1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Teron Lifeslayer Malkavian

    Teron Lifeslayer

    Регистрация:
    14 ноя 2004
    Сообщения:
    7.603
    Он три саундтрека миксанул в один?
     
  4. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.734
    @Teron Lifeslayer, да, это микс.
    --- добавлено 15 мар 2018, предыдущее сообщение размещено: 15 мар 2018 ---
    А вообще, там внизу цветным соответствующая карта горит, когда звучит, и ч/б когда нет.
     
  5. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Этот вопрос с пресловутым нарицательным словом "дак" мы уже не раз обсуждали, в т.ч. на этом форуме и в этой теме.
    В те годы звуковые процессоры (я имею в виду по части wave/sfx) были настолько примитивными, что вся их задача состояла просто в принятии потока по шине и трансляции его на ЦАП или в ряде случаев выход I2S, реже звуковой DSP напрямую поддерживал S/PDIF. Однако как I2S, так и S/PDIF были в употреблении такой экзотикой и использовались на практике настолько редко, что можно считать, что вообще не использовались. Итого, задачей типичного DSP времён ISA был захват звукового потока и ЦАП. И всё. А все остальные потоки (Line, Mic etc) прослушивались в микшере БЕЗ оцифровки (если не шли на запись). Вот и называли обычно поток SPEECH/SoundFX/WAVE просто аббревиатурой DAC. Да настолько прочно это укрепилось, что даже в иных официальных даташитах под буквами DAC подразумевается канал WAVE. Это безграмотно и даже ужасно, называть поток WAVE словом "дак", но история знает немало примеров, когда слова-паразиты, не отражающие реальной сути определяемого ими, прочно врастают в лексикон, даже в научный лексикон.

    DAC - это всего лишь этап обработки звукового потока, используемый хоть на SFX, хоть на WT, хоть на OPL, когда на выходе нам нужно получить аналоговый сигнал. Но вы всё равно так или иначе будете сталкиваться постоянно со словом "дак" в той самой извращённой форме, как его понимают до сих пор многие. Ничего с этим не поделать, просто всякий раз, когда вы не понимаете, что имеется в виду (канал WAVE или конкретный физический ЦАП), уточняйте у собеседника и не злитесь.
     
    TheMadLynx и alfy нравится это.
  6. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    sbpro/sbpro2 у меня нет, возможно человек прав.

    как минимум вдвое больше:) это если не брать cd-версию с тоннами речи.
     
  7. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    ..а лучше этого нет вообще ничего на свете :)



    .. кроме Chrono Trigger :D
     
    Последнее редактирование: 16 мар 2018
  8. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    кстати, в дюне очень хорошо в некоторых местах слышно разницу в звуке между разными клонами opl3. opl3 (=als) и esfm самые приятные (при этом довольно сильно отличаются местами), cqm похуже, opti и crystal - ужас. имхо, естественно.
    ...
    Для примера - короткий фрагмент с очевидной разницей в звучании басовой партии.
     

    Вложения:

    • cqm.wav
      Размер файла:
      4,4 МБ
      Просмотров:
      489
    • esfm.wav
      Размер файла:
      4,4 МБ
      Просмотров:
      354
    • oplsa.wav
      Размер файла:
      4,4 МБ
      Просмотров:
      321
    Последнее редактирование: 16 мар 2018
    nop нравится это.
  9. kot-perm

    kot-perm

    Регистрация:
    22 окт 2009
    Сообщения:
    105
    Снова я )
    собрал 486 dx2 66 дос 6.22 8мб
    поставил звук вибра 16S CT2900
    в autoexec.bat прописал основные параметры 220 I5 D1 H5 P330

    в doom Музон идёт а стрельбы нет)
    десент тоже молчит только весь)
    JazzCD и вообще что смог запустить на 8ми мб оперативки - все молчало.
    Поставил дрова прям от sb16dos но не смотря на то что оно взлетело, хочется понять логику, ведь из всех изменений, инстал добавил в autoexec.bat три строчки (на фото), а параметры каналов и прерываний поставил те-же.
    Из видимых изменений, дрова прописали параметры по миди, которая и так уже работала, но от чего стал работать синтезатор ?
    Диагностика - так бластерам по идее вообще никаких дров не надо, если set blaster прописан.
    Меня удивляет что fm синтезатор в 16s внешний (встроили только в 16с), так с чего оно тут заработало?
    И где глянуть расшифровку ключей которые в mixerset и diagnise
     

    Вложения:

    • DSC_4055.JPG
      DSC_4055.JPG
      Размер файла:
      519,3 КБ
      Просмотров:
      369
    Последнее редактирование: 17 мар 2018
  10. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    mixerset /?

    Если на карте нет перемычек для выбора ресурсов, то драйвер (инициализатор) нужен.
     
    Последнее редактирование: 17 мар 2018
  11. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @kot-perm, в гугле всё можно глянуть. Если захотеть. )
    SB16/MIXERSET.TXT Free Download | Free Windows Driver Downloads and Updates

    Т.е. как я и говорил ранее - сделан ресет карты и установлена громкость и остальное из файла CTMIX.CFG.

    Надо сказать что данная проблема наблюдается и с Yamaha-719S.

    А вот с другим хардверным клоном наблюдается обратная история - звуки есть, музыки нет. Но там оказалась другая, хотя и тоже увлекательная история.
     
    Последнее редактирование: 17 мар 2018
  12. kot-perm

    kot-perm

    Регистрация:
    22 окт 2009
    Сообщения:
    105
    А как быть с подключением компонентов карты ? если у AWE этим управлял СТСМ то тут мы ничего не загружаем. (я про FM синтезатор, он ведь отдельный)
     
  13. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    А сколько строчек добавилось в config.sys?
    Безджамперные карты без них и не должны работать.
     
    Bato-San нравится это.
  14. kot-perm

    kot-perm

    Регистрация:
    22 окт 2009
    Сообщения:
    105
    Так изменения только в батнике, конфиг не изменился, там ничего о звуке нет совсем !
     
  15. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    ну и хорошо. теперь ещё посмотри не сидит ли у тебя в памяти что то резидентное на всякий случай. А то для SBpro2 микшер болтается резидентно например и всплывает по alt+1.
     
  16. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    А, у тебя не pnp карта - там есть два джампера (ios0/ios1), которыми задается базовый адрес (0x220). Остальные ресурсы устанавливаются софтварно.
    Дальше в autoexec.bat идет строчка set с параметрами адресов карты, после нее diagnose, которая проверяет, что звуковая по этим адресам и ресурсам отвечает.
    После этого она и получается проинициализированной.
    --- добавлено 17 мар 2018, предыдущее сообщение размещено: 17 мар 2018 ---
    Дело в том, что все ресурсы, кроме порта 0x220 задаются программно, и изначально неизвестно в каком положении они были.
    Ты не путаешь порт 0x388 используемый для fm/opl3, который нигде в SET не указывается и порт mpu401 0x330, который идет на wavetable и внешний порт джойстика, и не работает без дополнительного оборудования?
    Справедливо только для полностью джамперных вариантов.
    Внешний родной - качественый, встроенный - "совместимый", звук считается хуже.
    Адлибу для работы в большинстве случаев ничего не надо, если порты 0x388 были заведены на ymf чип - он играет.
     
    Последнее редактирование: 17 мар 2018
  17. kot-perm

    kot-perm

    Регистрация:
    22 окт 2009
    Сообщения:
    105
    Не совсем понял цель ? ) после установки дров все работает, просто удивляет, что ничего особенного не подключено дровами.
    --- добавлено 17 мар 2018, предыдущее сообщение размещено: 17 мар 2018 ---
    Не pnp, set изначально был указан мной уже по привычке, вот про diagnose то я и не в курсе, как тогда без него некоторые бластеры работают ? при том что никаких дров не ставлено.

    Нет нет, я как раз не про 330, я вычитал что на вибра 16S вроде как fm/opl3 еще отдельно стоит, а уже в вибра 16C его встроили, это и удивляет, как моя вообще музыку играет ? или я че то путаю ?

    а какой у этой карты внешний и какой встроенный ?
     
  18. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.439
    А какая для игр разница, OPL3 там, или CQM? Они обращаются к карте как к SB16/SBPro, а как конкретный экземпляр внутренне устроен - им не интересно.
     
    Bato-San нравится это.
  19. kot-perm

    kot-perm

    Регистрация:
    22 окт 2009
    Сообщения:
    105
    Для себя - знать архитектуру )
     
  20. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.734
    Читайте выше, уже ответили: не все саундбластеры умеют PnP.
     
  21. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    - Все бластеры до sb16 и первые sb16 были полностью джамперными, им ничего не надо из софта для работы.
    - Дальше были варианты до_PnP с софтверной конфигурацией, где все кроме базового адреса устанавливалось при инициализации. Какие там ресурсы выбраны после включения? Может последние, может случайные - точно не знаю. Но после разовой установки ресурсов (возможно тем же diagnose) больше (до следующего пропадания питания?) ничего для работы не нужно, как и раньше.
    - Последние шли PnP, где все ресурсы устанавливались с помощью (любого) pnp менеджера в config.sys.
    --- добавлено 18 мар 2018, предыдущее сообщение размещено: 18 мар 2018 ---
    Посмотри на плату, вон чип ymf от ямахи припаян.
    Порт 0x388 заведен на чип ямахи? Он играет. Не заведен - не играет.

    UPD Еще миксер не забыть. У него такая же ситуация - при включении питания положение может быть в любом положении. Может все и играет, только громкости по нулям.
     
    Последнее редактирование: 18 мар 2018
  22. kot-perm

    kot-perm

    Регистрация:
    22 окт 2009
    Сообщения:
    105
    Вижу чип, просто как я понял, помимо ямахи, есть еще встройка на FM ?
    Как узнать заведен порт 388 на ямаху или нет ?

    Вот где глянуть схЭматично ) кто куда в этом поколении бластеров чего рулит.
    Я как себе представляю, есть кодек с базовым 220 портом, через него всякие звуки дуют, есть параллельно FM свой (его ведь просто ради совместимости везде вставляли) который не могу понять, каким чудом работает, кто его подключает ?
    и есть ямаха, которая уже не частотным методом, а по миди таблице играет - её по идее драйвер должен пристыковать, иначе как о ней основной чип узнает ?
     
    Последнее редактирование: 18 мар 2018
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление