1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Knd, на практике означает, что 16 играет моно в оба канала.

    @LANRUS, интересно. что на английской вики про SB16 откровенно написано следующее:
    Т.е. вот и рецепты частичного лечение заменой хотя бы ёмкостей и перечисление дефектных железок и просто рекомендация "выбросьте бяку и возьмите любой адекватный SB/SBPro."
     
    TheMadLynx нравится это.
  4. Gamecollector

    Gamecollector

    Регистрация:
    23 сен 2016
    Сообщения:
    2.410
    Эээ... Вроде бы в одном из режимов SBPro - SB16 звучит только в правом или левом динамике. Остальные режимы - совместимы, да...
    Уже тогда, кстати, проявилась гнилая сущность Creative. "Написано - совместимо с SB, а не SBPro? Да, специально сделали. И нет, исправлять не будем."
     
    Последнее редактирование: 10 апр 2018
  5. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Gamecollector, короче говоря, в то время из-за недостатка информации можно было круто "нагреться". Впрочем, учитывая, что и сейчас инфа по фактическим возможностям железа весьма разрозненная...

    НО конкретную модель саундбластера лучше покупать только чётко представляя её возможности и их фактическое использование.
    НО в большинстве же случаев, как верно подметил @LANRUS про грабли - звук ставится или потому что достался или потому что интересно помотреть чем будет отличаться. И искреннее удивление, что более дорогая и новая железка не умеет, как старая и самая дешёвая - причина попыток как то подогнать звучание под некие "эталоны".
     
  6. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.438
    Увы, расхваленный тут номер "две звуковых ISA-карты" в одном компьютере у меня не прошёл. С вариантом "SB Pro + SB 16/AWE" он, может, и помогает, но в моём случае "ESS1868+Aztech NX Pro" весь звук всегда идёт только через последнюю карту. Не зависимо ни от строчек в autoexec.bat, ни от очерёдности установки карт в ISA-разъёмы. Всего и разница с одной только Aztech, что SBTest и SBCheck с ума сходят и ни одной карты не видят (SBCheck вообще известна тем, что Aztech определяет как ESS, а не как SВ ), - а во всех играх и музыкальных программах всё равно звучит только Aztech, как в варианте Adlib/SB, так и, естественно, PC Speaker / DSS / Covox.

    Воспроизведение игровой музыки попробовал записать - вышло хуже, с шумами и хрипами почему-то, которые в реальности вообще-то отсутствуют (я ничего раньше такого не записывал). В принципе - "The Secret of Monkey Island" и "Monkey Island 2" звучат через Aztech очень даже неплохо, только чуть по-другому. Возможно, там и в других случаях всё в порядке, а я просто привык к звучанию ESS :) Но всё-таки, например, в приложенной "Nightingale" из "Colonization" OPL звучит как-то жиденько, на мой вкус.

    Наверное, стоило бы предпочесть одну Aztech, но у неё ещё один недостаток - что-то барахлит разъём "SPK", так что при вставке штекера до упора звучит только правый канал - чтобы слышать оба, нужно изощряться и вставлять штекер не до конца (из-за этого и в прилагаемых записях звук у Aztech тише, чем у ESS). Кто-нибудь в курсе, это как-то чинится? Перепаять - увы, это не ко мне, но вроде бы разъём можно разобрать как-то?
     

    Вложения:

  7. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.736
    SB16 при выборе SB Pro играет моно и работают оба динамика.
    --- добавлено 10 апр 2018, предыдущее сообщение размещено: 10 апр 2018 ---
    Можно и разобрать, но лучше перепаять.
    --- добавлено 10 апр 2018 ---
    В случае SB16 в режиме SBPro будет "максимум глухой (8 бит) 22 кГц моно-звук".
     
    Thomas Wolfe и Bato-San нравится это.
  8. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Так, хорошо, идём логическим путём. Зачем в одной системе два SB Pro? В чём изначально смысл такой связки? Я лично не расхваливал эту бессмысленную схему.
     
  9. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    У каждой звуковой карты есть свой софт, который занимается её начальной инициализацией.
    Так вот этот софт обычно позволяет разнести на разных картах порты, IRQ, DMA в отличные друг от друга значения (самоочевидно, что они не должны совпадать при использовании двух карт).
    Другое дело, что этот софт не всегда написан грамотно или совместим с другим софтом.
     
  10. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Uka, по поводу ещё двух моментов могу дать своё толкование.
    1) очерёдность установки ISA карт не играет никакой роли, это не PCI шина.
    2) разъём SPK у ацтека накрылся по левому каналу. Дело в том, что левый канал – это самый дальний контакт джека, «наконечник». Когда вы вставляете «наполовину», вы замыкаете не три контакта, а два со сдвигом без участия контакта «земля» на кабеле. И получается, что замыкается контур правого канала звуковой между правым и левым контактами на кабеле. Звучит только правый канал в обоих. Это ясно, как день.
    --- добавлено 10 апр 2018, предыдущее сообщение размещено: 10 апр 2018 ---
    Не из-за того, что не до конца. А как раз из-за того, что один правый канал попадает на два сопротивления приёмника звука (левый и правый) без замыкания на "земле" приёмника.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  11. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    Так, а у клона SB Pro (взять тот же ESS 1868f) будет всё-таки "глухой (8 бит) 22 кГц стерео-звук" ?
    Параллельно задам вопрос: в DESCENT-1 какое максимальное качество звука заложено? 11Khz/8bit/stereo, 22Khz/8bit/stereo, 22Khz/16bit/stereo, ... ?
     
  12. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Knd, с клонами SBPro ситуация обычно интересна тем, что они вообще не SBPro, а скорее WSS. Т.е. они умеют 16 бит, но если никто не просит - будут изображать 8-битные SBPro. Стерео, если чип его позволяет никто отключать не будет.
     
  13. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.438
    Я выше пояснял: для того, чтобы работающий и звучащий лучше SB Pro (в лице ESS1868) сочетался с эмуляцией Covox/Disney Sound Source (а заодно и выводом с PC Speaker), которую умеет делать только Aztech.

    Это-то очевидно, но ведь для эмуляции Covox не нужны IRQ с DMA? А заставить звучать SB/Adlib через ESS при вставленной Aztech у меня не получается (при том, что "софт" там инициализируется как раз ESS-овский).

    Понятно, спасибо за информацию!
    Это лечится? Или только перепайкой разъёма (или ещё чего-либо, если левый канал "накрылся" не в разъёме, а где-то дальше на карте)?
     
    Последнее редактирование: 10 апр 2018
  14. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    Берёшь софт Ацтека и им Ацтеку переназначаешь порты с 388/220/330 и с IRQ5/7 на что то другое. Всё. нет конфликта и наложения ресурсов. Можно инициализировать ESS и слушать ковокс на ацтеке и бластер на есс.
     
  15. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Строго говоря, это вообще две карты в одной. У меня был какой-то Aztech, там нужно было выбирать джамперами: или WSS, или SB Pro (но не одновременно никак).
     
    nop нравится это.
  16. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.736
    @Knd, да, клоны SBPro будут в режиме SBPro давать такой же стерео-звук за вычетом фильтра срезающего верхние частоты. ФВЧ на клоны не ставят, потому что они обычно еще имеют подсистему WSS на борту с 16-битным 44 кГц стереозвуком.
     
    Knd нравится это.
  17. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @MisterGrim, интересно, что все Yamaha-71x тоже содержит WSS. И, да - не одновременно. Имелось ввиду, что можно дёшево получить 16-битную звуковую карту, просто включив WSS, если очень хочется.

    С каждой звуковухой свой геморрой. В любом случае надо брать конкретную карту, смотреть даташит на чипы, смотреть софт и какое то время танцевать с бубном.
     
  18. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    Т.е., без WSS на Yamaha-71x и ESS1868 16-битный стерео 22 кГц (не говоря уже о 44) получить нельзя?
     
  19. Vit Skystranger

    Vit Skystranger

    Регистрация:
    27 июн 2008
    Сообщения:
    298
    SB16 на мой взгляд сегодня не нужна вообще, а AWE нужна из-за своего AWE, т.к. это единственный доступный, по крайней мере до недавнего времени, WT под ДОС. Например, эту свою карту я приобрел в начале нулевых (до нее была ESS с простейшей дочкой на OPL4, затем AWE64 Value), другие приличные синтезаторы удалось купить сильно позже, и стоили они существенно дороже (хотя на сегодня эти цены уже кажутся смешными). Мириться ли с ее недостатками, это каждый может для себя решить сам. На мой взгляд, они незначительны, хотя исследовать их интересно.
    В винде такие карты как правило отжирают ресурсы и под SB и под WSS. В этом плане ESSки поудобнее, им меньше надо.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  20. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Knd, частота звука не имеет отношения к разрядности. Большинство SBPro умеют до 48Khz. 22 это стандарт.

    Почитай вообще про бластеры.

    ничего подобного. Это на самом деле не так работает.
     
    Последнее редактирование: 10 апр 2018
  21. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    Теория читана уже. Меня интересует практическая сторона дела, которая, как известно, частенько имеет свойство расходиться с теоретической.
    Ну видимо конкретики я не дождусь, придётся ковыряться самому:)
     
  22. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Knd, я уже выше писал
    т.е. у каких то может и быть гибридный режим. В принципе у 71х он есть, но что получится неизвестно. Это под чистым MS-DOS.

    Выше про ресурсы - если включить WSS на любой карте, винда (речь только про 9х) всё же будет эмулировать порты SBPro для доса, если это поддерживается драйверами. То же она делает с любыми кодеками. И ESS не исключение. Если же поставить, чего делать не рекомендуется на клоны не родные дрова, а от SB - будет играть прямо в железку. Только не факт, что результат понравится из-за неполной инициализации.
     
    Последнее редактирование: 10 апр 2018
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление