1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    @alfy, спасибки, всегда есть чему учиться и это здорово! :)
     
  4. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    Вчера получил СТ3930 (sb 32), думаю обсуждение выше мне пригодится.. Кстати, может подскажет кто: стоит ли туда пробовать ставить память, и какого объема?
     
  5. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    @Knd, на моей sb32 (ct3670) планки по 16мб не видятся, по 1мб - работают. В досе смысла в дополнительной памяти на бластере я не вижу. Для редких игр со своими инструментами должно хватить и 2х256кб.
     
  6. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    @alfy, у меня стоят две планки по 16, загружен банк "gus" (где-то на 26mb) - не могу сказать, что это прям ах. Для "повседневных" дел более чем подходит карта без планок или обныкновенный awe64
     
  7. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    @Suchender, у меня на awe32/64 тоже стоит по 32 и банк gugs, с ним карта звучит не хуже миди-дочек, но это работает только под win и грузится этот банк довольно долго, в досе можно захимичить тоже банк побольше, но он будет работать только для игр, работающих в реальном режиме.
    ...
    "немножко" памяти может пригодиться в дос для эмуляции mt32 и gs.
     
    Последнее редактирование: 6 апр 2018
    nop и Thomas Wolfe нравится это.
  8. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.439
    В принципе, 8Мб банки уже весьма хороши бывают. Потому 2х16Мб можно конечно поставить и есть чего туда закатать, но в крайнем случае хватает и 2х4Мб.
     
  9. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    4-x достаточно :)
     
  10. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    Что-то ct3930 пока не радует. В играх descent, Duke 3d, blood, Warcraft 2, doom 1&2 звук нормальный. А вот, скажем, в wolf3d, Duke nukem 2 есть щелчки, например при воспроизведении звука выстрела (в Вульфе - только при стрельбе из 4ки). Кажется в этих играх карта работает в режиме Sb или SB Pro. Эти грабли с кликами вообще решаемы? Пробовал только под Виндовс98. Пень-166, десктоп hp vectra vl.
     
  11. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.735
    Нет. Проблема Single-Cycle DMA Clicking присуща конкретным моделям и избавиться можно только поменяв на другую модель. Почитать можно здесь: VOGONS • View topic - Sound Blaster 16 Bugs and Deficiencies Summary
    А здесь можно послушать: Nerdly Pleasures: Sound Blaster 8-bit Playback Quality

    P.S.: добро пожаловать в клуб искателей идеального саундбластера!
    таких не существует
     
    Последнее редактирование: 8 апр 2018
    nop и Thomas Wolfe нравится это.
  12. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.439
    Какие косяки были у 2760? Думал, что этот как раз близок к идеалу.
     
  13. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    @TheMadLynx, я думал, если клики есть, то они так или иначе есть везде.
     
  14. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.735
    @Колючий, кроме упомянутого уже Single-Cycle DMA Clicking, есть еще "мягкий" вариант Hanging Note Bug и лаги при воспроизведении музыки в Duke Nukem 3D и Tie Fighter через MPU-401.
     
  15. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    Тот же Принц при сравнении SBPro и AWE показывает, что AWE сильно проигрывает по качеству и музыки в любом варианте и звуков. Да и багов со слетанием в адлиб на Pro не замечено.
     
  16. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Слушайте, ну вот начинается опять по двадцатому кругу одна и та же хрень. Давно уже решение обсосано со всех сторон, лежит на поверхности. Ставите любой нормальный клон на адреса 220/7/1, в пару к нему понравившийся SB16 (лучше сразу AWE) на адреса 240/5/0/5/640. FM отключаете (или глушите) на любой из карт. Переменная SET BLASTER должна быть A220 I7 D1 T4. И никаких проблем. Одной картой не выкрутитесь никак, это не тот случай, когда удаётся поцеловать себя в анус. Сколько можно это обсуждать уже, думаете, что «вот у меня точно получится сейчас». Не получится.
     
    nop и Thomas Wolfe нравится это.
  17. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    @LANRUS, вай-вай, почему такое "обсосанное" решение, и в шапку не заделать? Правильно - чтобы по 30-му кругу обсуждать)
    А вообще, есть куча вопросов к такому варианту:
    как (мне например) вкорячить 2 ISA карты в декстоп (они банально не помещаются)?
    Как быть, если ISA слот всего один?
    Можно ли под Win98 таким образом поставить (а главное - настроить) AWE64+SB16/32 ?
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  18. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    1) только подбор корпуса.
    2) ISA райзер или другая мать. К сожалению, только так.
    3) Не вижу препятствий. Только зачем, с какой такой целью иметь в системе две штуки SB16/AWE? Одна pro/clone, другая 16, вот в этом смысл уже есть.
     
  19. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    @Knd, опять по двадцать первому кругу! Одним десктопом не выкрутитесь никак ;)
     
  20. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    видимо из-за этого
    т.е. замена SBPro, если такового нет под рукой.
    Хотя это половинчатое решение.
     
  21. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    В моем случае 2 карты могли бы разделить обязанности: 1) AWE64 - нормальный звук SB16 без попсов и кликов, 2) SB32/AWE32 - в зависимости от потребности - музыка WT или OPL3 (через ямаховский чип или его клон).
     
  22. Vit Skystranger

    Vit Skystranger

    Регистрация:
    27 июн 2008
    Сообщения:
    298
    Запустил на CT3980 правда не вольф, а SOD. Звуки дверей, выстрелов и пр. есть, щелчков не слышал. Правда очень тихая музыка почему-то. Где в вольфе поискать эту ошибку? (может, на каких-то уровнях, в определенных местах особенно часто проявляется?)
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление