1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.438
    Похоже, да. Хотя "Nova 16 Extra" - это уже второе поколение, без Covox'а.
     
  4. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Вот на такое первый совет - замедлить комп.
    Хотя, конечно, на 386SX должно было быть ок.
     
    Последнее редактирование: 9 апр 2018
  5. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.438
    386SX на 33 МГц - куда уж дальше замедлять?
    ESS1868 на нём же отлично звучит.
     
  6. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    @Uka, у меня есть более новый ацтек с Opl3, звучал нормально. Хотелось бы услышать
     
  7. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Uka, для сравнения. Это чисто YMF262

    Софтвер средствами Win95 (спешил и не глянул описание).


    Хардвер. Неизвестно чем
     
    Последнее редактирование: 9 апр 2018
  8. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @Bato-San, Это "Рабинович напел":
    Ха. Ха. Ха.

    Тут мидишка, скормленная винде, а не настоящая музыка в Doom.
    Я уже давно писал тут, почему они не будут звучать одинаково.
    Зачем мы тут вообще что-то обсуждаем, если это никто не читает? (впрочем, в случае с Bato-san, учитывая, сколько времени он тут сидит, я готов заподозрить и намеренную дезу)

    Повторяю, не должно быть никаких ожиданий, что MIDI звучит одинаково даже на одинаковых устройствах, даже в FM. Потому что для FM ТОЖЕ используются банки инструментов.
    --- добавлено 9 апр 2018, предыдущее сообщение размещено: 9 апр 2018 ---
    Ой, теперь не мешало бы спросить:
    Надеюсь, в самой игре слушал? :)
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  9. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    А почему, собственно, Live? :)
    --- добавлено 9 апр 2018, предыдущее сообщение размещено: 9 апр 2018 ---
    Точно. Уже писал, недавно специально проверил, есть у меня разные ямахи 718-719, так вот, только одна из них дает такие мощные ударные, что стекла в комнате потрясывает :) Фигурально, но смысл таков.
     
  10. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @Suchender, Да, есть и различия в аналоговой части и в DAC и в ресемплинге/фильтрах. В AWE-шках вон не только ресемплируют цифрой но и эффекты добавляют, но я не про то. Я про то, что звук MIDI на FM-чипах очень зависит от софта, которым играют.
     
  11. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    718 или 719?
     
  12. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    И те и другие. Если поймаете YMF-718S LSI AudioWave - не пожалеете ;)
     
  13. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Suchender, потому что больше ни одна карта не обладает сходной архитектурой в виде многоканального микшера, встроенного в DSP на аппаратном цифровом уровне, не обладает таким огромным количеством различных входов, имея при этом ещё и дрова под 9X.
    Это только Live/Audigy12. Если ещё не читали, почитайте вторую часть моей статьи, которая пишется уже несколько лет, сразу станет всё понятно. Третья часть будет заключительной, если доживу. Поверьте мне, я не случайно выбрал EMU10k. Аналогов им нет.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  14. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.439
    Невзрачная, это когда там только ESS1869f и ни памяти, ни второго чипа.
     
    Последнее редактирование: 9 апр 2018
  15. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    Я о "одежке" - затычка-затычкой))
     
  16. Vit Skystranger

    Vit Skystranger

    Регистрация:
    27 июн 2008
    Сообщения:
    298
    Погонял вольф, 3 разных версии с этого сайта, проблем не заметил за исключением пропадания хлопанья дверей, возникающего, как мне показалось, если стрелять (особенно из автомата, но и из пулемета тоже) в момент открытия двери, но не всегда. Звук всех дверей после этого может пропасть, а потом после какого-то события (возможно, разговоры немцев) снова включиться. До пулемета доходил, благо он уже на 2-м уровне в секретном месте лежит, из пулемета стрелял короткими очередями и длинными.
    DOTT. С этим хуже. При выборе adlib/soundblaster для музыки, музыка в заставке начинает играть, а потом громкий скрежет и шипение. Если выбрать general midi, то играет нормально, а если нет/спикер, то игра этот выбор, похоже, игнорирует, и все равно играет скрежет и шипение OPL. Звук - выбирал саундбластер, и вроде один раз сквозь скрежет услышал какую-то речь, но больше ее услышать не удалось (поэкспериментировать с буферами?), только субтитры игра показывает.
    Аппаратура - CT3980, пень-700, P2B
     
  17. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Нда, я вижу, сколько ни тверди, а тут ещё лет эдак сто будут пытаться гонять древний дос на сб16 и возмущаться, почему не работает как надо, ведь это тот же креатив!
    Вот это всё сродни развлечению поставить грабли и наступать на них под разным углом, проверяя, как стукнет. Причём зная заранее, что стукнет, и всё равно каждый раз лелея пустую надежду, а вдруг будет всё нормально. Зачем? Ставьте ESS или подобный зарекомендовавший себя клон и не занимайтесь дурацкими "тестами".
     
    TheMadLynx нравится это.
  18. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @LANRUS, Многие старые игры таки не от этого криво работают на быстрых компах.
     
  19. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @nop, знаю. Не в этом дело. Фишка в настоящий момент заключается в том, что SB16 - одно из этих потенциально вызывающих проблемы звеньев. И мне уже даже не смешно и не грустно от наблюдения за тем, как тут бесплодно и упрямо, раз за разом, словно горох о стену, пытаются опровергнуть этот факт.
     
  20. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    @LANRUS, вот вы, вроде, взрослый человек. А вот иногда смахиваете на школьника, кричащего "боян!" При виде темы, набившей (ему, постоянно сидящему в инете) оскомину. Каждая тема для кого-то в новинку. Если вам так "больно" каждый раз читать про грабли, то посодействуйте появлению в шапке соответствующей инфы. Всё больше толку, чем от ворчания:)
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  21. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.438
    А где ещё слушать-то?
    Правда, для сравнения я больше пользуюсь jukebox'ами от Microprose ("Colonization", "Darklands", "Pirates! Gold") - удобнейшие вещи. Не думаю, что они там играются иначе, чем в самих играх.

    Попробую как-нибудь записать...
     
  22. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    Просьба к разбирающимся в данном вопросе, пояснить фразу из "www.old-games.ru/wiki/Sound_Blaster_16" :

    На практике это означает, что мы имеем на SB Pro 2 максимум глухой (8 бит) 22 кГц стерео-звук?
     
    Последнее редактирование: 10 апр 2018
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление