактирование: 9 мар 2018
    alfy нравится это.
  21. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.733
    Такс, конфуз вышел. На реальном моем ретро-системнике №1 Dune зависает с черным экраном на старте (может быть ей две звуковухи в системе с opl3 не нравятся?). Запустить SB16 при выбранном AdLib Gold получилось до этого в PCem.
     
    alfy нравится это.
  22. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    @TheMadLynx, для Dune существует патч детекта adlib gold, вроде на вогонсах выкладывали, без него на бластерах не работало.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление