1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Хотите, напишу программку, которая попробует их спалить?
     
    Колючий нравится это.
  4. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Не совсем понял, что именно и как?
     
  5. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    Jill of the jungle v1.0, mortal kombat2
    ...
    Alone in the dark (не дает выбрать sb для музыки, но можно выбрать adlib.)
     
    Последнее редактирование: 10 мар 2018
  6. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Карточки ваши спалить, разумеется. Перекрытие портов для ISA формально запрещено. Если оттуда читать, и постараться сделать разбежку в прочитанном, они могут (в теории) попалить друг-дружке выходы. Вероятность низка, но не ноль. Игры таким не занимаются. Подавляющее большинство читает лишь пару раз при детектировании.
    ISA System Architecture
     
    Последнее редактирование: 9 мар 2018
    Колючий и TheMadLynx нравится это.
  7. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @alfy, здесь уже просто откровенно глумятся, хотя уже поняли, что неправы и где ошиблись. Ты им слово, они тебе два и так и будут требовать "доказательств" и прочего.
     
  8. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Принято. Попробую запустить.
     
  9. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    Наткнулся на игры, в которых для opl3 музыки нужен SbPro/SB16/Pas/... - Blackthorne и Warcraft. У них одинаковый (или похожий) звуковой движок. Если он и в других играх используется, то в них тоже будут проблемы.

    p.s. Lost Vikings - туда же. При том, что он, насколько я знаю цифровой звук не использует даже для эффектов - только фм-синтез.
     
    Последнее редактирование: 10 мар 2018
    TheMadLynx нравится это.
  10. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    На звукокартах, где это сделано по-человечески, а не по-идиотски, на выходе фиксированные сэмплрэйт, частота, перед выходом все потоки приводятся к этому значению.

    Примеры по-человечески:
    - SB Live
    - Audio Excel AV310
    Примеры по-идиотски:
    - Onkyo WAVIO SE-70
    - AWE64 (в т.ч. Gold)
     
    TheMadLynx нравится это.
  11. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    1. Ты осознаешь сложность и стоимость решения задачи ресемплирования с приемлемым качеством?
    2. А нафига тогда цифра, если мы уже все перефигачили до неузнаваемости и еще до того выкинули из цепочки теплый ламповый ямаховский ЦАП?
     
  12. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.734
    @nop, так сигнал с ямаховского ЦАП как раз в цифру и нужно обратно загонять -- и аутентично, и сэмплрейт любой можно сделать, хоть 192 КГц.
     
  13. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    это библиотеки Mails Sound System. Используются в варкрафтах, HoMM и ещё множестве игр.
     
  14. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    miles все время развивался, в более поздних версиях такого прикола нет.
     
    Последнее редактирование: 10 мар 2018
  15. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    1) Осознаю, на любой AWE32 с настоящей Ямахой это реализовано с отличным качеством.
    2) До неузнаваемости не надо, вполне достаточно привести к 44 кГц 16 бит, которые слопает любой ресивер. И это будет без искажений.

    Что же до тёплого лампового дака, как по мне, ну его в пень. Это разговор из разряда "хочу, чтоб шипело, как у меня на виниле 20 лет назад".

    Не согласен, нужно по возможности сдирать изначально в цифре. По фигу на аутентичность. Порой "аутентичность" - это просто ограничения, наложенные своим временем. Я, например, сегодня очень рад, что у меня DOS звучит не так, как когда мне было 15 лет, а значительно чище. Другие - наоборот, хотят, чтобы шипело, как 20 лет назад. И реально ловят от этого кайф.
     
  16. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    869
    Есть вопрос, немного не в тему последних баталий.

    Карта Creative Sound Blaster 16 Pro PnP ISA (CT2950). К карте подключены наушники среднего качества, с другими картами работаю нормально. Система DOS 6.22, Windows 98SE. Драйвера с сайта Creative.
    В микшере (под DOS из комплекта драйверов) громкость всего выставлена такая, чтобы не менять настройки звука в программах (играх), входы отключил все, кроме CD_IN.
    В результате слышно постоянное шипение на уровне довольно громкого шепота.
    Это нормально?
     
  17. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Strannik_, ёмкости на вздутие смотрел ? Что касается "нормально" - пост выше объясняет, что с одной стороны нормально, а с другой стороны есть вариант перейти на цифровой выход.
     
  18. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    869
    На вид целые. Для несиловых цепей это не показатель. Электролит может высохнуть через микротрещины.
    Offtop
    0103.JPG

    По звуку могу сравнивать только с Audigy 2 (SB0240). Между ними было как минимум три итерации. На Audigy 2 шума не заметно.
    Двадцать лет назад была карта ESS. На сколько она шумела понятия не имею, т.к. выход был через обычные колонки от Genius.

    На Audigy 2 есть цифровой выход, его еще не проверял. Не смог включить CD_SPDIF или CD_IN под DOS. Это был бы лучший вариант.
     
    Последнее редактирование: 11 мар 2018
  19. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
  20. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Увы но да. Усилитель там полное г.
    + Нужен нормальный БП и нормальное земля иначе вы можете услышать низкочастотный писк, который похож на работы HDD. Я в общем сначала так и думал, пока не сменил его на IDE DOM :)
    Потом уже перебрал БП присрал туда фильтры и уровень шумов снизился, но не исчез.
     
  21. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    869
    Статьи читал. Задавал вопрос лично LANRUSу. Он ничем не помог.
    --- добавлено 11 мар 2018, предыдущее сообщение размещено: 11 мар 2018 ---
    Спасибо.
    Писков от HDD/CDROM нет (встречался с таким). Равномерный шум, похожий на белый.
    Блок питания старый, не разбирал. На материнской плате заменил все большие конденсаторы - не запускалась. Другие звуковые карты в этой-же системе работают без такого заметного шума.
    Значит, карта такая. Буду подбирать другую.
     
  22. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Strannik_, в последнее время я тестировал только Лайвы, а с Аудигой уже давненько дело имел. Но вопрос данный заинтриговал настолько, что обязательно перепроверю у себя. Может быть, даже сегодня. На Лайвах абсолютно точно вход CD In работает в DOS. Насчёт Аудиг что-то я уже стал сомневаться, может быть, память подводит. Короче говоря, проверю – отпишусь здесь.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление