1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,4%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,9%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,1%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,0%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,9%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,8%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,8%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,1%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,5%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,4%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,7%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,4%
  18. Sound Blaster Live

    42,5%
  19. Aureal Vortex

    31,0%
  20. DB waveblaster и другие

    7,1%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.588
    Его не для совместимости ставили. На этом чипе висит FM синтез. Позже криватива лицензировала/купила CQM у E-mu Systems и реализовывала его уже в своих чипах, не пользуясь сторонним FM синтезатором. До этого для FM они везде использовали ямаховские OPL2/3.
     
    Последнее редактирование: 18 мар 2018
  4. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Нет, конечно, или внутри или снаружи.


    Запиши в порт байтики, если шум в колонках появится - то подключен.

    Нет, fm только один.
    Нет, это fm ямаха, она играет fm, никаких midi.
     
  5. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    OPL3 на 388 не гарантирован(хотя обычно есть). Гарантирован OPL2/Adlib.
    Это не имеет НИКАКОГО значения при настройке. Если ты выбрал даже Adlib, а звука нет, у тебя или вся карта не проинициализирована вообще, или в микшере громкость на FM нулевая. У работающей SB-совместимой карты на 388 всегда что-то есть. Как минимум OPL2. OPL3 у SB живет на базовом порте, (220, 240 итд) Для работы FM-музыки настройки IRQ/DMA не важны, а для OPL2 и порт не важен, т. к. Adlib всегда на 388.
     
    Последнее редактирование: 21 мар 2018
  6. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    221
    @nop, на некоторых картах 388 порт можно выключить или сдвинуть.
     
    Bato-San нравится это.
  7. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @alfy, у некоторых его вообще нет, что добавляет пикантности ситуации и последующего мата при попытках настройки, если поверить, что "388 есть всегда и ему ничего не нужно".
     
  8. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    221
    @Bato-San, с такими я ни разу не сталкивался
     
  9. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Небось про ac97, GUS, некоторые WSS и подобные, у которых вообще ничего нет похожего на SB, кроме софтварной эмуляции. Но я-то писал про "SB-совместимые". Это значит - и Adlib-совместимые. А Adlib всегда жил на 388. Перемычки обещали в документации, да так и не сделали. Даже для Adlib Gold переезд с 388 был опциональной частью стандарта("level 2"), level 1 предполагал привязку к 388.

    Мы про SB/SB-клоны, этот персонаж о своем..
     
    Последнее редактирование: 21 мар 2018
  10. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @alfy, далеко за примером ходить не надо, просто посмотрим историю самой Creative:
    Как видим - существуют чистые SB без Adlib и их производили серийно. Это вам даже не "клоны" ! Такие дела, малята...
    Можно пойти и дальше по линейке, но тут мы переходим к:

    Немного о клонах.
     
    Последнее редактирование: 21 мар 2018
  11. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.832
    CMS не Sound Blaster.
     
    nop нравится это.
  12. Gamecollector

    Gamecollector

    Регистрация:
    23 сен 2016
    Сообщения:
    2.410
    Насколько я помню - там один чип от Филипс висит на 2x0 и 2x1, второй - на 2x2 и 2x3. Ещё пять портов использовались для детектирования карты (Филипсы ничего не выдают на чтение, в них можно только записывать), причём система была сильно извращённой - на один порт ввода/вывода (2x4) CMS всегда выдавала 7Fh, по 2 другим портам можно было записать байтовое значение и считать его через ещё 2 порта, значение должно было совпасть.
     
  13. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @TheMadLynx, это GameBlaster, позже переименованный в SoundBlaster к которому прилепили Ямаху.
    Т.е. фактически это "SB в зачаточном состоянии без Adlib".
    Но, конечно же - смена названия в маркетинговых целях (чтобы избежать ассоциирования у покупателя с провалившимся ранее продуктом) - это ооочень важно. Поэтому то ESS или YMF - это не SB. И даже не рядом (сарказм). И, что интересно они "клонируют" даже не всегда именно SBPro.

    Собственно про сам C/MS (который Филипс вообще то).
     
    Последнее редактирование: 21 мар 2018
  14. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Маразм прогрессирует. Где Sound Blaster в Creative Music System ? :facepalm:
    "SB в зачаточном состоянии" = "топор - это каша в зачаточном состоянии"
    бред про IBM 370 вообще пропустил. Ежу понятно, что любое слово многозначно и любой термин имеет оригинальный смысл в своей, зачастую довольно узкой, предметной области.
    В данном случае всем понятно, что является "SB" и "SB-клоном" в предметной области "звуковые карты для PC". Остальное - тролинг и флуд.
     
    Последнее редактирование: 21 мар 2018
  15. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    @Bato-San всех на измор берёт.
     
  16. Teron Lifeslayer Malkavian

    Teron Lifeslayer

    Регистрация:
    14 ноя 2004
    Сообщения:
    7.603
    MisterGrim
    ...чтобы его добавили в игнор лист абсолютно все :crazy:
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  17. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @MisterGrim, всем, чьи сообщения я вижу, ответы даны.
    @Teron Lifeslayer, этих "всех" настолько мало и мнение их так для меня "ценно", что они наверняка давно уже у меня в игноре. Безусловно за вежливое, корректное и чрезмерно культурное поведение и энциклопедические знания.
     
    Последнее редактирование: 21 мар 2018
  18. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    «Идите в гугл»
     
  19. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    Мне эта мысль давно в голову прилетела..
     
  20. kot-perm

    kot-perm

    Регистрация:
    22 окт 2009
    Сообщения:
    105
    Прости за тупой вопрос ) как туда отправить байты ? какой командой )
     
  21. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    "командой" не получится. Надо набросать немножко кода на c/asm.
     
  22. kot-perm

    kot-perm

    Регистрация:
    22 окт 2009
    Сообщения:
    105
    Оо нет) так глубоко не пойду, хотя было время, нравилось, вовремя понял что это не моё, и фортран и бэйсик и чуть позже си, эх время)
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление