1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    @easy_john, спасибо, мне этой терминологии явно не хватало, теперь смогу говорить по-русски :)
    --- добавлено 2 апр 2018, предыдущее сообщение размещено: 2 апр 2018 ---
    Проверю еще раз, все это прописывалось, но.. суть ясна, буду копать))
    P3-550
     
    Последнее редактирование: 3 апр 2018
  4. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    Thomas Wolfe нравится это.
  5. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    Этого достаточно, чтобы во многих старых играх не определялся SB.
     
    Thomas Wolfe и TheMadLynx нравится это.
  6. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    @Knd, спасибки! :)
     
  7. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    В общем, намучился, результат ноль. Карта ни в какую не инициализируется. Такое впечатление, что ей нужны какие-то специфические родные драйвера. Да и свистит она довольно сильно при воспроизведении игрушек (кстати, с чем это связано?) Поставил awe64 value - с ней проблем не отмечено, драйвера родные, под dos инициализируется, но под win98 я так и не услышал, чтобы в PoP 1.3 работал кодек. Опять же вопрос - должен работать? Все строчки в autoexec и т.д. карта добавила, с этим порядок.
     
  8. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Ну так ты напиши, какие строки в конфигах, какие сообщения при загрузке, чего мы гадать то будем?
    Про свитст - покажи настройки микшера в первую очередь.
     
  9. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    @easy_john, если по sb32, возвращаться к ней больше не хочу. По awe64 обязательно напишу, как снова доберусь до железок.
     
  10. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обе карты 100% идентичны с точки зрения досового софта. Да и по железу практически также.
    По этому очень непонятны ваши метания.
     
  11. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    Для PoP 1.3 "звук бьющегося стекла" при падении досок и нормальные шаги - надо в сетапе поставить звук на SB/SBPro, а музыку на Adlib.
    Если же для музыки выбрать MIDI/MT32 (что игра и делает по умолчанию) - вместо шагов и досок будет нечто непонятное в виде музыкальных вставок.
     
    Vardok, Goblinit и Колючий нравится это.
  12. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    @Bato-San, только если при этом игра не обнаружит бластер, она откатится на adlib.
    А на p3-550 она его не найдет. В досбоксе при cycles=17000 еще находит, 19000 - уже нет, а это скорость 486/pentium.
    Должно помочь выключение кеша процессора.
    Pop 1.4 бластер находит на cycles=50000, но в нем музыка корявая.

    на реальном железе все нормально
     
    Последнее редактирование: 4 апр 2018
  13. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Настоящий OPL2 нуждается в больших задержках между записями в регистры, OPL3 - в значительно меньших, но тоже не нулевых. Из за чрезмерной скорости у игр, где задержки сделаны некорректно, музыка превращается в какофонию. Недавно я наблюдал такое у Ultima 6, например.
     
  14. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    @alfy, однако на другой системе на P3-500 кодек работает. На проблемной же переход с 550 на 500 ничего не дал.
     
  15. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    @nop, все так, но в принце 1.4 музыка корявая на любой скорости, просто там другой набор инструментов/драйвер используется. на реальном железе все нормально.
    @Suchender, возможно на другой системе игра версии 1.4, а не более старая? Чтобы понять, в скорости ли дело, достаточно выключить кеш.
     
    Последнее редактирование: 4 апр 2018
    nop нравится это.
  16. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    нет, 1.3
     
  17. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    @Suchender, проверил pop1.4 и 1.3 на реальном p233mmx с awe64 - музыка и цифровые эффекты работают нормально и в досе и под вин98.
     
    Последнее редактирование: 5 апр 2018
    TheMadLynx и Thomas Wolfe нравится это.
  18. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @alfy, а зря ты всё позачёркивал... Действительно есть сваливание в адлиб на быстрых процах. Проверено на реальном P3 в виндовс 98SE с AWE64. Дрова от майкрософт (может быть дело и в них).
     
    Последнее редактирование: 5 апр 2018
    Yuriy_X и alfy нравится это.
  19. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    Не сомневаюсь. Это проблемы моей системы. Проверил, что происходит с ct3620 в системе с asus p3v-133 - уже писал, что все работает, - так вот, никаких программ инициации не используется, в autoexec - пусто. Однако карта использует кодек в PoP 1.3 как под Win98, в эмуляции dos, так и при загрузке в строку dos из загрузочного меню. Но поскольку и на этой системе карта дает хороший свист при воспроизведении Doom и т.п. (в PoP такого нет), то теперь будет жить в тестовой системе, еще послужит)
     
  20. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    @Suchender, pnp-карта может работать в досе без инициализации в том случае, если ее инициализирует биос (pnp os - no в bios setup). Но aweutil /s все равно нужен, иначе может не быть музыки, либо будет свист/искажения.
     
  21. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    @alfy, спасибо большое, я не знал, что pnp os имеет такие последствия, но обычно ставлю на yes. aweutil мне наверное не подойдет(?), у меня sb32, не awe, - карта в системе стоит как sb16.
    --- добавлено 5 апр 2018, предыдущее сообщение размещено: 5 апр 2018 ---
    т.е., этот шум на выходе при запуске игры может быть связан с тем, что карта не инициализирована утилитой?
     
  22. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    @Suchender, с точки зрения fm/emu - sb32 не отличается от awe32/awe64. так что aweutil нужен.
    может
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление