1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Что имено в этой цитате должно что-то подтверждать? Использовался на данных звуковухах? Да. Про отдельную работу - эта цитата никак не коррелирует.

    Да я уже задолбался приводить примеры.
    Ну возьми плюсом pci звуковухи под досом. Половина из них неработает из-за отсуствия dma, половина из-за отсутсви дров. При этом opl3 играет каждая.

    Нет, вопрос был в совместимости карты resound, не имеющей кодека.
    Я утверждаю, что для работы opl3 в реальном дос софте (играх) никакого кодека не нужно, и opl3 будет всегда работать и без него.

    Если не хочется "тратить время", не стоит и ввязываться в спор.

    К изначальному вопросу это не имеет отношения.
    Но в рамках отдельного треда я готов изучить этот вопрос.

    ЗЫ домашнее задание всем: В одну мамку вставлено, допустим, три разных (несовместимых) звуковые карты. На каждой есть opl3.
    Вопрос 1: что надо сделать, что бы не было конфликтов у opl3.
    Вопрос 2: какая из звуковух будет воспроизводить музыку opl3.
     
    nop нравится это.
  4. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    в чём ты прав - в том, что для звуковой системы реализующей исключительно возможности OPL3 нужна только она сам.
    И да, сам саундбластер по сути составное устройство, как и большинство звуковых карт.
    В чём неправ - даже для этой системы нужны радиодетали и реализация известных играм портов и их дешефрации средствами железа.
    Т.е. в принципе любая звуковая карта представляет собой тот самый аппаратный кодек.
    Т.е. игры по сути реализуют софтовую часть внутри себя. Хотя отдельные используют внешние драйверы работы со звуком (HoMM2, Warcraft1/2).

    1. Если бы ты внимательно прочитал мой первый пост, то не нашёл бы в нём ни слова про OPL3. Уже непонятны твои претензии в мой адрес.
    2. НУ и с чего бы это я не должен общаться, в теме посвящённой звуковым картам вообще, даже и с участниками текущего обсуждения, не участвуя в обязательном порядке именно в этом конкретном обсуждении ? Это странно.
     
    Последнее редактирование: 9 мар 2018
  5. Teron Lifeslayer Malkavian

    Teron Lifeslayer

    Регистрация:
    14 ноя 2004
    Сообщения:
    7.603
    А кому то вообще нужен этот OPL3 отдельно? Там есть квадрофонический звук, но это уже точно не про старые игры.
     
  6. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    @Teron Lifeslayer, можно например поставить рядом с awe64 и получить настоящий opl3 с низким уровнем шума. Сам по себе разве что как улучшенный adlib.
     
    Bato-San нравится это.
  7. Teron Lifeslayer Malkavian

    Teron Lifeslayer

    Регистрация:
    14 ноя 2004
    Сообщения:
    7.603
    Помоему гораздо проще и дешевле поставить рядом копеечную ямаху.
     
    alfy и Bato-San нравится это.
  8. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    Ямахе нужен драйвер и ресурсы, проще тогда какой-нибудь ess688. К тому же говорят что у resound очень мало шума, вдруг меньше чем в ямахе?
    Вопросы по совместимости resound, качеству звука и т.п. будут, пока не появятся реальные пользователи с реальными отзывами.
     
    Последнее редактирование: 9 мар 2018
  9. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @TheMadLynx, Суть в том, мэппит ли SB16 обязательно на базу 388h весь OPL3 или только 2 порта OPL2. Это где-то должно быть написано, но мне лень искать/проверять, тем более при отсутствии на руках прямо сейчас именно SB16. Эмуляторы и клоны - ненадежный аргумент.
    Если нет, надо впихнуть базой 220 и это не помешает работе с DSP.

    Ну а вообще, схватились за Dune, как утопающий за соломинку.
    --- добавлено 9 мар 2018, предыдущее сообщение размещено: 9 мар 2018 ---
    Не считая действительно качественного звука, конфигурабельности и 4-канальности, 8-битной шины и встроенного кварца, дающими совместимость с максимальным диапазоном PC, от оригинальных до самых поздних и 386-х с разогнанной шиной. А также живого и дружелюбного разработчика.

    Ну и да, Ямахе надо отдать IRQ, DMA, настроить лишние порты, чтоб не конфликтовали, запустить инициализатор.
     
    Последнее редактирование: 9 мар 2018
    TheMadLynx нравится это.
  10. R4kk00n Benched arcade playa

    R4kk00n

    Модератор

    Регистрация:
    28 мар 2005
    Сообщения:
    9.287
    Вот чо только этот разработчик цифровой выход не сделал?..
     
    alfy нравится это.
  11. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Там нетривиально. У Ямах отродясь свой формат цифры на DAC, с плавающей точкой. Простой, но надо перекодировать микроконтроллером. Думаю, не один человек неспешно делает уже.
    А, еще там (конкретно у SB/Adlib совместимых) samplerate дикий (примерно 49K) и хз, какой ресивер его сожрет. Обидно было бы сделать железку, а потом понять, что она мало где работает.
    --- добавлено 9 мар 2018, предыдущее сообщение размещено: 9 мар 2018 ---
    Я уже вложился в LPT-звуковые, поэтому бюджета/времени на resound нет :(
    photo_2018-03-09_17-58-55.jpg
     
  12. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    @nop, на бластерах opl3 полностью доступен через 388-38b
     
  13. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    По качеству звука - вроде кондеры там WIMA, и нормальная развязка по питанию, разработчик в чем-то шарит. Но операционники - TL072, которые, хоть и стоят в куче ширпотреба, в том числе неплохо звучащего, никоим боком не считаются "HiFi". Это самое дешевое, что еще можно, не краснея, назвать пригодным для звука. С другой стороны, они вряд ли заметны на фоне ямаховских ЦАП.
    --- добавлено 9 мар 2018, предыдущее сообщение размещено: 9 мар 2018 ---
    Я тут в документацию глянул - https://pdos.csail.mit.edu/6.828/2007/readings/hardware/SoundBlaster.pdf
    И там только порты Adlib для именно SB16.
    Не гарантировано это Creative-ом, в общем. Хотя по факту вы, скорее всего, правы.
     
    TheMadLynx и alfy нравится это.
  14. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Ты пришел спорить ради спора?
    У звуковых карт есть четкая терминология, притягивать сюда за уши какие-то другие значения - это просто разводить флейм.

    Это имеет хоть какое-то отношение к обсуждаемой теме? Нет.

    Было обсуждение конкретно (не)совместимости resound, к которому ты подключился.

    Потому, что ты написал, что не собирается тратить время на споры. Данное заявление выглядит довольно неприятным.
    --- добавлено 9 мар 2018, предыдущее сообщение размещено: 9 мар 2018 ---
    Там будет качественный и низкошумный opl3?
    --- добавлено 9 мар 2018 ---
    Я вот не понимаю. Есть человек, который лет десять возится со старыми звуковухами. Он тебе пишет, что проблем с совместимостью не будет никаких. Но ты упорно, раз за разом повторяешь про "вопросы совместимости". Что именно заставляет тебя упорствовать, не имея никакой базы, кроме воображения?
     
    nop нравится это.
  15. Teron Lifeslayer Malkavian

    Teron Lifeslayer

    Регистрация:
    14 ноя 2004
    Сообщения:
    7.603
    4-канальность в контексте староигр бесполезна, ямаха совместима с восмибитной шиной.

    А толку от этого в паре с шумноватым Sound Blaster'ом?
     
    Последнее редактирование: 9 мар 2018
  16. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    @easy_john, а я не понимаю зачем выдирать мои слова из контекста, извращать смысл сказанного, только ради того что бы утверждать что "проблем не будет" не имея карты на руках? Я лишь сказал, что считаю карту неполноценной из-за ее цены, отсутствия эмуляции наличия sb-pro2 и отстутсвия цифрового выхода. Если на деле совместимость окажется 100% - замечательно, но пока для меня это не очевидно. Никого не пытаюсь ни в чем убедить.

    я старыми звуковухами занимаюсь не меньше. лет 20 назад пропатчил несколько игр для поддержки covox, так что не надо "давить авторитетом".
     
  17. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    P.S. Bato-san в своем репертуаре
    Это ж надо - радиодетали нужны! А еще печатная плата и разъемы!
    Все что надо между OPL3 и шиной - дешифратор старших разрядов адреса порта, определяющий, сидит чип на адресе 220 или 388 или на обоих или еще где-то. И делитель тактовой частоты.
    Кодек - это устройство со специфическими функциями, которых тут нет.
    OPL3 - это синтезатор звука, тоногенератор, а не кодек.
     
    Последнее редактирование модератором: 10 мар 2018
  18. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Зачем в паре? По моему, вполне очевидно, что resound интересует в первую очередь тех людей, которые хотят слушать именно fm музыку. И кодек тут является не только необязательной, а даже мешающей частью.
    --- добавлено 9 мар 2018, предыдущее сообщение размещено: 9 мар 2018 ---
    Две фразы, которые не стыкуются. Если есть опыт, то почему не очевидно?
    Если есть сомнения - можно взять любую копеечную звуковуху с opl3, отрезать или выпаять кодек, доказать, что появляются проблемы.

    На мой вопрос про несколько карт с opl3 никто не попытался ответить?
    --- добавлено 9 мар 2018 ---
    Пожалуйста, не надо переходить на личности.
     
  19. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    @easy_john, есть игры которые не играют opl2 музыку на adlib, а только на sb или других картах с кодеком. почему не быть играм, включающим opl3 музыку только после детекта sb-pro\16\... ?
    несколько fm-чипов на разных картах в большинстве случаев будут играть хором, т.к. большинство игр выводит звук на 388. хотя возможны глюки в звучании некоторых карт. У меня довольно долго стояло одновременно 2 карты со смешиванием fm синтеза.
     
    Последнее редактирование: 9 мар 2018
  20. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.734
    Я попытаюсь. Более умные карты отключают свой OPL, если видят, что в системе уже инициализирован OPL на 388h. Что будет, если поставить два Resound или два оригинальных AdLib -- я не знаю.

    Вообще, мне нравится идея любого новодела старого железа, которое не повторяет, а превосходит оригинал. Да, Resound получился дорогим, да, можно сделать лучше. Но мне доставляет радость сам факт его существования, даже если себе его не куплю.
     
    Revolter нравится это.
  21. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Это была не очень удачная попытка сыронизировать по поводу бессмысленных по сути вбросов Bato-san.
    --- добавлено 9 мар 2018, предыдущее сообщение размещено: 9 мар 2018 ---
    А вы будто требуете затасканную шутку про бабушку и дедушку :(
    Не обижайтесь, но всем наплевать на этот 1% или сколько их там.
    Это же сферические кони в вакууме.
    --- добавлено 9 мар 2018 ---
    У большинства таких вариантов результат будет что заработают обе синхронно.
    --- добавлено 9 мар 2018 ---
    Я предложил сделать софтину, энтузиазма никто не проявил, так что я ее пока не делаю.
     
  22. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Можно примеры?

    Правильный ответ.
    Некоторое время назад мне удалось поставить в одну машину семь звуковых карт одновременно. Из них на шести были чипы opl3, все они играли абсолютно одновременно, без единого глюка с детектом или еще чем-либо. Игры тупо пишут в 388-389 порт, чипы исправно играют. Никаких дополнительных портов/irq/dma им для работы не надо.
     
    Последнее редактирование: 9 мар 2018
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление