1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @kot-perm, возьми сетап от игры Descent/Warcraft II и в нём попробуй настроить Adlib и сыграть в него что то. И не надо ничего программировать.
     
  4. kot-perm

    kot-perm

    Регистрация:
    22 окт 2009
    Сообщения:
    105
    Так есть десент - он у меня в числе первых копируемых при настройке, для проверки всегда дум, десент, джаз сд, MDK и еще несколько ...
    десент звучит но адлиб не пробовал, завтра достану на пробу.
     
  5. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
  6. kot-perm

    kot-perm

    Регистрация:
    22 окт 2009
    Сообщения:
    105
    Принято - сегодня закопирую )
     
  7. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    Возникла странная проблема - awe32 под win98 (asus p2b) нормально отыгрывает Doom и т.п., но в Prince of Persia происходит вылет в тот момент, когда, как понимаю, должны отыграть advanced effects - принц встает с колен и начинается игра. Винда в окне ошибки пишет что-то вроде "превывание 0". Пробовал менять прерывания, отключать драйвер awe32 (adv. effects), убирал из системы pci-звуковушку. Без эффекта. В режиме эмул. dos (загрузка из Win98) - игра виснет на том же месте. Ребята, помогите, пожалуйста, советом :) И присоветуйте, какие взять дрова, чтобы awe32 могла играть и под dos (при загрузке вне Win98).
     
  8. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Что такое advanced effects? Особенно применительно к принцу.
    Посмотри на каких ресурсах у тебя стоит awe32 под виндой. Если сильно нестандартные - может из-за этого.
    Попробуй запустить "prince.exe adlib"
     
  9. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    @easy_john, под adv. eff. предполагаю другие звуки для, к примеру, падения плит. Боюсь, что ошибаюсь, или применяю некорректную формулировку. Под виндой ресурсы - стандартно - irq 5, dma 1 и 5, port 220. Под adlib - через setup запускал, то же самое. Если эта команда "prince.exe adlib" - дает другое, попробую тоже. По факту - если для музыки выставить спикер, то все в порядке. А так - начальная заставка норм, далее - как написал. Может ли быть дело в воткнутых плашках памяти на awe32?
     
  10. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    В зависимости от установленной в сетапе/самостоятельно найденной звуковухи звуки воспроизводятся через fm/speaker или кодек, но ничего белее чем sb1 из кодеков принцу не надо и он не умеет.

    Тоже, но попробуй.

    Не может.

    Какие еще игры из самых ранних у тебя работают с awe, а какие нет?
     
    Последнее редактирование: 2 апр 2018
    Thomas Wolfe нравится это.
  11. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    @easy_john, прошу прощения, опять же, ошибся, не awe, а sb32 (модель ct3620). Драйвера пробовал разные - и от awe32 и, к примеру, от ct3600. Из того, что у меня стоит - работают duke2, duke3d, alone in the.., monkey island. Кстати, если музыку выставить как pc-спикер, то звук, выставленный как sb не проигрывается.

    p.s. проблема частично решилась. Версия PoP 1.3 так нормально и не заработала. Но в 1.4, где выходят сведения о irq и dma удивительным образом полный порядок. Да, здесь нет этих "других" звуков для трясущихся и разбивающихся блоков, но и Бог с ними (возможно, они вообще завязаны на драйвер). На этом и остановлюсь.
     
    Последнее редактирование: 2 апр 2018
  12. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    @Suchender, при установке в dosbox прерывания 10 (в игре выбран 7) для sb16, у меня игра(v1.4) зависает в начале первого уровня после проигрывания звука закрывшейся решетки, главный герой сидит и не встает. При этом факелы горят и если нажать shift+L, происходит переход на второй уровень, после чего можно играть, но без звуковых эффектов. Так что убедитесь, что irq выбран верно и что нет конфликта ресурсов с другими устройствами.
     
    Последнее редактирование: 2 апр 2018
    Goblinit и Thomas Wolfe нравится это.
  13. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    @alfy, да, я читал о подобных же проблемах в dosbox. На моей реальной системе в Win98 - вылет на упомянутом месте,
    под эмул. dos - мертвый вис, - клавиатура не реагирует на alt+ctr+del. В общем, подозреваю, что где-то что-то прописано криво, - win.ini или еще где. Так или иначе, по какой-то причине игра "теряет" irq. Ладно уж, 1.4 работает и хорошо.
     
  14. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    @Suchender, так в чем порядок, если нет оцифрованных звуков?
     
  15. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    @alfy, как sb работает, в общем-то я к этому больше привычен)
    --- добавлено 2 апр 2018, предыдущее сообщение размещено: 2 апр 2018 ---
    @alfy, расскажите, пожалуйста, подробнее про эти самые звуки, всегда было интересно знать, почему PoP порой играется "обычным" образом, а иногда иначе. Раньше думал, что это привилегия SB32, но, оказывается и vibra так умеет.
     
  16. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    @Suchender, так оцифрованные звуки у вас воспроизводятся на sb?

    В старых версиях принца не было сетапа и звук определялся автодетектом. Звуковые эффекты могли быть простые на спикере или оцифрованные на sb, если определялось его наличие.
    sb32 тут вообще не при чем. Принц поддерживает только простой sb, не знаю почему в 1.4 в сетапе есть только sbpro. Если в принце звуковые эффекты "простые" - значит не найден SB.
     
    Последнее редактирование: 2 апр 2018
    Goblinit нравится это.
  17. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    @alfy, в общем так, - когда в начале принц спрыгивает вниз, первая каменная плита "вибрирует" - здесь у меня в PoP 1.4 на актуальной проблемной системе звука нет (а я знаю, что на другой системе он там есть). Далее - когда плита падает - звук есть, но это "обычный" звук (как во всех роликах на youtube), а не звук бьющегося стекла, какой отыгрывается в том случае, если в PoP есть звук "вибрации" плиты.
     
    Goblinit нравится это.
  18. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    @Suchender, значит у вас не обнаруживается наличие sb.
    Сейчас проверил в 1.3 - при установке бластера в сетапе и irq10 на карте - эффекты воспроизводятся на fm-чипе. SB может не определяться из-за irq>7, либо из-за слишком быстрой скорости процессора.
     
    Последнее редактирование: 2 апр 2018
    Thomas Wolfe нравится это.
  19. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    Да, под чистым dos'ом карта не играет вообще ничего - может и не должна (sb32 pnp)? Как считаете, в чем может быть причина? Что я делаю не так? На ASUS p3v-133 карта находится без вопросов и все играет, проверил, - но там система свежеустановленная.
     
    Последнее редактирование: 2 апр 2018
  20. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Давайте, к правильной терминологии.
    "обычный звук" - это работает adlib/opl2/fm-синтез и эмулирует подобие эффектов. Он же играет музыку на заставке.
    "звук бьющегося стекла" - это оцифрованные эффекты, воспроизводимые через кодек SB.
     
    Goblinit и Thomas Wolfe нравится это.
  21. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    @Suchender, любая pnp карта чтобы звучать, должна быть проинициализирована.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  22. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Драйверами она не проинициализирована.
    Должен быть pnp драйвер (например ctcm) в конфиг.сис и желательно строчки микшера и проч. в autoexec.bat.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление